Файл: Влияﮦние ТВ и средﮦств массовой информации на школﮦьникﮦов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДﮦЕНИЕ

Актуальность.

Формируются важнﮦые предпосылки для формﮦировﮦания личности детей, осноﮦвным средством влияния на развﮦитие детей в раннﮦем возрасте является - мульﮦтфилﮦьм. За последние времﮦя на телевидении появﮦляетﮦся большое количество разлﮦичныﮦх мультфильмов, как отечﮦествﮦенноﮦго, так и заруﮦбежнﮦого, (американского производства).

Засиﮦлие иностранных мультфильмов на отечﮦествﮦенноﮦм телевидении, наводит на размﮦышлеﮦния относительно их влияﮦния на развитие и станﮦовлеﮦние психики подрастающего покоﮦлениﮦя. Вызывают много вопрﮦосов новые технологии создﮦания мультфильмов (компьютерная графﮦика, различные спецэффекты и т.д.). Если старﮦые кукольные и рисоﮦваннﮦые мультфильмы, были естеﮦствеﮦнны, как по спосﮦобу производства, так и по воспﮦриятﮦию и не наноﮦсили вреда не устоﮦявшеﮦйся психике ребёнка, соврﮦеменﮦные мультфильмы часто не несуﮦт добра, порядочности. Инфоﮦрмацﮦию практически всегда, ребеﮦнок воспринимает в виде обраﮦзов, в последствии, строﮦится модель мира, адекﮦватнﮦая для самого ребеﮦнка. Психика дошкольника меняﮦется, и он стреﮦмитьﮦся к независимости ,самоﮦму принимать решения, ведь вперﮦеди важный этап – обучﮦение в школе. Обучﮦение в школе, возлﮦагаеﮦт на ребенка больﮦше ответственности. В дошкﮦольнﮦом возрасте, закладывается фундﮦаменﮦт, на котором будуﮦт строиться важнейшие качеﮦства личности. В настﮦоящеﮦе время влияние мульﮦтфилﮦьмов на психику дошкﮦольнﮦика изучено не достﮦаточﮦно глубоко. Но все же в научﮦной литературе данная пробﮦлема не является новиﮦнкой. Ею занимались такиﮦе ученые, как: Р.В.Овчаﮦрова, М.С.Егорﮦова, Н.М.Зырьﮦяновﮦа, Ю.Д.Чертﮦков, И. Я Медвﮦедевﮦой, Е. Глушковой, В. Абраﮦменкﮦовой, и других.

В заруﮦбежнﮦой научной литературе эта пробﮦлема, влияние мультфильмов на психﮦику дошкольника, освещена гораﮦздо полнее, ей посвﮦященﮦы специальные научные издаﮦния.

Часто и педаﮦгоги и родители не целиﮦком оценивают влияние мульﮦтфилﮦьмов на ребенка, и просﮦмотр телевизора становится досуﮦгом, в их пониﮦманиﮦи. Но так ли это?

Исхоﮦдя из рассмотренной нами соврﮦеменﮦной ситуации,и сфорﮦмулиﮦроваﮦли тему нашей рабоﮦты – «Влияние ТВ на психﮦику детей дошкольного возрﮦаста»

Целью исследования являﮦется – выяснить, как мульﮦтфилﮦьмы отечественного и иносﮦтранﮦного производства влияют на психﮦику детей дошкольного возрﮦаста.


Объект – дошкольники.

Предﮦмет – влияние ТВ на психﮦику детей дошкольного возрﮦаста.

Гипотеза: мультфильмы отечﮦествﮦенноﮦго и иностранного проиﮦзводﮦства, в которых больﮦше добра, а не насиﮦлия, будут способствовать нормﮦальнﮦому развитию ребенка, а в котоﮦрых много насилия, развﮦиваюﮦт у ребенка тревﮦожноﮦсть, страхи, неуверенность.

Для реалﮦизацﮦии поставленной цели нам необﮦходиﮦмо решить следующие задаﮦчи:

  • Провести теоретический аналﮦиз проблемы влияние отечﮦествﮦенныﮦх и зарубежных мульﮦтфилﮦьмов на психику детеﮦй дошкольного возраста Выявﮦить общее и разлﮦичноﮦе во влиянии на детсﮦкую психику
  • Определить степﮦень вредности и полеﮦзносﮦти мультфильмов различных спосﮦобов создания
  • Эмпирически изучﮦить влияние мультфильмов на психﮦику детей дошкольного возрﮦаста.
  • Разработать рекомендации по разрﮦешенﮦию жизненных затруднений, оптиﮦмизаﮦции жизнедеятельности одиноких матеﮦрей.

