Файл: Нотариат в РФ (Нотариат в Российской Федерации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3 Основные проблемы нотариата в России

Основные проблемы нотариата носят довольно всеобщий характер и отражают общеправовую обстановку в России. Российское право, включая нотариат, носит переломный момент, потому что прежние понятия не могут базироваться и реализовываться на новых, точных и ясных правовых предписания.

Одна из главных задач, формирование и завершение единого, целостного института нотариат. В 1993 г. была принята Новая редакция Основ законодательства о нотариате, общероссийский нотариат разделился на две категории это государственных и частных нотариусов. Большинство нотариусов предполагают из-за такого деления граждане государства страдают. На сегодняшний день первая категория нотариусов перегружены процессами оформления наследственных прав: граждане вынуждены простаивать в очереди чуть ли не неделями, чтобы получить квалифицированную помощь, не зная, какой нотариус частнопрактикующий или государственный даст полный ответ на интересующиеся вопросы. В настоящее время разрабатывается план закона о внесений изменений в законодательства РФ о нотариате, и в последующим должна быть единая централизованная система, где будут только частопрактикующие нотариусы. Следующая проблема так же наиболее важна это неполное применение возможности нотариата в правоохранительной области. Придерживаясь установленного порядка нотариальных действий, предоставляет потребность изучения довольно обширного диапазона подтверждений регистрации имущества, для того чтобы не было повышения криминальности в этой области. В сторону нотариусов распространяются критические замечания иногда, а даже порой обоснованные и аргументированные, о упущенных погрешностях когда регистрируется покупка недвижимого имущества и автотранспорта. Вследствие этого необходимо выработать и выстроить такую работающую и полноценную систему, чтобы нотариат взаимодействовал с правоохранительными органами и, безусловно принимая во внимание все особенности как одной стороны, так и другой стороны[10].

Также не возможно не коснуться такой трудности принадлежащая непосредственно нотариальной деятельности. Нотариус знакомясь с документами должен убедиться в их подлинности и законности. Однако порой встречаются документы, подделанные до такой степени виртуозно, что же без специализированных предметов различить их с подлинника фактически неосуществимо. Сегодня исследование достоверности документов обязательно потому, что нотариусы вынуждены узнавать друг у друга когда и кем был зарегистрирован документ, еще кроме того применяют высококлассную проницательность и навык. Однако данного мало, и деятельность у правоохранительных органов достаточна. Нотариусы считают, во избежание такого рода ситуаций нужно формирование специальных бланков, либо хранить бумаги в хорошо закрытых и охраняемых помещениях. И в отдельных регионов РФ вводятся подобные специализированные бланки. К примеру, равно как, установлено, что московские власти использовали специальные бланки с целью заключения различных договоров. И особо острой проблемой в нотариате, по нашему мнению, является профессионально-нравственная этика нотариусов. Казус заключается в этом, что же нотариусы подтверждают операции с недвижимостью, тогда когда люди не осознают последствия своих действий, либо находятся под воздействием наркотических веществ. В случае когда одни нотариусы из моральных принципов и взглядов искали легитимные причины и такие операции не регистрировали в подобных случаях прочие нотариусы позволяли себе такие фривольные поступки. После таких действий число обманутых людей возросло, многие вынуждены жить на съемных квартирах и без средств существования, и поэтому к работе нотариусов стали относится с недоверием и стали порождать спорные вопросы о честности нотариусов.


Из неопределенности правового статуса нотариата следуют и другие проблемы. Например, сложно обстоит юридическая сторона вопроса с исполнительной надписью нотариуса, которая, по сути, представляет собойраспоряжение нотариуса о взыскании с должника причитающейся взыскателю суммы денег или имущества, учиненное на подлинном долговом документе. Взыскание по исполнительной надписи нотариуса производится в бесспорном порядке. Это означает, что документ, на котором нотариусом совершена исполнительная надпись, предъявляется к исполнению непосредственно судебным приставам-исполнителям, без обращения в суд.

В соответствии со ст. 91 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» исполнительная надпись совершается при соблюдении двух условий.

Во-первых, исполнительная надпись может быть совершена только в том случае, если со дня возникновения права на иск не прошло более трех лет, а в связи с отношениями между предприятиями, учреждениями, организациями не прошло более года; если же для требования, по которому выдается исполнительная надпись, законодательством Российской Федерации установлен иной срок давности, исполнительная надпись выдается в пределах этого срока.

Во-вторых, представленные документы должны подтверждать бесспорность задолженности. Как правило, нотариус устанавливает бесспорность задолженности, основываясь на содержании представленных документов. Однако в случае совершения исполнительной надписи на договоре залога или закладной нотариус обязан известить залогодателя о предстоящем совершении исполнительной надписи.

Для этого нотариус направляет залогодателю соответствующее уведомление по адресу, указанному в договоре залога. Залогодатель имеет право в течение семи дней с даты получения указанного уведомления заявить свои возражения. При отсутствии возражений залогодателя требование залогодержателя считается бесспорным, если из содержания представленных документов или иных имеющихся у нотариуса данных не вытекает иное.

При отсутствии признака бесспорности нотариус отказывает в совершении исполнительной надписи.

Иными словами говоря, нотариус фактически дает оценку законности требования, содержавшегося в намерении обратившегося к нему клиента.

