Файл: Адаптация ребёнка к школе (Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Адаптация в 1 - ом классе – особый и трудный период в жизни ребёнка: он осваивает новую социальную роль воспитанника, новый вид деятельности – учебную; изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, преподаватели, учебное заведение как огромная социальная группа, в которую включается ребёнок; изменяется уклад его жизни. У 6 – 7 – летнего ребёнка есть уже главные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных факторах охватывает 1 - ое полугодие 1 - го года учёбы в учебном заведение.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Характерная индивидуальность положения школьника, ученика состоит в том, что его обучение является обязательной, общественно важной деятельностью. За свою учёбу каждый ученик несёт ответственность перед преподавателем, школой, семьёй.

Адаптация к школе это особо главная и серьёзная проблема, так как ситуация неопределённости постоянно волнующа, а перед школой любой ребёнок испытывает чрезвычайное волнение. Он вступает в жизнь в новые по сравнению с детским садом условия. Может случиться так, что ребёнок в младших классах будет повиноваться большинству, вопреки личному желанию. В соответствии с этим необходимо помочь ребёнку в данный трудный для него период жизни обрести самого себя, научить его самого отвечать за свои поступки. Не без основания можно сказать о том, что положительные пути, которыми осуществляется адаптация, ведут к успешной учёбе в учебном заведение.

Проблемой адаптации в школе занимались и занимаются учёные, педагоги, школьные гигиенисты, психологи, физиологи, медики. Среди них: Амонашвили Ш. А., Лусканова Н. Г., Овчарова Р. В., Коробейников И. А., Беличёва С. А., Выготский Л. С., Безруких М. М. [25]

Дальнейшая успеваемость воспитанника во многом будет зависеть от того, как он начнёт обучаться. В соответствии с этим проблема адаптации учащихся первого класса к школе не теряет своей актуальности, требуя беспрерывного пристального внимания и последующего раскрытия.

Цель исследования: изучение уровня адаптации первоклассников и

2

разработка педагогических условий их адаптации к школе.

Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в 1 – ом классе средней общеобразовательной школы №5 г. Алзамай.

Предмет исследования: процесс адаптации первоклассников к учёбе в учебном заведение.


В строгом соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи: 1 Раскрыть суть процесса адаптации учеников к школе на основании изучения научной литературы. 2 Выявить уровень адаптации учеников первого класса к школе. 3 Разработать педагогические условия адаптации учащихся первого класса к школе.

База исследования – Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Алзамай», 1 класс.

В ходе исследования были применины следующие методы: теоретические исследования психолого – педагогической литературы, наблюдение за воспитанниками в 1 – й месяц обучения, беседа с детьми и их родителями, тестирование детей 1 – х классов, анкетирование родителей.

Практическая значимость – материал может быть исследован в работе преподавателей начальных классов и другими профессиональными общеобразовательными учреждениями.

Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, список применяемой литературы, приложение, сокращения.

Во введении дано обоснование актуальности выбранной темы, определены: объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи исследования.

В первой главе представлены теоретические основы процесса адаптации, сущностно – содержательный анализ ключевых терминов исследования, характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, условия влияющие на адаптацию детей к школе.

Во второй главе изучается уровень адаптации первоклассников к школьному обучению на основании диагностических методик изучения этого процесса, а так же описаны педагогические условия адаптации первоклассников к школе.

3

В заключении обобщены и изложены главные теоретические положения и общие выводы проведённого исследования.

В приложении даётся описание диагностических методик, применяемых в работе, программа организации процесса адаптации учеников первого класса к школьному обучению «Здравствуй школа!»

4

Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе


Сущностно – содержательный анализ ключевых понятий исследования

Термин «адаптация» произошёл от позднелатинского «adapito» (приспосбление) и первоначально широко использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного поведения индивидов в животном мире, эволюции различных форм жизни.

В биологии общая приспособленность живых организмов к условиям существования складывается из множества отдельных адаптаций самого разного масштаба. Все адаптации возникают в ходе эволюции в результате естественного отбора наследственных вариаций (мутаций) и их комбинаций. Эти мутации всегда возникают в любой популяции живых организмов в огромном числе, причём большая их часть не проявляется, а находится в генофонде в скрытом виде. В естественном отборе подхватывает оказавшиеся полезными в данных условиях наследственные вариации. Шаг за шагом, из поколения в поколение посредством преимущественного размножения особей – носителей таких полезных изменений новые свойства становятся характерными для вида. Так возникает адаптация. [25]

С философской точки зрения, адаптация – это приспособление. Приспособление – это изменение живого существа под воздействием внешней среды и результат этого изменения. Приспособление является непосредственным, если оно вызвано воздействием самих условий существования как таковых, и косвенных, если то, что не приспособлено к данным условиям, уничтожается путём отбора, а то, что приспособлено, «сохраняется». Приспособление является функциональным, если изменения жизнедеятельности организма способствуют изменению форм существования; обоюдным, если два различных организма или органа приспосабливаются друг к другу; пассивны, если в организме происходят изменения без его участия; активным, если приспособление имеет место благодаря деятельности организма; активистскими, если среда изменяется под воздействием субъекта в целях его приспособления. [24]

Таким образом, адаптация – это не только процесс, а так же результат приспособления строения и функции организмов и их органов к условиям среды обитания.

