Файл: Управление миграционными процессами (Научные подходы к изучению процессов миграции населения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 2.1 - Динамика общей миграции населения Псковской области за 2017 – 2019 гг., чел.

Из данного рисунка видно, что в 2018 году произошла миграционная убыль населения, однако уже в 2019 году данный показатель вырос и произошел миграционный прирост. Сравнивая количество прибывших и выбывших по годам, видно, что данные показатели ежегодно уменьшаются.

Рисунок 2.2 - Динамика количества въездов мигрантов в Псковскую область за 2017 - 2019 гг., ед.

Данные автоматизированной системы аналитической отчетности подтверждают, что в силу сложившихся территориальных особенностей, основная часть миграционных потоков в регионе - транзитные и с 2016 года имеют устойчивую отрицательную динамику.

Количество въездов в Псковскую область за 2017 - 2019 года сократилось.

В 2019 году сокращение составило 710 въездов по сравнению с 2017 годом, и 194 по сравнению с 2018 годом.

Рисунок 2.3 - Динамика количества выездов мигрантов в Псковскую область за 2017 - 2019 гг., ед.

Количество выездов в Псковскую область в 2019 году сократилось на 807 выездов по сравнению с 2017 годом, и на 325 выездов по сравнению с 2018 годом.

Псковская область - субъект Российской Федерации, который граничит одновременно с тремя иностранными государствами - на западе с Эстонией, протяженность границы - 270 км, и Латвией - 214 км, на юге с Республикой Беларусь - 305 км.

Особенностью миграционной ситуации в Псковской области является:

- с одной стороны - наличие Государственной границы с Латвийской

и Эстонской Республиками с функционированием на ней государственных структур, что позволяет достаточно эффективно осуществлять контроль за въездом и выездом иностранных граждан и лиц без гражданства и бороться с незаконной миграцией;

- с другой стороны - отсутствие контролирующих органов на границе с Республикой Беларусь, что позволяет иностранным гражданам и лицам без гражданства относительно бесконтрольно прибывать в Российскую Федерацию с территории РБ и через ее территорию.

Структура въезда остается практически неизменной на протяжении последних лет: наибольший удельный вес имеют граждане стран Балтии - 92 % и государств Евросоюза - 5 %, СНГ - 2,8 %.

Число въехавших граждан из стран Азии, Америки, Африки незначительно, и не превышает 0,1 %.

Рисунок 2.4 - Виды стран въезда мигрантов

Данная диаграмма показывает, что в основном въезд осуществляется со стран Балтии и составляет 92 % от общего числа въехавших на территорию Псковской области.


Цели, по которым иностранные граждане прибывают в Псковскую область следующие (рис. 2.5):

Рисунок 2.5 - Виды целей прибытия мигрантов в Псковскую область

Данная диаграмма показывает, что основными целями въезда на территорию области являются причины частного характера - 42 %, а также туристическая - 20 %. Таким образом, можно констатировать наличие следующих проблем:

1) отсутствие центра временного размещения прибывающих мигрантов;

2) дисбаланс спроса и предложения на рынке труда для мигрантов;

3) нехватка мест в образовательных учреждениях для детей в составе семей мигрантов.

Первая проблема подтверждается анализом опроса мигрантов. Среди мигрантов было опрошено 50 человек и задан им один вопрос «Сталкивались ли Вы с проблемой временного размещения пребывая на территорию Псковской области?».

Рисунок 2.6 - Результаты ответа мигрантов на вопрос «Сталкивались ли вы с проблемой временного размещения?»

Как видно из диаграммы большинство мигрантов, прибывающих на территорию Псковской области, сталкивались с проблемой временного размещения, а именно 38 человек из 50 опрошенных, что составило 76 %. 12 человек (или 24 %) из 50 опрошенных отметили, что данных проблем у них не возникало. При реализации государственной программы в Псковской области имеется нерешенный проблемный вопрос - отсутствие центра временного размещения прибывающих мигрантов. Многим переселенцам необходима помощь в первичном жилищном обустройстве. Проживание мигрантов на территории пребывания, следует отметить, что в рамках программы жилье мигрантам не предоставляется. Большинства семей приходится снимать жилье, наименьшее количество останавливаются для проживания у родственников. Государственным комитетом Псковской области по труду и занятости населения для мигрантов, желающих переселиться в Псковскую область, предусмотрены вакансии (рис. 2.7)[42].

Рисунок 2.7 - Количество вакансий, предусмотренных для мигрантов, желающих переселиться в Псковскую область за 2017 - 2019 гг.

Количество вакансий, предусмотренных для мигрантов, желающих переселиться в Псковскую область, за исследуемый период ежегодно увеличивается. В конце исследуемого периода увеличение показателя произошло на 431 единицу. Рассмотрим заполнение вакантных мест, предусмотренных для мигрантов (рис. 2.8).

Рисунок 2.8 - Заполнение вакантных мест, предусмотренных для мигрантов за 2017 - 2019 гг.

Как видно из диаграммы количество предлагаемых вакансий несколько больше, чем реально на них трудоустроенных мигрантов. Основная причина проблемы трудоустройства заключается в отсутствии соответствующей специальности или квалификации на предлагаемую вакансию, а так же нехватка мест по соответствующим мигрантам квалификациям.


