Файл: Роль мотивации в поведении организации (Понятие системы мотивации труда персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Максимальное мотивирующее воздействие на сотрудников банка оказывает организация труда и его условия (75,0% работников подчеркнули влияние данного фактора). Для 70 % работников сильным стимулом являются меры административного воздействия. Считают для себя существенным или очень существенным влияние таких факторов как трудовой настрой коллектива (75 %) и боязнь потерять работу 65 % работников. Оплата труда также оказывает сильное влияние - 65% работников исследуемого отделения СБ РФ оценили влияние данного фактора как очень существенное или существенное. Социальные льготы оказывают влияние на трудовую активность 50 % работников. Среди сильных внешних стимулов названа и социально-экономическая ситуация в стране (60 %). Более половины работников (55 %) стимулируются новыми творческими задачами и возможностью продвижения по службе (55 %), что говорит о ярко выраженной внутренней мотивации этих работников. А вот моральное поощрение (благодарность, Почетная грамота, Доска почета) проявляются как стимул у меньшей части работников банка (45 %).

В перечень характеристик наиболее ценных сторон трудовой деятельности работников исследуемого отделения СБ РФ наиболее часто выбирали следующие:

  • хороший заработок (85 % работников отметили данную характеристику среди пяти самых значимых, причем 65 % поставили его на первое место);
  • интересная работа (60 %);
  • хорошие товарищи по работе (55 %);
  • надежное место работы (50 %);
  • соответствие работы способностям (40 %).

Большая часть работников ставят хороший заработок на первое место по степени значимости. Данные позволяют сделать заключение о том, что высокая заработная плата является для работников исследуемого отделения банка самой значимой характеристикой труда, основным мотивирующим фактором.

Интересная работа занимает второе место по количеству работников, отметивших данную характеристику (60 %), причем 20 % работников поставили ее на первое место. Напрашивается вывод, что для работников банка интересная работа наряду с хорошей заработной платой являются почти равноценными характеристиками труда, а это значит, есть часть работников, для которых очень важными являются нематериальные стимулы.

«Хорошие товарищи по работе» - в качестве значимой характеристики отметили для себя 55 % работников - третий ранг по значимости, а надежное место работы - значимая характеристика для 50 % работников - четвертое место по важности. Соответствие работы своим способностям - по удельному весу работников (40 %), отметивших эту характеристику среди значимых, занимает пятое место.


В то же время опрос показал низкую значимость для работников банка таких характеристик труда, как: большой отпуск (20 %), удобное время работы (15 %), полезность для общества (15 %). Сравнительно невысоким оказалось количество респондентов, которые в качестве значимой характеристики для себя выбрали возможность проявления инициативы (20 %), работы, уважаемой широким кругом людей (20 %) и возможности общения с людьми (25 %), ответственная работа (25 %).

Полученная иерархия отражает систему ценностных ориентации работников исследуемого банка. Удовлетворенность наиболее значимыми характеристиками работы не означает прекращения активизирующего действия мотива, а напротив, усиливает стремление к работе в таких условиях. Мотив получения надежного места работы сопровождается желанием избежать условий ухудшения ситуации. Опрос показал, что боязнь потерять работу в настоящее время становится действенным трудовым стимулом: на момент проведения опроса боязнь потерять работу действует существенно (на 30 % работников) или действует очень существенно (на 30 % работников).

Система мотивов, доминирующих в структуре трудовой мотивации сотрудников, отражается в иерархии системы ценностных характеристик труда. Поэтому целесообразно в качестве основного источника информации для ранжирования мотивов по степени их значимости, использовать ответы сотрудников на вопрос о ценностных ориентациях с учетом факторов, влияющих на трудовую активность. Сравним ответы и получим картину (таблица 7) преобладания материальных мотивов и мотивов содержательности труда.

