Файл: Управление миграционными процессами (Научные подходы к изучению процессов миграции населения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Влияние миграции на политическую сферу государств-реципиентов отражается на экономическом развитии. Это проявляется в форме усиления политических рисков. По мнению большинства экспертов, политические последствия международной миграции имеют, как правило, дестабилизирующий и конфликтогенный характер. Массовый приток инокультурных иммигрантов, превращая государства приема в совокупность поликультурных социальных групп, актуализирует вопросы межнационального и межконфессионального взаимодействия. Снижение толерантности местного населения вызывает ответную протестную реакцию со стороны иммигрантов. В числе политических последствий миграции, в особенности нелегальной, оказывающих влияние на национальную и общественную безопасность, стоит отметить рост террористических и криминогенных угроз, а так-же распространение расизма, национализма, ксенофобии, экстремизма и правого радикализма. Также нельзя забывать про риск «размывания» титульной нации вследствие масштабного притока мигрантов.

Таким образом, исторический, экономический, социологический, системный и политологический подходы дают комплексное представление о многомерности, сложности миграции, что обусловливает формирование, содержание и реализацию направления политического управления миграционными процессами. Сохранение базовых причин миграции и появление новых факторов в условиях глобализации, с учетом многозначности и многоплановости последствий миграции для принимающих стран актуализирует необходимость создания эффективной системы многоцелевого политического управления миграционными процессами с целью усиления и накопления положительного эффекта и снижения политических рисков миграции.

1.2. Сущность миграции населения

Миграция населения представляет собой сложный многомерный пространственно-временной феномен и общественный процесс, затрагивающий практически все стороны политической, социальной, экономической, культурной жизни общества, непосредственно влияющий на его демографическую структуру. Проблемы миграции, ввиду своей многозначности, являются одной из немногочисленных областей исследования, находящейся на стыке различных научных школ, теорий и подходов. Несмотря на длительную историю изучения миграции в рамках различных отраслей знания, в настоящее время в зарубежной и отечественной миграциологии, в международных и российских нормативно-правовых актах не дано однозначных определений понятий «миграция, «мигрант», «управление миграционными процессами». Это связано со сложностью и неоднозначностью данного феномена и вытекающих конструктов. Однако перечисленные термины используются в ряде официальных документов, в результате чего возникают сложности при практической реализации миграционной политики на различных уровнях власти. Следовательно, актуализируется вопрос о необходимости унификации терминов на всех уровнях управления.


Так, например, только отечественные ученые предлагают более сорока определений миграции, более десяти классификаций ее видов[29]. Отсутствие общих базовых дефиниций и унифицированного миграционного законодательства как отдельной отрасли права приводит к серьезным юридическим коллизиям и затрудняет как междисциплинарный диалог, так и взаимоотношения представителей власти, экспертного сообщества, бизнес-структур и гражданского общества. Для решения данной проблемы в мае 2013 г. депутаты Государственной Думы ФС РФ и члены ФМС России приступили к разработке Миграционного кодекса РФ. По замыслу экспертов, новый документ, состоящий из общей и особенной частей, должен регулировать весь комплекс миграционно-правовых отношений, регламентировать сферу миграции с учетом формирования механизмов эффективного управления, а также устранить противоречия в трактовках. В общей части кодекса планируется детально прописать определение основных понятий в области миграции, а в особенной части будет содержаться перечень существующих миграционных режимов.

В справочнике по терминологии в области миграции, изданном при поддержке Европейского Союза, миграция понимается как «процесс передвижения населения через международную границу либо в пределах страны, охватывающий любой вид перемещений, независимо от их продолжительности, состава и причин; включающий передвижение беженцев, перемещенных лиц, выселенных людей и экономических мигрантов»[30]. Опираясь на социально-экономический подход, исследователь Т. Ю. Браиловская предлагает следующую трактовку: «Миграция – это система социально-экономических отношений между населением, государством и институтами общества, возникающая в процессе территориального перемещения группы экономически активного населения в целях улучшения жизни и труда, и получения социально-экономического статуса»[31]. Российские исследователи В. А. Волох, Т. И. Куценко, Ю. В. Рощин приводят следующее определение трудовой миграции: «отношения перераспределения человеческих ресурсов по территории страны или между странами мира, обусловленные развитием производства и самого человека»[32]. Наиболее цитируемой и признанной в отечественной науке является трактовка Л. Л. Рыбаковского: миграция – это «любое территориальное перемещение, совершающееся между различными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности»[33].


