Файл: Товарные потери и меры по их снижению при хранении и предреализационной обработке товаров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 896

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, проблема обеспечения сохраняемости товаров и сокращения товарных потерь имеет важное народнохозяйственное значение. На сегодняшний день примерно 1,3 млрд. тонн ежегодно производимой продукции пропадает напрасно. Товарные потери обусловливаются частичной или полной утратой количественных и качественных характеристик товара в натуральном выражении.

К числу заинтересованных в сокращении потерь лиц относятся и конечные приобретатели товаров, так как списываемые на издержки обращения или за счет чистой прибыли товарные потери вызывают повышение цен.

Цель работы – исследовать товарные потери и меры по их снижению при хранении и предреализационной обработке товаров.

Задачи работы:

  • рассмотреть проблему товарных потерь в торговле;
  • исследовать классификацию товарных потерь;
  • провести анализ деятельности торгового предприятия ООО «Префект»;
  • выявить причины товарных потерь на предприятии;
  • разработать рекомендации по снижению потерь зерномучных товаров в ООО «Префект».

Объектом исследования является ООО «Префект».

Предметом исследования являются товарные потери.

Научно-методической основой работы являются нормативные и законодательные акты, регулирующие деятельность торговых предприятий в Российской Федерации, методическая и научная литература по вопросам деятельности торговых предприятий.

Глава 1. Теоретические аспекты товарных потерь при хранении и предреализационной обработке

1.1 Проблема товарных потерь в торговле

Многие теоретики и практики несколько последних десятилетий пытаются решить проблему нарастающего объема товарных потерь в издержках предприятия. Выдвинуто много чисто технических методик,
предложений по автоматизации, иные ученые делают акцент на том, что
потери компании это недочет в управленческом механизме предприятия[1].


Так, эксперты розничных торговых сетей, по итогам опроса, оценили
такую причину, как «отсутствие заинтересованности руководства, высшего
менеджмента в борьбе с хищениями», как наиболее значимую причину при
возникновении хищений на предприятиях[2].

М. А. Николаевой и Г. Я. Резго в монографии «Теоретические основы
хранения продовольственных товаров» приводят аргументы к тому, что
большое влияние на образование величины товарных потерь оказывает
климатический режим, который представляет собой совокупность внешних
воздействий, характеризуемых показателями: температура, относительная
влажность воздуха, газовый состав, освещенность. Указанные показатели
влияют на сохранность продовольственных товаров, но степень их значимости неодинакова для разных групп и видов[3]. Так, для сухих товаров наибольшую значимость имеет относительная влажность воздуха, для товаров с повышенной влажностью и низкой устойчивостью к микроорганизмам - температуры. Для товаров, упакованных в непрозрачную тару (например, в металлическую, бумажную или картонную), освещенность не влияет на их сохранность, а для товаров в прозрачной упаковке (например, полиэтиленовой, стеклянной) свет может оказать негативное воздействие[4].

Одним из решении проблемы воздействия тепла на товары, подверженные естественной убыли, является совершенствование технологии
упаковки товаров. Для уменьшения влияния потока радиационного тепла на температурный режим работы витрины и нагрева верхних слоев товара целесообразно использовать упаковочные материалы с низким коэффициентом поглощения. Наблюдения показывают, что при использовании соответствующих упаковочных материалов общий уровень температуры по охлажденному объему витрины уменьшается на 2-4 градуса по Цельсию[5].

Точкой обсуждения являются нормы естественной убыли. Ведь сократить естественную убыль до минимума невозможно, и с советских времен существовал норматив товарных потерь, покрывающий сумму естественной убыли товаров. Он повсеместно учитывался и производителями продукции при поставках в магазины, они возмещали данный норматив дополнительным товаром к объему партии. Сейчас данный механизм не работает на предприятиях розничных торговых сетей и естественной убыли товаров не придается столь большое значение как в советские годы.


Статья «Убыль товаров» делится на субстатьи: а) убыль товаров в пределах установленных норм и б) убыль товаров сверх установленных норм, которые делятся на 1) завес тары; 2) бой, брак, лом, порча и уценка товаров вследствие снижения качества; 3) потери по недостачам, растратам и хищениям товаров в связи с отказом суда за необоснованностью исков и прочие списания по актам сверх норм естественной убыли[6].

Выделяют также в списке статей издержек обращения потери в пределах норм и сверх норм. Однако, на сегодня, согласно Налоговому Кодексу РФ[7], при расчете налога на прибыль предприятия доходы можно уменьшить на величину расходов, к которым относят потери товаров в пределах установленных норм.

Красильникова Е. А., основываясь на делении потерь в пределах норм
и сверх них, предлагает модель снижения товарных потерь[8] (таблица 1). В таблице 1 наибольший интерес представляет пункт 3, касающийся
разработки мероприятий по сокращению потерь сверх норм. Задача снижения товарно-материальных потерь традиционно является краеугольным для любого предприятия торговли[9]. Каждый предприниматель стремится меньше потратить, сократить возможные потери и больше заработать[10].

1.2 Классификация товарных потерь в торговле

Рассматривая вопрос классификации товарных потерь в научной
литературе, необходимо подчеркнуть, что изложение данной проблемы весьма расплывчато.

Приведем различные точки зрения на классификацию потерь в торговле.