Таблица 7

Сравнение факторов трудовой активности и мотивов трудовой

деятельности

Удельный вес
респондентов,
указавших на
значительное влияние данного фактора (%)

Мотив трудовой
деятельности

Социальные льготы

50,00

Материальный

Хороший заработок

50,00

Материальный

Интересная работа

65,00

Содержание труда

Новые творческие возможности

55,00

Содержание труда

Благоприятные условия труда

25,00

Условия труда

Хорошие товарищи по работе

55,00

Психологический
климат

Похвала руководителей и коллег

60,00

Психологический
климат

Возможность продвижения о службе

55,00

Самореализация

Соответствие работы способностям

40,00

Самореализация


Доминирующими мотивами трудовой деятельности сотрудников банка являются материальный мотив, то есть связанный с оплатой труда, получением социальных льгот и выплат, также большое влияние оказывает на работников нематериальный мотив интересной работы (таблица 8).

Таблица 8

Доминирующие мотивы трудовой деятельности сотрудников банка

Мотивы трудовой деятельности

Ранг

Материальные мотивы (оплата труда, социальные льготы и выплаты)

1

Интересная содержательная работа

2

Благоприятные условия труда

3

Установка на благоприятный психологический климат

4

Возможность достижения значимых целей

5

Таким образом, материальные мотивы преобладают в структуре мотивов трудовой деятельности сотрудников банка. Страх снижения размера получаемой заработной платы, подавляет действия нематериальных трудовых мотивов. Например, две трети работников банка (65 %) при условии сохранения заработной платы не уйдут на другую, более интересную по содержанию работу. Лишь 5 % (один работник) готовы пожертвовать заработком ради интересной работы (таблица 9).

В таблице 9 представлены ориентации респондентов в области содержания и оплаты труда.

Таблица 9

Ориентации респондентов в области содержания и оплаты труда

Ответы респондентов

Частота выбора

чел.

%

количество сотрудников, желающих сменить работу на более интересную при условии потери в заработной плате

1

5,00

количество сотрудников, не желающих сменить работу на более интересную (при условии потери в заработной плате)

13

65,00

количество работников, испытывающих затруднения с ответом

6

30,00

Всего:

20

100,00

Однако 30 % работников банка не знают, как ответить на вопрос, а это значит, что при условиях предоставления более интересной работы, часть из них сможет пожертвовать размером заработка. Таким образом, большая часть работников банка работают ради заработка, и не желает, а часто не может себе позволить потерять его ради интересной работы.

Выводы.

Для изучения трудовой мотивации было проведено анкетирование работников банка. Проведенное исследование показало, что главным мотивирующим фактором для работников исследуемого отделения СБ РФ является размер заработной платы. Интересная работа занимает второе место по значимости, причем 20 % работников поставили ее на первое место. Таким образом, для работников банка интересная работа наряду с хорошей заработной платой являются почти равноценными характеристиками труда. Однако, материальные мотивы преобладают; страх снижения размера получаемой заработной платы, подавляет действия нематериальных трудовых мотивов. Например, две трети работников банка при условии сохранения заработной платы не уйдут на другую, более интересную по содержанию работу. Лишь % один работник готов пожертвовать заработком ради интересной работы.


Основные проблемы мотивации труда в банке:

1) заработная плата работников не ориентирована на конечный результат, работники получают премию в фиксированном проценте, которая зависит от общих показателей деятельности отделения банка, но не зависит от вклада конкретного работника. Таким образом, заработная плата не стимулирует развитие активности каждого отдельного работника банка;

2) в банке не разработана система долгосрочной мотивации. Это приводит к снижению лояльности персонала по отношению к банку. Работники готовы сменить место работы, если там им предложат более выгодные условия.

Проведение самина

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ДО № 8213/0089 СБЕРБАНКА РОССИИ

3.1. Внедрение системы премирования работников, предусматривающей выплату премий по результатам работы

В целях совершенствования системы премирования работников предлагается внедрение новой системы, цели и инструменты которой представлены в таблице 10.

Таблица 10

Цели и инструменты новой системы премирования

Цели

Инструменты

Увеличение объема продаж

Ориентация специалистов на высокий результат продаж за счет установления норматива продаж по количеству (шт.) или общей сумме оформленных кредитов (руб.) за отчетный период.