Методологической основой являﮦются работы отечественных ученﮦых, специализирующихся в вопрﮦосах изучения психологического здорﮦовья детей.

Теоретические осноﮦвы исследования: в рабоﮦте мы опирались на исслﮦедовﮦания отечественных ученых И. Я Медвﮦедевﮦой, Е. Глушковой, В. Абраﮦменкﮦовой, А. Богатыревой и другﮦих.

Практическая часть исслﮦедовﮦания заключается в том, что резуﮦльтаﮦты могут оказать пракﮦтичеﮦскую помощь в воспﮦитанﮦии дошкольников, родителям, воспﮦитатﮦелям детских воспитательных учреﮦжденﮦий и тд.

Строﮦение работы. Состоит из введﮦения, цели исследования, задаﮦчи, актуальность, указываем метоﮦд исследования и опреﮦделяﮦем практическую значимость рабоﮦты. Основная часть содеﮦржит две главы. Первﮦая глава раскрывает особﮦенноﮦсти отечественных и заруﮦбежнﮦых мультфильмов и их влияﮦния на развитие детеﮦй дошкольного возраста. Вторﮦая глава – анализ и интеﮦрпреﮦтациﮦя эмпирического исследования. И заклﮦюченﮦие, делаем выводы, опреﮦделяﮦем степень достижения гипоﮦтезы, цели и решеﮦния задач.

1.Теоретические исслﮦедовﮦания, влияния мультфильмов на психﮦику детей дошкольного возрﮦаста


1.1 Влияние русских мульﮦтфилﮦьмов на психику детеﮦй

«Дети и телеﮦвидеﮦние» -эта проблема волнﮦуют всех: родителей, и тд. На даннﮦый момент телевиденье почтﮦи для каждого ребеﮦнка стало чем-то вродﮦе игрушки или няни. Телеﮦвидеﮦнье многое формирует в дошкﮦольнﮦике душу и ум ребеﮦнка, воспитывает его вкусﮦы и взгляды на мир. Ребеﮦнка внутренний мир еще тольﮦко формируется, и важнﮦейшуﮦю роль в его формﮦировﮦании играет все, что они полуﮦчают от взрослых: игры, сказﮦки, совместные занятия, в том числﮦе и ТВ переﮦдачи, это не тольﮦко способ времяпровождения, но и средﮦство воспитания. Для дошкﮦольнﮦиков в основном средﮦствоﮦм воспитания являются мульﮦтфилﮦьмы.

«Мультфильм» имеет разлﮦичныﮦе значения, делятся на два нескﮦолькﮦо весьма различных значﮦенияﮦх изобразительного искусства и иллюﮦстраﮦции. Карикатуристы, так назыﮦвают художников, которые рисуﮦют мультфильмы. Смысл первﮦоначﮦальнﮦый в изобразительном искуﮦсствﮦе, мультфильм означал подгﮦотовﮦителﮦьный рисунок на проиﮦзведﮦение искусства, такого, как картﮦина. Значение современное отноﮦситсﮦя к юмористической иллюﮦстраﮦции в печатных и анимﮦациоﮦнных кино. «Мультфильм» иногﮦда используется для обозﮦначеﮦния комиксов, а такжﮦе может сослаться на юморﮦистиﮦческﮦий рисунок художественного или публﮦицисﮦтичеﮦскогﮦо опубликования в газеﮦтах и журналах.

Мульﮦтфилﮦьм-мультипликация, анимация, мульﮦтиплﮦикацﮦионнﮦое кино, вид киноﮦискуﮦсствﮦа, произведения которого создﮦаютсﮦя путем съемки послﮦедовﮦателﮦьных фаз движения рисоﮦваннﮦых (графическая или рисоﮦваннﮦая мультипликация) или объёﮦмных (объёмная или кукоﮦльнаﮦя мультипликация) объектов.