По мнению Л. Л. Рыбаковского, миграционный процесс – это «происходящая в определенных пространственно-временных рамках серия миграционных событий»[34]. Стоит отметить, что эта трактовка универсальна, системна. Для определения методологических подходов к управлению миграционными процессами представляется актуальной концепция «трехстадийности миграционного процесса», позволяющая понять сущность миграции населения как объекта политического управления. Миграционный процесс включает в себя следующие стадии: «исходная – процесс формирования территориальной подвижности населения; основная – непосредственно переселение населения; заключительная – приживаемость мигрантов в местах переселения, их адаптация и интеграция». Управляющее воздействие на первой стадии миграционного процесса включает средства внешней помощи развитых стран государствам-донорам миграционной силы, направляемые в рамках содействия международному развитию. К этому этапу также относится домиграционная подготовка иностранных граждан в странах исхода. Это может быть расценено как переход от ситуационного реактивного к проактивному, превентивному миграционному управлению. На второй стадии переселения актуализируется проблема эффективности деятельности органов иммиграционного контроля, позволяющего не допустить перемещение нежелательных с точки зрения государства приема мигрантов. Также на этом этапе необходимо проведение мероприятий, нацеленных на расселение мигрантов в регионы, в которых наблюдается нехватка рабочей силы. На третьей стадии наиболее значимыми представляются меры по адаптации и интеграции мигрантов, препятствующие образованию этнических анклавов и способствующие гармоничному включению мигрантов в социум. Таким образом, при переходе одной стадии в другую явно проявляется взаимозависимость и взаимообусловленность управления миграционными процессами качеством, содержанием направлений деятельности субъектов этих процессов.

Российским исследователем В. А. Ионцевым в 1999 г. была разработана обширная классификация основных теоретических подходов к изучению миграции населения. Им было выделено 17 научных подходов к феномену миграции, содержащих 45 научных теорий и концепций. К 2012 г., по словам исследователя, количество концепций увеличилось до 63[35]. Это свидетельствует о востребованности и актуальности миграционной проблематики.

С позиций исторического подхода миграция явилась первопричиной и инициатором процессов интернационализации и глобализации мирового сообщества. На современном этапе исторического развития сами процессы глобализации становятся основной движущей силой миграционной подвижности населения, выполняющей функцию катализатора в их развитии. Миграция превращается в глобальный мегатренд современности – «объективный крупномасштабный долгосрочный процесс мирового развития, определяющий качественное содержание текущего состояния миросистемы»[36]. Феномен ускорения социального времени будет усиливать и закреплять сложившую тенденцию. Соответственно, с учетом того, что миграция является объективным историческим процессом, то она в принципе по своей сущности малоуправляема, так как механизмы государственного управления не справляются в условиях интенсификации трансграничных перемещений, что актуализирует потребность в выработке основных принципов политического управления миграционными процессами.


При анализе миграционных процессов в мире было отмечено, что общий поток рабочей силы во время первой волны глобальной интеграции, датируемой экспертами МВФ в период с 1870 по 1914 гг., составил около 10% мирового населения (1,6 млрд. человек), что в три раза превосходит нынешние пропорции[37]. В указанный период появляются фундаментальные работы английского исследователя Э. Равенштейна, выявившего общие базовые закономерности развития трансграничных перемещений, названные впоследствии законами миграции.