Равные возможности мотивации предоставлены специалистам, работающим, например, в салонах связи и имеющим большой поток Клиентов, и Специалистам, работающим в мебельных магазинах, оформляющим меньшее количество кредитов, но на большие суммы.

Установление планов продаж поквартально с учетом сезонных особенностей бизнеса и рынка.

Увеличение доходности размещения кредитных продуктов

Мотивация специалистов к продаже более доходных продуктов путем установления различных размеров вознаграждения в разрезе групп доходности продуктов (более и менее доходные).

Снижение уровня дефолтности

Мотивация к снижению уровня дефолтности в соответствии с планами и задачами банка методом введения «двойного» норматива дефолтности: 1) повышение норматива «хороших» кредитов до 85% от общей суммы оформленных кредитов; 2) введение дополнительного норматива для «хороших» кредитов в разрезе групп доходности с целью снижения уровня дефолтности кредитов, оформленных по менее доходным акциям банка.

Увеличение объемов продаж услуг страхования кредитов

Мотивация специалистов к продаже дополнительной услуги банка – страхования. Введение вознаграждения за «хорошие» кредиты, оформленные с услугой страхования, в разрезе доходности при условии выполнения плана продаж.


Условия премирования по предлагаемой системе представлены в таблице 11.

Таблица 11

Условия премирования

Условие премирования

Старая система премирования

Новая система премирования

Ежемесячный план продаж

План установлен по количеству оформленных кредитов – не менее 60 кредитов в месяц

План установлен по количеству (шт.) или общей сумме оформленных кредитов (руб.);

  1. План поквартально корректируется:

1 кв.– 45 шт. или 540 000 руб. в месяц

2 кв. – 40 шт. или 480 000 руб. в месяц

3 кв. – 50 шт. или 600 000 руб. в месяц

4 кв. – 60 шт. или 720 000 руб. в месяц

План по дефолтности

План доли «хороших» кредитов – не менее 80% от общего количества оформленных кредитов (шт.)

Доля «хороших» кредитов повышена до 85% от суммы размещения кредитов (руб.);

Введен дополнительный норматив для «хороших» кредитов в разрезе групп доходности:

- не менее 85% «хороших» более доходных кредитов (руб.);

- не менее 90% «хороших» менее доходных кредитов (руб.).

Показатели премирования представлены в таблице 12.

Таблица 12

Показатели премирования

Целевой показатель

Старая система премирования

Новая система премирования

1

2

3

Объем продаж

Фактическое количество оформленных кредитов в рамках выполнения плана продаж

Фактическая сумма размещения денежных средств оформленных кредитов в рамках выполнения плана продаж

Дефолтность

Фактическая доля «хороших» кредитов в штуках – не менее 80% от общего количества оформленных кредитов (шт.)

Фактическая доля «хороших» кредитов в разрезе групп доходности в суммах размещения:

  1. не менее 85% «хороших» более доходных кредитов (руб.);
  2. не менее 90% «хороших» менее доходных кредитов (руб.).

Доходность

Разбивка продуктов Банка по группам доходности

Разбивка продуктов Банка по группам доходности сохраняется.

Продолжение таблицы 12

1

2

3

Страхование

Отсутствие мотивации

Выплата премии за «хорошие» кредиты, оформленные с услугой страхования, в разрезе доходности:

  1. 0,6% от суммы более доходных продуктов (руб.);
  2. 0,4 % от суммы менее доходных продуктов (руб.).

Премия выплачивается за количество кредитов, оформленных в рамках выполнения плана продаж 30%.

Расчет размера вознаграждения

Выплата премии от количества кредитов:

150 р. за более доходный продукт (шт.);

50 р. за менее доходный продукт (шт.).

Выплата премии от суммы кредитов в разрезе доходности:

1,2%. от суммы более доходных продуктов (руб.);

0,35% от суммы менее доходных продуктов (руб.).