Файл: Товарные потери и меры по их снижению при хранении и предреализационной обработке товаров.pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 896
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты товарных потерь при хранении и предреализационной обработке
1.1 Проблема товарных потерь в торговле
1.2 Классификация товарных потерь в торговле
2.1. Краткая характеристика ООО «Префект»
2.2. Анализ товарооборота ООО «Префект»
Глава 3. Рекомендации по снижению потерь товаров в ООО «Префект»
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, проблема обеспечения сохраняемости товаров и сокращения товарных потерь имеет важное народнохозяйственное значение. На сегодняшний день примерно 1,3 млрд. тонн ежегодно производимой продукции пропадает напрасно. Товарные потери обусловливаются частичной или полной утратой количественных и качественных характеристик товара в натуральном выражении.
К числу заинтересованных в сокращении потерь лиц относятся и конечные приобретатели товаров, так как списываемые на издержки обращения или за счет чистой прибыли товарные потери вызывают повышение цен.
Цель работы – исследовать товарные потери и меры по их снижению при хранении и предреализационной обработке товаров.
Задачи работы:
- рассмотреть проблему товарных потерь в торговле;
- исследовать классификацию товарных потерь;
- провести анализ деятельности торгового предприятия ООО «Префект»;
- выявить причины товарных потерь на предприятии;
- разработать рекомендации по снижению потерь зерномучных товаров в ООО «Префект».
Объектом исследования является ООО «Префект».
Предметом исследования являются товарные потери.
Научно-методической основой работы являются нормативные и законодательные акты, регулирующие деятельность торговых предприятий в Российской Федерации, методическая и научная литература по вопросам деятельности торговых предприятий.
Глава 1. Теоретические аспекты товарных потерь при хранении и предреализационной обработке
1.1 Проблема товарных потерь в торговле
Многие теоретики и практики несколько последних десятилетий пытаются решить проблему нарастающего объема товарных потерь в издержках предприятия. Выдвинуто много чисто технических методик,
предложений по автоматизации, иные ученые делают акцент на том, что
потери компании это недочет в управленческом механизме предприятия[1].
Так, эксперты розничных торговых сетей, по итогам опроса, оценили
такую причину, как «отсутствие заинтересованности руководства, высшего
менеджмента в борьбе с хищениями», как наиболее значимую причину при
возникновении хищений на предприятиях[2].
М. А. Николаевой и Г. Я. Резго в монографии «Теоретические основы
хранения продовольственных товаров» приводят аргументы к тому, что
большое влияние на образование величины товарных потерь оказывает
климатический режим, который представляет собой совокупность внешних
воздействий, характеризуемых показателями: температура, относительная
влажность воздуха, газовый состав, освещенность. Указанные показатели
влияют на сохранность продовольственных товаров, но степень их значимости неодинакова для разных групп и видов[3]. Так, для сухих товаров наибольшую значимость имеет относительная влажность воздуха, для товаров с повышенной влажностью и низкой устойчивостью к микроорганизмам - температуры. Для товаров, упакованных в непрозрачную тару (например, в металлическую, бумажную или картонную), освещенность не влияет на их сохранность, а для товаров в прозрачной упаковке (например, полиэтиленовой, стеклянной) свет может оказать негативное воздействие[4].
Одним из решении проблемы воздействия тепла на товары, подверженные естественной убыли, является совершенствование технологии
упаковки товаров. Для уменьшения влияния потока радиационного тепла на температурный режим работы витрины и нагрева верхних слоев товара целесообразно использовать упаковочные материалы с низким коэффициентом поглощения. Наблюдения показывают, что при использовании соответствующих упаковочных материалов общий уровень температуры по охлажденному объему витрины уменьшается на 2-4 градуса по Цельсию[5].
Точкой обсуждения являются нормы естественной убыли. Ведь сократить естественную убыль до минимума невозможно, и с советских времен существовал норматив товарных потерь, покрывающий сумму естественной убыли товаров. Он повсеместно учитывался и производителями продукции при поставках в магазины, они возмещали данный норматив дополнительным товаром к объему партии. Сейчас данный механизм не работает на предприятиях розничных торговых сетей и естественной убыли товаров не придается столь большое значение как в советские годы.
Статья «Убыль товаров» делится на субстатьи: а) убыль товаров в пределах установленных норм и б) убыль товаров сверх установленных норм, которые делятся на 1) завес тары; 2) бой, брак, лом, порча и уценка товаров вследствие снижения качества; 3) потери по недостачам, растратам и хищениям товаров в связи с отказом суда за необоснованностью исков и прочие списания по актам сверх норм естественной убыли[6].
Выделяют также в списке статей издержек обращения потери в пределах норм и сверх норм. Однако, на сегодня, согласно Налоговому Кодексу РФ[7], при расчете налога на прибыль предприятия доходы можно уменьшить на величину расходов, к которым относят потери товаров в пределах установленных норм.
Красильникова Е. А., основываясь на делении потерь в пределах норм
и сверх них, предлагает модель снижения товарных потерь[8] (таблица 1). В таблице 1 наибольший интерес представляет пункт 3, касающийся
разработки мероприятий по сокращению потерь сверх норм. Задача снижения товарно-материальных потерь традиционно является краеугольным для любого предприятия торговли[9]. Каждый предприниматель стремится меньше потратить, сократить возможные потери и больше заработать[10].
1.2 Классификация товарных потерь в торговле
Рассматривая вопрос классификации товарных потерь в научной
литературе, необходимо подчеркнуть, что изложение данной проблемы весьма расплывчато.
