Файл: Характеристика основных элементов правового статуса российского нотариуса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помощник нотариуса по поручению и под ответственность нотариуса вправе участвовать в подготовке совершения нотариальных действий, составлять проекты нотариально оформляемых документов, давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий, а также совершать иные предусмотренные законом действия. Назначение на должность помощника нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется нотариусом с согласия нотариальной палаты.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Основ законодательства РФ о нотариате замещение временно отсутствующего нотариуса представляет собой передачу его полномочий по осуществлению нотариальной деятельности в случае временного отсутствия нотариуса или временной невозможности исполнения им своих обязанностей по уважительной причине. Временно отсутствующего нотариуса замещает, как правило, помощник нотариуса. Факт замещения временно отсутствующего нотариуса другим нотариусом отражается в удостоверительной надписи. При наличии у нотариуса нескольких помощников нотариус должен определить порядок замещения ими в свое временное отсутствие. Не допускается одновременное исполнение обязанностей нотариуса нотариусом и лицом, его временно замещающим, исполнение одним лицом обязанностей двух и более временно отсутствующих нотариусов или замещение временно отсутствующего нотариуса двумя и более лицами, его замещающими, одновременно.

Каким же образом может лицо, сдавшее квалификационный экзамен и приступившее к выполнению обязанностей помощника нотариуса, получить должность нотариуса? Для этого в соответствующем территориальном округе должна освободиться должность нотариуса. Согласно ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Согласно данному Положению конкурс объявляется распоряжением органа юстиции не позднее 10 дней со дня открытия вакантной должности. Нотариальная палата об издании распоряжения извещается органом юстиции в трехдневный срок. В распоряжении органа юстиции должны быть указаны:

1) срок проведения конкурса;


2) место и время заседания конкурсной комиссии;

3) срок приема документов на конкурс.

Для проведения конкурса при органе юстиции по его приказу образуется конкурсная комиссия из восьми человек. Комиссия создается из равного количества работников органа юстиции и членов нотариальной палаты, являющихся нотариусами. Персональный состав конкурсной комиссии утверждается приказом органа юстиции. Председателем конкурсной комиссии является руководитель органа юстиции или его заместитель.

Объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, сроках, месте приема и перечне документов, необходимых для участия в конкурсе, требованиях, предъявляемых для замещения вакантной должности нотариуса, месте и времени заседания конкурсной комиссии публикуется в средствах массовой информации или вывешивается в общедоступных местах в зданиях органа юстиции и нотариальной палаты.

Заявления и документы лиц, желающих участвовать в конкурсе, подаются секретарю конкурсной комиссии, назначаемому руководителем органа юстиции из числа членов конкурсной комиссии, являющихся сотрудниками органа юстиции. Список лиц, допущенных к участию в конкурсе, вывешивается в зданиях органа юстиции и нотариальной палаты не позднее 7 дней до начала конкурса.

Конкурсная комиссия оценивает конкурсантов на основании представленных ими документов. Оценка кандидатов проводится по 10-балльной системе. При необходимости проводится индивидуальное собеседование с конкурсантами по вопросам нотариальной деятельности. Решение конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса является основанием для издания приказа о назначении на должность нотариуса. Лицо, победившее в конкурсе, наделяется полномочиями нотариуса Министерством юстиции РФ или по его поручению органом юстиции.

Каждый нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу определенного содержания, текст которой приведен в ст. 14 Основ законодательства РФ о нотариате: "Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку".

Одной из последних новелл российского нотариального законодательства стало введение в Основы законодательства РФ о нотариате ст. 14.1, которая регламентирует приостановление полномочий нотариусов. Данный институт отсутствовал ранее в российском праве. Полномочия нотариуса приостанавливаются в случае:


1) отсутствия у нотариуса договора страхования гражданской ответственности или несоответствия заключенного договора требованиям закона;

2) избрания меры пресечения в виде заключения нотариуса под стражу или его домашнего ареста до дня отмены или истечения срока применения указанной меры пресечения;

3) временного отстранения от исполнения обязанностей в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством до дня отмены или истечения срока применения указанной меры принуждения.

Приостановление полномочий нотариуса производится судом по представлению нотариальной палаты.

Копия определения суда направляется нотариусу, полномочия которого приостанавливаются, в нотариальную палату и территориальный орган юстиции.

Полномочия нотариуса возобновляются автоматически со дня заключения договора страхования гражданской ответственности, соответствующего требованиям настоящих Основ. Нотариус, заключивший такой договор, обязан направить его копию в нотариальную палату в течение 1 рабочего дня со дня заключения такого договора. Полномочия нотариуса возобновляются автоматически со дня принятия решения об отмене мер пресечения или принуждения соответствующей меры. Приостановление полномочий нотариуса не является мерой ответственности.