Таблица 1

Последовательность операций функционирования модели процесса снижения товарных потерь

Этап

Входные данные

Функция

Выходные

данные

Документы

Центр

ответственности

1

2

3

4

5

6

Первый

Товары, подлежащие учету

Проведение

инвентаризации

1. Товарные излишки

2. Товарные потери

1. Инвентаризационная опись
2. Акт инвентаризации

1. Экономист отдела учета

2. Менеджер по товарным потерям

1. Продукция,

утратившая товарный вид

2. Потери при

предпродажной

подготовке и товары с истекшим сроком годности

1.2. Актирование потерь

Товарные потери

1. Акт списания

2. Накладная возврата

Менеджер по товарным

потерям

Второй

Товарные излишки

2.1. Выявление

причин излишков

2.2. Оприходование излишков

Товары, учтенные в базе данных

1. Акт инвентаризации

2. Акт пересортицы

3. Приходная накладная

1 .Экономист отдела учета

2. Менеджер по товарной
группе

3. Бухгалтер

Товарные потери

2.3. Расчет товарных
потерь в пределах в
пределах норм.

2.4. Вычисление
расходов для расчета налога на прибыль

Величина расходов для уменьшения
доходов при расчете налога на прибыль

1. Акт инвентаризации

2. Акт списания

3. Нормы

1. Экономист отдела учета

2. Менеджер по товарным потерям

3. Бухгалтер

Товарные потери

2.5. Расчет товарных
потерь сверх норм

Величина потерь,
возмещаемых из чистой прибыли

1. Акт инвентаризации

2. Акт списания

Менеджер по товарным

потерям


Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

Товарные потери
сверх норм

2.6. Выявление
причин образования
потерь сверх норм.

2.7. Использование продукции с утраченным товарным
видом

Уменьшенная
величина товарных
потерь сверх норм

1. Акт списания

2. Накладная перевода в другую зону материальной

ответственности

1. Менеджер по товарным потерям

2. Менеджер по товарной
группе

Третий

Товарные потери

сверх норм

3. Разработка мероприятий по
сокращению потерь сверх норм

1. Менеджер по товарным потерям.

2. Руководитель

предприятия

Четвертый

1. Приказы

2. Должностные
инструкции

4. Контроль исполнения п. 3

Отчет выполнения

инструкции

Отчеты

1. Менеджер по товарным потерям

2. Руководитель

предприятия

Пятый

Уровень товарных потерь предыдущих

периодов

5. Планирование уровня товарных

потерь

Норматив товарных

потерь для предприятия

Приказы

1. Менеджер по товарным потерям

2. Руководитель

предприятия

Выделяет следующие виды потерь, исходя из оценки эффективности общественного производства: «видимые» (разделяются на производственные и непроизводственные) и «скрытые» (потери, вызванные несовершенством технологии производства, низким коэффициентом сменности, недостатками планирования, неудовлетворительной работой сферы услуг) (рис. 1)[11].

Рисунок 1. Классификация потерь

Товарные потери группируют также по источникам их возмещения
в условиях государственной собственности: 1) недостачи товарно-материальных ценностей в пути и при хранении в пределах норм естественной убыли (возмещение за счет издержек обращения); 2) недостачи сверх норм естественной убыли (возмещение и одновременно потери совокупного общественного продукта и национального дохода);3) растраты и хищения (прямые потери совокупного общественного продукта и национального дохода); 4) штрафы (возмещение за счет прибыли); 5) прочие непроизводственные расходы (за счет прибыли) (рис. 2)[12]. Недостатком
данной классификации является то, что присутствует только один признак -
источник возмещения. В условиях рыночной экономики, в рамках которой
сегодня функционируют предприятия торговли, данная классификация теряет смысл.


Рисунок 2. Классификация потерь

Чеглов В. П. в своей классификации различает товарные и материальные потери[13].

Товарные потери - потери, вызванные частичной или полной утратой
количественных или качественных характеристик товара в натуральном
выражении.

Материальные потери - более обширная категория. Включает в себя
потери, вызванные частичной или полной утратой стоимостных характеристик товара в денежном выражении, потери денег в процессе проведения взаиморасчетов (с поставщиками, клиентами), наконец, потери товаров и денег от воровства сотрудников и покупателей.

Товарно-материальные потери по характеру возникновения принято
дифференцировать на объективные, субъективные и потери от воровства, явные и неявные, количественные и качественные (рис. 3).

Рисунок 3. Классификация товарно-материальных потерь

Объективные потери - потери, сопровождающие торговый процесс и
предусмотренные технологически (на подготовку товаров к продаже, по
истечении сроков годности, при формировании оптимального заказа).

Субъективные потери - это потери, происходящие из-за ошибок персонала.

Потери от воровства обеспечиваются воровством персонала и покупателей, водителями в процессе транспортировки (включают в себя как потерю товаров, так и воровство денежных средств, недополученную прибыль).

Явные потери - это потери, которые поддаются систематическому выявлению и учет. Неявные потери - потери, плохо поддающиеся учету (прежде всего, связаны с воровством) [14].

Количественные потери - это уменьшение массы, объема, длины и других количественных характеристик товара. Потери этой подгруппы
вызываются как естественными, свойственными конкретному товару
процессами, происходящими при хранении, обработке и перемещении и тогда потери называются естественными или объективными, так и субъективными, человеческими факторами. И тогда следуют субъективные потери.

Качественные потери - потери, обусловленные микробиологическими,
биологическими, биохимическими, химическими, физическими и физико-химическими процессами.

Все виды товарных потерь влекут за собой недостачу товаров, которая
может возникнуть на любом из этапов их движения. Для каждого вида потерь
характеры особенности в методах выявления, документальном оформлении и
отражении на счетах.