Приведем различные точки зрения на классификацию потерь в торговле.
Таблица 1
Последовательность операций функционирования модели процесса снижения товарных потерь
Этап |
Входные данные |
Функция |
Выходные данные |
Документы |
Центр ответственности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Первый |
Товары, подлежащие учету |
Проведение инвентаризации |
1. Товарные излишки 2. Товарные потери |
1. Инвентаризационная опись |
1. Экономист отдела учета 2. Менеджер по товарным потерям |
1. Продукция, утратившая товарный вид 2. Потери при предпродажной подготовке и товары с истекшим сроком годности |
1.2. Актирование потерь |
Товарные потери |
1. Акт списания 2. Накладная возврата |
Менеджер по товарным потерям |
|
Второй |
Товарные излишки |
2.1. Выявление причин излишков 2.2. Оприходование излишков |
Товары, учтенные в базе данных |
1. Акт инвентаризации 2. Акт пересортицы 3. Приходная накладная |
1 .Экономист отдела учета 2. Менеджер по товарной 3. Бухгалтер |
Товарные потери |
2.3. Расчет товарных 2.4. Вычисление |
Величина расходов для уменьшения |
1. Акт инвентаризации 2. Акт списания 3. Нормы |
1. Экономист отдела учета 2. Менеджер по товарным потерям 3. Бухгалтер |
|
Товарные потери |
2.5. Расчет товарных |
Величина потерь, |
1. Акт инвентаризации 2. Акт списания |
Менеджер по товарным потерям |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Товарные потери |
2.6. Выявление 2.7. Использование продукции с утраченным товарным |
Уменьшенная |
1. Акт списания 2. Накладная перевода в другую зону материальной ответственности |
1. Менеджер по товарным потерям 2. Менеджер по товарной |
|
Третий |
Товарные потери сверх норм |
3. Разработка мероприятий по |
1. Менеджер по товарным потерям. 2. Руководитель предприятия |
||
Четвертый |
1. Приказы 2. Должностные |
4. Контроль исполнения п. 3 |
Отчет выполнения инструкции |
Отчеты |
1. Менеджер по товарным потерям 2. Руководитель предприятия |
Пятый |
Уровень товарных потерь предыдущих периодов |
5. Планирование уровня товарных потерь |
Норматив товарных потерь для предприятия |
Приказы |
1. Менеджер по товарным потерям 2. Руководитель предприятия |
Выделяет следующие виды потерь, исходя из оценки эффективности общественного производства: «видимые» (разделяются на производственные и непроизводственные) и «скрытые» (потери, вызванные несовершенством технологии производства, низким коэффициентом сменности, недостатками планирования, неудовлетворительной работой сферы услуг) (рис. 1)[11].
Рисунок 1. Классификация потерь
Товарные потери группируют также по источникам их возмещения
в условиях государственной собственности: 1) недостачи товарно-материальных ценностей в пути и при хранении в пределах норм естественной убыли (возмещение за счет издержек обращения); 2) недостачи сверх норм естественной убыли (возмещение и одновременно потери совокупного общественного продукта и национального дохода);3) растраты и хищения (прямые потери совокупного общественного продукта и национального дохода); 4) штрафы (возмещение за счет прибыли); 5) прочие непроизводственные расходы (за счет прибыли) (рис. 2)[12]. Недостатком
данной классификации является то, что присутствует только один признак -
источник возмещения. В условиях рыночной экономики, в рамках которой
сегодня функционируют предприятия торговли, данная классификация теряет смысл.
Рисунок 2. Классификация потерь
Чеглов В. П. в своей классификации различает товарные и материальные потери[13].
Товарные потери - потери, вызванные частичной или полной утратой
количественных или качественных характеристик товара в натуральном
выражении.
Материальные потери - более обширная категория. Включает в себя
потери, вызванные частичной или полной утратой стоимостных характеристик товара в денежном выражении, потери денег в процессе проведения взаиморасчетов (с поставщиками, клиентами), наконец, потери товаров и денег от воровства сотрудников и покупателей.
Товарно-материальные потери по характеру возникновения принято
дифференцировать на объективные, субъективные и потери от воровства, явные и неявные, количественные и качественные (рис. 3).
Рисунок 3. Классификация товарно-материальных потерь
Объективные потери - потери, сопровождающие торговый процесс и
предусмотренные технологически (на подготовку товаров к продаже, по
истечении сроков годности, при формировании оптимального заказа).
Субъективные потери - это потери, происходящие из-за ошибок персонала.
Потери от воровства обеспечиваются воровством персонала и покупателей, водителями в процессе транспортировки (включают в себя как потерю товаров, так и воровство денежных средств, недополученную прибыль).
Явные потери - это потери, которые поддаются систематическому выявлению и учет. Неявные потери - потери, плохо поддающиеся учету (прежде всего, связаны с воровством) [14].
Количественные потери - это уменьшение массы, объема, длины и других количественных характеристик товара. Потери этой подгруппы
вызываются как естественными, свойственными конкретному товару
процессами, происходящими при хранении, обработке и перемещении и тогда потери называются естественными или объективными, так и субъективными, человеческими факторами. И тогда следуют субъективные потери.
Качественные потери - потери, обусловленные микробиологическими,
биологическими, биохимическими, химическими, физическими и физико-химическими процессами.
Все виды товарных потерь влекут за собой недостачу товаров, которая
может возникнуть на любом из этапов их движения. Для каждого вида потерь
характеры особенности в методах выявления, документальном оформлении и
отражении на счетах.