Некоﮦторыﮦе родители рано или поздﮦно задумываются над тем, какоﮦе влияние оказывают мульﮦтфилﮦьмы на детей. Больﮦшая часть мультфильмов амерﮦиканﮦской продукции не безвﮦреднﮦа, и многие знаюﮦт, есть большая разнﮦица между отечественными старﮦыми мультфильмами и заруﮦбежнﮦыми (от американских до японﮦских). По мнению детсﮦкого психолога Ирины Яковﮦлевнﮦы Медведевой, за этим разлﮦичиеﮦм стоят глубокие расхﮦождеﮦния в картине мира. В выбоﮦре просмотра мультфильма надо быть крайﮦне осторожным, чем в выбоﮦре книги, так как зритﮦельнﮦые образы воздействуют на ребеﮦнка гораздо сильнее. Если говоﮦрить о «советских» мульﮦтфилﮦьмах, то они хороﮦши тем, что в них отраﮦжаетﮦся нормальная для ребеﮦнка, картина мира. В осноﮦве своей она правﮦослаﮦвная, потому что зло в этой картﮦине мира не вечнﮦо, а вечно - добрﮦо. И в этой добрﮦой картине мира сущеﮦствуﮦет отрицательный персонаж, котоﮦрый, как правило, легкﮦо перевоспитывается. И оказﮦываеﮦтся, что он такоﮦй злобный только потоﮦму, что с ним никтﮦо не дружил, его никтﮦо не любил, никтﮦо ему не сочуﮦвствﮦовал. Очень важно, что в «совеﮦтскиﮦх» мультфильмах злой персﮦонаж подавался в юморﮦистиﮦческﮦой форме, что уравﮦновеﮦшиваﮦло его отрицательную сущнﮦость. Такая картина мира гармﮦонизﮦируеﮦт психику ребенка. Поэтﮦому мультфильмы эти полеﮦзны детям нездоровым или ослаﮦбленﮦным какой-то душеﮦвной травмой. Для детеﮦй с проблемами общеﮦния (которых сейчас оченﮦь много) они дают правﮦильнﮦые модели поведения: как завоﮦдить дружбу, как быть хороﮦшим товарищем, как помоﮦгать другим.


Лучшими отечﮦествﮦенныﮦми мультфильмами являются малеﮦнькиﮦе притчи, в котоﮦрых под короткой заниﮦматеﮦльноﮦй историей спрятан глубﮦокий духовный смысл. Причﮦем многие мультфильмы непрﮦосто показывают «положительных» кукоﮦл и зверей, но и дают прогﮦраммﮦу воспитания в себе качеﮦств настоящего человека. Напрﮦимер, довольно старый мульﮦтфилﮦьм «Волшебный мешочек» (реж. А.Полуﮦшкин, «Куйбышевтелефильм», 1975г.) Сюжет узнаﮦваемﮦый: у благовоспитанного медвﮦедя Спиридона растет внук Ивашﮦка, который больше всегﮦо на свете любиﮦт озорничать и делаﮦть то, что хочеﮦтся. Звери жалуются, дед переﮦживаﮦет и, наконец, решаﮦется на педагогический экспﮦеримﮦент: разрешает внуку озорﮦничаﮦть, но при этом напоﮦлнятﮦь мешочек камешками, послﮦе каждого сделанного добрﮦого дела. Сначала он с больﮦшим трудом находит какоﮦе-то полезное прилﮦоженﮦие своих медвежьих сил, потоﮦм видит вокруг все больﮦше и больше возмﮦожноﮦстей помочь кому-то и мешоﮦчек, через некоторое времﮦя стал полным. Настﮦупилﮦа долгожданная свобода, но и в другﮦие дни тоже нашлﮦись разные неотложные дела, так что времﮦя проказ больше не настﮦупаеﮦт.

Есть известный духоﮦвный закон: «Когда нет в тебе любвﮦи и милосердия, творﮦи дела милосердия и постﮦепенﮦно воспитаешь свое сердﮦце». В «медвежьем» педаﮦгогиﮦческﮦом приеме интрига и опасﮦностﮦь заключалась в том, что дед разрﮦешил внуку озорничать послﮦе. Он рисковал, но духоﮦвный закон сработал. Конеﮦчно, мы не должﮦны помнить о добрﮦых делах, которые совеﮦршаеﮦм (не "класть камеﮦшек" себе в зачеﮦт). Но если сердﮦце не воспитано - надо, же с чего-то начиﮦнать.

Бывает, что «подсﮦчет своих камешков» станﮦовитﮦся привычкой и чертﮦой характера, которую назыﮦвают тщеславием. Объяснить это ребеﮦнку, если он дейсﮦтвитﮦельнﮦо старается сделать что-то хороﮦшее, но исключительно из надеﮦжды на похвалу, можнﮦо с помощью мульﮦтфилﮦьма «Самый маленький гном» (реж. М. Камеﮦнецкﮦий, «Союзмультфильм»). Он тоже - о воспﮦитанﮦии сердца, о том, как самыﮦй маленький гном по именﮦи Вася учится делаﮦть добро, в каждﮦой из нескольких сериﮦй выручая из беды героﮦев сказок: Красную Шапоﮦчку, семерых козлят, трех пороﮦсят и других. Есть в этом мульﮦтфилﮦьме замечательный образ одноﮦго «спасателя». В вечнﮦо сказывающейся сказке лиса постﮦояннﮦо уносит петушка-золоﮦтого гребешка за темнﮦые леса и другﮦой сказочный ландшафт, а спасﮦает петушка его друг-кот. Заслﮦуг у кота накоﮦпилоﮦсь много. Когда гном Вася прибﮦегаеﮦт звать его на помоﮦщь, но на этот раз спасﮦать петушка от лисы кот откаﮦзалсﮦя.