К числу этих законов относятся следующие постулаты:

- миграция преимущественно осуществляется на короткие расстояния;

- миграция – это постепенный, пошаговый процесс;

- на значительные расстояния миграционные потоки направляются преимущественно в мегаполисы;

- у каждого миграционного потока есть контрпоток;

- сельские жители больше городских склонны к миграции и преимущественно направляются в крупные города;

- женщины более активны во внутренних миграциях, а мужчины – в между-народных;

- большинство мигрантов – это взрослое население, семьи редко участвуют в международной миграции;

- миграция более значимый фактор роста крупных городов, чем естественный прирост населения;

- с развитием транспорта, торговли, промышленности увеличиваются масштабы миграции;

- главная причина миграции – экономическая[38].

Как следует из указанных законов, основные магистральные миграционные потоки направляются в экономически развитые районы и возрастают с увеличением научно-технического прогресса, то есть развития промышленности и торговли, а также усовершенствования средств транспорта и коммуникаций. Стоит отметить, что законы носят преимущественно описательный характер, в них отсутствует объяснение факторов, способствующих воспроизводству и поддержанию миграции, не определена роль государства в регулировании миграционных перемещений. Тем не менее большинство из описанных Э. Равенштейном законов являются актуальными, что свидетельствует об их объективности.

Ретроспективный анализ глобальных миграционных волн третьего тысячелетия, вовлекших по данным, представленным в сентябре 2013 г. в Докладе экспертов ООН, 232 млн. человек, демонстрирует, что они значительно отличаются от предшествующих потоков. Увеличивается масштаб, интенсивность и разнонаправленность миграционных потоков, усложняются их структурные характеристики, происходит диверсификация по правовому, социальному, этническому, конфессиональному, профессиональному, а также возрастному и гендерному составу. По мнению одного из основателей классического евразийства П. Н. Савицкого, каждая территория земного шара представляет собой особое «месторазвитие», имеющее собственную миграционную историю, что актуализирует значимость национального и субнационального уровней политической системы в управлении миграционными процессами. Эту позицию подтверждают данные исследований геногеографии, – миграционные процессы являются не только составной частью эволюции человечества, но и важнейшим фактором в развитии как глобальной, так и локальных цивилизаций[39].


Таким образом, миграция - процесс передвижения населения через международную границу либо в пределах страны, охватывающий любой вид перемещений, независимо от их продолжительности, состава и причин; включающий передвижение беженцев, перемещенных лиц, выселенных людей и экономических мигрантов.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ И ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Миграционная ситуация в Псковской области

Территория Псковской области составляет 55,4 тысячи квадратных километров (3,3 % территории Северо-Западного федерального округа, 0,3 % территории России). Одной из главных геополитических особенностей области является ее приграничное расположение, наличие границ сразу с тремя иностранными государствами. Протяженность границ с сопредельными государствами составляет 789 км, в том числе с Республикой Беларусь - 305 км, Эстонией - 270 км, Латвией - 214 км. Соседями Псковской области являются Ленинградская, Новгородская, Тверская и Смоленская области России. Приграничными являются 9 районов области. При этом основная часть населения проживает в 2 крупных городах - Псков (207 589 человек) и Великие Луки (95 606 человек). Соотношение мужского и женского населения составляет 45,9 % и 54,1 % соответственно. Граждане трудоспособного возраста составляют - 57,6 %; лица старше трудоспособного возраста - 27,5 %; моложе трудоспособного возраста -14,9 %[40].

Направлением деятельности отдела работы УФМС с мигрантами, переселенцами и беженцами является реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию мигрантов, проживающих за рубежом. Отдел работы с мигрантами, переселенцами и беженцами занимается реализацией Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию мигрантов, проживающих за рубежом, предоставляемые территориальными органами ФМС России УФМС России по Псковской области. Областная долгосрочная целевая программа Псковской области «Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию мигрантов, проживающих за рубежом, на 2010-2012 годы» утверждена постановлением администрации Псковской области от 18.10.2010 № 384. УФМС России по Псковской области принимало непосредственное участие в разработке проекта региональной программы. Начальник УФМС России по Псковской области входил в состав рабочей группы, созданной для разработки проекта региональной программы. Основные цели подпрограммы: это стимулирование и организация процесса добровольного переселения мигрантов на постоянное место жительства в Псковскую область, содействие развитию рынка трудовых ресурсов области, снижение уровня остроты демографической проблемы в области[41].