Прекращение полномочий нотариусов. Основы законодательства РФ о нотариате четко регламентируют основания прекращения нотариусами нотариальной деятельности. В целях защиты нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, Основами законодательства РФ о нотариате предусмотрена возможность его увольнения только в соответствии с законодательством РФ о труде. Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

- осуждения его за совершение умышленного преступления - после вступления приговора в законную силу;

- ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;

- по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами РФ (например, в случае признания лица, являющегося нотариусом, безвестно отсутствующим).


Сложение полномочий нотариуса по достижении им 75-летнего возраста осуществляется без решения суда.

2.2. Постоянное или временное прекращение полномочий нотариуса

Различается порядок освобождения от должности нотариуса в отношении государственных нотариусов и нотариусов, занимающихся частной практикой. Согласно части четвертой ст. 12 Основ увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ о труде.

Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

1) осуждения его за совершение умышленного преступления - после вступления приговора в законную силу;

2) ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;

3) по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами РФ.

Орган юстиции совместно с нотариальной палатой принимает решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу.

Таким образом, если в отношении государственных нотариусов действует общий режим увольнения, установленный ТК, то для освобождения от полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, необходим только вступивший в законную силу судебный акт - приговор или решение суда общей юрисдикции, вынесенные по определенным законом фактическим ситуациям.

Освобождение от полномочий нотариуса согласно ст. 12 Основ при осуждении за совершение умышленного преступления не связывается с определенным составом преступления (например, при исполнении обязанностей нотариуса). Поэтому, по смыслу данного правила, основанием для освобождения от полномочий нотариуса будет практически любой приговор суда, вынесенный за совершение умышленного преступления. В практике Свердловской области нотариус был вынужден сложить свои полномочия в связи с тем, что уголовное в его отношении дело было прекращено судом в уголовном судопроизводстве в связи амнистией, т.е. по нереабилитирующим основаниям. Поскольку нотариус не обжаловал такое постановление суда, то тем самым он фактически признал свою вину в совершении уголовного преступления.


Ограничение дееспособности или признание недееспособным производится в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. ст. 29, 30 ГК и гл. 31 ГПК. Освобождение от полномочий нотариуса возможно по иску как нотариальной палаты так и органов юстиции.

Освобождение от полномочий нотариуса может быть произведено как по уважительным (невозможность исполнения профессиональных обязанностей по состоянию здоровья), так и по неуважительным причинам (за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства).

В практике работы нотариальных палат в основном обращение с иском к нотариусу о лишении права нотариальной деятельности связывалось с нарушениями, выявленными при проверках профессиональной деятельности и соблюдения правил нотариального делопроизводства, отдельными грубыми нарушениями законодательства. Например, в судебной практике в качестве таких нарушений рассматривались одновременная параллельная работа нотариуса и лица, его замещающего, что, по смыслу нотариального законодательства, недопустимо; однократное грубое нарушение правил нотариального производства (например, удостоверение доверенности в отсутствие доверителя) и т.д.

В другом случае причиной обращения были грубые ошибки нотариуса: не соблюдалась последовательность нумерации в реестре нотариальных действий, имели место пропуски номеров; ряд нотариальных действий не были внесены в реестр, а записи сделаны на отдельных листах, которые не пронумерованы и не прошнурованы; не соблюдались права несовершеннолетних лиц, поскольку некоторые сделки удостоверялись без согласия органов опеки и попечительства. При этом нотариус ссылался на то, что он работал менее одного года, в связи с чем не имел достаточного опыта, а также на то, что к нему ранее не применялись меры дисциплинарного или общественного воздействия. Однако суд не согласился с такими возражениями, указав, что ст. 34 Основ, устанавливающая правило о проверке нотариуса через год после наделения его полномочиями, определяет правила организации контроля, а не сами условия, при которых не допускается лишение нотариуса его полномочий. Кроме того, Основы не устанавливают обязательности предварительного досудебного применения мер воздействия к нотариусу перед обращением в суд.

В целом ведение таких дел является достаточно длительным и сложным; порой суды по-разному оценивают результаты проверок нотариусов и доводы нотариальной палаты как истца. Существенное значение имеет обоснованность заявленных требований, а также соблюдение формальной процедуры возбуждения дела (в частности, решение вопроса о возбуждении дела в суде компетентным органом нотариальной палаты, т.е. правлением либо общим собранием палаты - в зависимости от варианта, закрепленного в уставе палаты).