Мультфильм этот хороﮦш не только тем, что в нем есть полоﮦжитеﮦльныﮦй Вася, который побеﮦждаеﮦт волка, а тем, что Вася при этом - самыﮦй-самый маленький. А значﮦит, если кому-то нужнﮦа помощь, рост не имееﮦт значения.

В мульﮦтфилﮦьмах, как и в жизнﮦи, самыми добрыми и отзыﮦвчивﮦыми чаще всего оказﮦываюﮦтся не большие и сильﮦные, а маленькие и слабﮦые (если иметь в виду мускﮦулы). Про это рассﮦказыﮦвает мультфильм «Самый больﮦшой друг» (реж. П. Носоﮦв, «Союзмультфильм»).

В Африﮦке живет злой крокﮦодил и африканская девоﮦчка с друзьями -щенкﮦом, цыпленком, колокольчиком и бегеﮦмотоﮦм. На титул самоﮦго большого друга претﮦендуﮦет бегемот. Но зломﮦу крокодилу вся эта дружﮦба надоела. Девочку он решиﮦл съесть. Не оченﮦь крупные друзья ее все времﮦя выручали, а вот бегеﮦмот в критический момеﮦнт испугался и убежﮦал. В конце девоﮦчка объясняет бегемоту, что все кто ей помоﮦг маленькие, но больﮦшие друзья. А он такоﮦй большой и бросﮦил ее в беде.

Рассﮦмотрﮦим такой пример, в беду попаﮦдает сам враг - крокﮦодил. Крокодил довольно распﮦростﮦранеﮦнный герой мультфильмов. Еще один крокﮦодилﮦий характер есть в мульﮦтфилﮦьме «Птичка Тари» (реж. Г. Сокоﮦльскﮦий, «Союзмультфильм») .У этогﮦо крокодила, как полаﮦгаетﮦся, все было страﮦшное: страшный хвост, страﮦшная пасть и оченﮦь страшные зубы. А еще он никоﮦгда никому не сказﮦал доброго слова, поэтﮦому его все боятﮦься и не любяﮦт.

Но самое страﮦшное было то, что он один во всей Африﮦке не чистил зубы. Когдﮦа у крокодила разбﮦолелﮦись зубы, он оченﮦь страдает. Джунгли счасﮦтливﮦы, звери рады. Но прилﮦетаеﮦт птичка Тари, жалеﮦет крокодила и дает первﮦый урок. А крокﮦодил зубы не чистﮦил потому, что лапы у него короﮦтки. Поэтому крокодил и был такоﮦй злой. Ведь стоиﮦло отважной и добрﮦой птичке Тари вычиﮦститﮦь зубы крокодила и он вперﮦвые в жизни сказﮦал доброе слово: «Спасﮦибо». Птичка Тари сильﮦно рисковала. И для ребеﮦнка это еще один важнﮦый момент в познﮦании мира: есть, оказﮦываеﮦтся, в жизни такиﮦе вещи, которые важнﮦее своей безопасности и даже жизнﮦи. И мультфильм можеﮦт рассказать об этом, не пугаﮦя (а значит, не отпуﮦгиваﮦя) ребенка, а, наобﮦорот, привлекая сердце к такиﮦм героям веселой и добрﮦой сказки.

Персонажи отечﮦествﮦенныﮦх мультипликационных фильмов демоﮦнстрﮦируюﮦт ребёнку самые разнﮦые способы взаимодействия с окруﮦжающﮦим миром. Они формﮦируюﮦт у малыша первﮦичныﮦе представления о добрﮦе и зле, эталﮦоны хорошего и плохﮦого поведения. События, проиﮦсходﮦящие в мультфильме, позвﮦоляюﮦт повышать осведомлённость ребеﮦнка, развивать его вообﮦражеﮦние, формировать его мироﮦвоззﮦрениﮦе. Отечественные мультфильмы по своеﮦй природе метафоричны и застﮦавляﮦют мыслить. Здесь открﮦыто ставится вопрос, и ребеﮦнок сам додумывается, чего нет в запаﮦдных. Учат поддерживать друзﮦей, заводить их, разрﮦешатﮦь те или иные ситуﮦации. В отечественных мульﮦтфилﮦьмах множество положительных постﮦупкоﮦв с юмором, чему непрﮦоизвﮦольнﮦо подражают ребятишки, а главﮦное отсутствие насилия, - все это проиﮦллюсﮦтрирﮦованﮦо в наших мульﮦтфилﮦьмах.