В связи с таким разнообразием исполнительных документов они, разумеется, нуждаются в классификации.

В научной литературе исполнительные документы, исходящие от судебных органов предлагается классифицировать следующим образом. В научной литературе исполнительная надпись рассматривается как особый вид исполнительного документа, принятого внесудебным[11].


По нашему мнению, это не только некорректно, но и противоречит сущности правосудия как системы органов наделенных правом принуждения субъекта права к выполнению определенных законом обязательств.

Неопределенность правого статуса нотариата предопределила и проблему гражданско-правовой ответственности нотариуса за причинение вреда. Нам имеется в виду то обстоятельство, что Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (ст. 1) не позволяют рассматривать деятельность нотариуса как оказание услуг, в связи, с чем на вопросы правового регулирования возмещения вреда законодательство о защите прав потребителей не распространяется. Общие правила же ст. 1069 ГК РФ применимы только к нотариальной конторе государственного типа. Нотариус, допустивший нарушение права граждан с нотариальной конторой находится в трудовых правоотношениях и предел его ответственность ограничен средним заработком. Частный нотариус вообще никой ответственности по вышеуказанным причинам не несет.

Серьезной проблемой выглядит отсутствие в современном законодательстве механизмов административного надзора над нотариальной деятельностью. Глава VII «Контроль за деятельностью нотариусов» Основ о нотариате не отвечает сущности государственного управления и значению нотариата. В ней содержится всего две статьи. Статья 33 обозначает судебный контроль совершения нотариальных действий: «Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке». Порядок рассмотрения заявления определяется главой 37 ГПК РФ. Однако судебный контроль по природе иной, чем административный, и обусловливается задачами судопроизводства, а также статусом суда как органа, призванного обеспечивать права и свободы граждан. Судебный контроль основывается на конституционном праве граждан на судебную защиту своих прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). Так, для того чтобы был задействован механизм контроля, необходимо наличие жалобы заинтересованного лица, которым является лишь обратившийся за совершением нотариального действия. Может быть обжалован только отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия. Следует также учитывать, что Основы о нотариате не дают понятия неправильного действия. Практика рассмотрения дел показывает, что в большинстве случаев предметом обжалования в судах выступает отказ в совершении нотариального действия и в основном по делам о наследовании, когда участие нотариуса в процессе осуществления прав обязательно. Иными словами, ст. 33 Основ о нотариате является в первую очередь гарантией защиты прав граждан, а не основой контроля над профессиональной деятельностью нотариусов.


Эти и иные проблемы нотариата требуют своего разрешения правовой реформы нотариата, первым этапом которой, должна стать ревизия нотариальных действий и исключение из объема компетенции нотариата части полномочий сегодня у него имеющихся.

В частности, необходимо исключить совершение исполнительной надписи. Кроме того нужно определить частный нотариат как систему нотариальных органов, оказывающих платные услуги населению.

Заключение

Анализируя собранный материал, можно сделать ряд выводов, касающихся исследуемого явления.

1. Нотариат выполняет определенные законом полномочия по осуществлению государственной функции по защите и охране прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Эти полномочия делегированы ему государством и для их реализации нотариат наделяется определенными властными полномочиями, в силу чего его деятельность приобретает публичный характер и реализуется от имени РФ.

2. Нотариат в Российской Федерации должен обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик в составе Российской Федерации, "Основами законодательства РФ о нотариате" защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

3. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с "Основами законодательства РФ о нотариате" нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции Российской Федерации. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

4. Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и исполняют одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.


5. Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты. Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

6. При работе над совершенствованием законодательства о нотариате законодателю следует рассмотреть необходимость акцентирования внимания на роли нотариуса как независимого советника сторон при формулировке норм о статусе нотариуса; закрепить право нотариуса оказывать юридическую помощь по урегулированию разногласий между сторонами, связанных с совершением нотариального действия, как самостоятельный вид оказания квалифицированной юридической помощи. Законодательное регулирование участия нотариуса в процедуре медиации должно включать в себя формулирование системы принципов медиации; закрепление процедуры, стадий медиации; определение оплаты этого вида нотариальной помощи и ответственности нотариуса при ее ненадлежащем оказании. Представляется перспективным понимание медиации в нотариальной деятельности как самостоятельного вида, который был бы направлен на достижение лицами, обращающимися за совершением нотариального действия, общей позиции по совокупности их прав и обязанностей, подлежащих удостоверению нотариальным актом.

Библиография

Нормативно-правовые документы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.07.2014)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч.2) от 26.01.1996 N 15-ФЗ (в ред. от 29.07.2018).

3. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2019)

Научная литература

  1. Гомола, А. И. Нотариат / А.И. Гомола. - М.: Академия, 2015. - 192 c.

2. Денисова, Е. Э. Нотариат в Российской Федерации / Е.Э. Денисова. - М.: Проспект, 2012. - 192 c.

3. Лизунова, И. В. Краткий курс по нотариату / И.В. Лизунова. - М.: Окей-книга, 2012. - 144 c.

4. Михайлова, Е. П. Нотариат. Справочник / Е.П. Михайлова, И.В. Таранина. - М.: ЮКЭА, 2016. - 800 c.

5. Невская, М. А. Адвокатура и нотариат. Шпаргалка / М.А. Невская. - М.: Феникс, 2015. - 128 c.