5

Превосходство человека над другими живыми существами и состоит как раз в том, что он обладает наибольшей способностью к приспособлению. Способность живых существ приспособляться к условиям изменяющееся среды очень различна и может совсем отсутствовать. [6]

В социологии приспособление – это стремление и способность человека «принимать участие» в том, что делают другие и подражать их манерам, жестам, движениям, мимике и поведению. Приспособление есть общение с другими «при осознании различия», без чего было бы невозможно существование социальных групп и отдельной личности. [18]


С точки зрения психологии адаптация – это приспособление строения и функции организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие адаптация широко применяется в качестве теоретического понятия в тех психологических концепциях, которые подобно гештальтпсихологии и теории интеллектуального развития швейцарского психолога Ж. Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Процессы адаптации направлены на охранение гомеостаза. [8]

Сдвиги, сопровождающие адаптацию затрагивают все уровни организма: от молекулярного до уровней психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к ­­экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психологическое и моральное состояние индивида. [8]

В педагогике выделяют психическую и социальную адаптацию. Психическая адаптация – это явление, которое выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Социальная адаптация делится на три этапа: 1 Активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими. 2 Оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в её ролевую структуру.

6

3 Процесс и результат освоения ребёнком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого ребёнка и его социального окружения – родителей, учителей, сверстников, других людей и всего социума.

Следствием приспособления считается адаптированность, то есть, степен фактического приспособления человека к жизни, взаимосоответствие его общественного статуса и удовлетворённости или неудовлетворённости собой. Человек имеет озможность быть гармоничен и приспособлен или дисгармоничен и дизадаптирован.

Адаптированности ребёнка может способствовать адаптивность образовательной среды и адаптивная модель школы.

Адаптированность образовательной среды – это дееспособность образовательной среды ставить соотношение между предлагаемыми образовательными услугами, образовательными предложениями семьи и образовательными запросами семьи, населению и отдельных граждан, делать и поддерживать обстоятельства для продуктивной работы педагогических сотрудников, управленческого и обслуживающего персонала. Адаптивность образовательной среды для каждого ребёнка и взрослого проявляется в раскрытом и дружеском характере информационной и общественной среды во всех образовательных учреждениях; в многообразии образовательных программ и согласованных с ними педагогических технологий, предусматривающих личные особенности и интересы обучающегося; в полноценности духовно – нравственного, умственного, физического развития, гражданского и профессионального становления.


Адаптивная модель школы – это новая модель разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором всевозможных классов и образовательных услуг, открытой для детей разных возможностей и способностей вне зависимости от их индивидуальных психологических особенностей здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи.[15]

Определение понятия «адаптация» представляет собой сложную философскую и методологическую проблему.

На основе сравнительного анализа большого числа определений адаптации, все понятия адаптации могут быть объединены в следующие три группы: 1 Так называемые тавтологические определения, в которых понятие адаптация интерпретируется как буквальный перевод латинского «daption» в

7

значении приспособления организмов к среде, то есть «адаптация – процесс и результат приспособления строения и функций организма к условиям среды»; 2 Определения через «главный признак». Здесь адаптация определяется через выраженность ключевого аспекта структурно – функциональной организации индивида. Эти ключевые аспекты выделяются на следующих уровнях: физиологическом, биохимическом, поведенческом и морфологическом; 3 Полисемантические определения подчёркивают многозначный, многоаспектный характер самого явления адаптации, и прежде всего выделение адаптации как процесса, адаптации как результата.

Наиболее сложные и разнородные аспекты явления адаптации проявляются в многогранной человеческой деятельности в которой можно выделить психофизиологические, поведенческие, когнитивные и субъектно – личностные компоненты адаптационного процесса. [20]

Таким образом, адаптация – это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.

8

Психологическая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

Проявляя чуткость и внимание к каждому ребёнку, педагог предусматривает его личные индивидуальности, от которых находится в зависимости реакция на то или другое педагогическое действие. Он стремиться вовремя внести изменения в поведение ребёнка, может помочь одолеть отдельные отрицательные черты, которые могут осложнить привыкание к новым условиям школьного обучения.