Таким образом, в 2018 году в Псковской области произошла миграционная убыль населения, однако уже в 2019 году данный показатель вырос и произошел миграционный прирост. Сравнивая количество прибывших и выбывших по годам, мы увидели, что данные показатели ежегодно уменьшаются.

Количество выездов в Псковскую область в 2019 году сократилось на 807 выездов по сравнению с 2017 годом, и на 325 выездов по сравнению с 2018 годом.

Особенностью миграционной ситуации в Псковской области является:

- с одной стороны - наличие Государственной границы с Латвийской

и Эстонской Республиками с функционированием на ней государственных структур, что позволяет достаточно эффективно осуществлять контроль за въездом и выездом иностранных граждан и лиц без гражданства и бороться с незаконной миграцией;

- с другой стороны - отсутствие контролирующих органов на границе с Республикой Беларусь, что позволяет иностранным гражданам и лицам без гражданства относительно бесконтрольно прибывать в Российскую Федерацию с территории РБ и через ее территорию.

Структура въезда остается практически неизменной на протяжении последних лет: наибольший удельный вес имеют граждане стран Балтии - 92 % и государств Евросоюза - 5 %, СНГ - 2,8 %.

2.2. Проблемы миграционной политики в Псковской области

В 2018 году произошло увеличение незаполненных вакантных мест мигрантами, однако в 2019 году данный показатель снизился. При всем этом необходимо добиваться ситуации, что бы все вакантные места, предлагаемые мигрантам, желающим переселиться в Псковскую область были заполнены на 100 %.

Можно говорить о дисбалансе спроса и предложения на рынке труда для мигрантов. Предлагаемое количество вакантных мест либо меньше, чем претендующих на них соискателей, либо нет квалифицированных специалистов, которые могут заполнить эти вакансии. Так же следует обратить внимание, что большинство предлагаемых вакансий для мигрантов все же ими заполнены. Однако динамика данного показателя не стабильна. При всем этом необходимо добиваться ситуации, что бы все вакантные места, предлагаемые мигрантам, желающих переселиться в Псковскую область были заполнены на 100 %.

В настоящее время наблюдается нехватка мест в образовательных учреждениях для детей в составе семей мигрантов. Количество детей ежегодно увеличивается, это связано с увеличением численности прибывших мигрантов на территорию Псковской области. Однако показатель численности устроенных детей в дошкольные образовательные учреждения Псковской области ниже, чем общее количество детей данного возраста.


Численность детей школьного возраста, пребывающих в составе семей

мигрантов ежегодно увеличивается, это связано с увеличением численности прибывших мигрантов на территорию Псковской области. При этом общая численность детей превышает численность детей, которые были устроены в школьные образовательные учреждения. Данная динамика наблюдается за весть период исследования.

Анализ показал, что количество детей, прибывших в составе семей мигрантов, ежегодно увеличивается, это связано с увеличением численности прибывших мигрантов на территорию Псковской области. Однако показатель численности устроенных детей в дошкольные образовательные учреждения Псковской области ниже, чем общее количество детей данного возраста. Так же общая численность детей превышает численность детей, которые были устроены в школьные образовательные учреждения. Данная динамика наблюдается за весть период исследования, что говорит о проблеме нехватке мест в образовательных учреждениях.

Решением первой проблемы может стать создание государственного бюджетного учреждения Псковской области «Центр временного размещения» на свободных площадях 2, 4 этажей помещения по адресу: Псковская область, г. Невель, ул. Интернациональная, д. 4а. Реализация данного основного мероприятия позволит обеспечить временным жильем и временной регистрацией сроком до 6 месяцев участников Государственной программы мигрантов и членов их семей на 10 %.

Решение второй проблемы это разработка и внедрение дистанционных образовательных технологий с применением электронного обучения для сельского населения, женщин, имеющих детей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, в результате ожидается увеличение трудоустроенных мигрантов, на 10 %.

Решением третьей проблемы является разработка мероприятий по совместной работе с образовательными учреждениями, а так же в рамках Программы выделять дополнительные места в образовательных учреждениях для детей в составе семей мигрантов, в результате ожидается увеличение числа устроенных детей в образовательных учреждениях.

Основной проблемой современной российской миграционной политики является отсутствие ее концептуальной ясности, отсутствие четких ориентиров на перспективу. В России так и не сложилось обоснованного, исходящего из соображений государственной целесообразности и принятого на официальном уровне представления о том, какова потребность России в мигрантах и какова их роль в будущем развитии России. Это привело к непоследовательности принимаемых управленческих решений, дезориентировало российское общество в отношении целей миграционной политики и понизило миграционную привлекательность России. Резкие повороты миграционной политики и постоянное реформирование законодательства - это результат импульсивных реакций на становящиеся недопустимо острыми миграционные проблемы.


Остается неразвитой официальная инфраструктура трудовой миграции, т. е. комплекс консультационно-информационных сервисов, предназначенных, с одной стороны, для российских работодателей, нацеленных на привлечение иностранных работников, а с другой стороны, для иностранных граждан, прибывающих в Россию с целью трудоустройства. Неразвитость официальной миграционной инфраструктуры приводит к тому, что процессы привлечения иностранных работников российскими работодателями остаются во многом стихийными, а роль эффективных посредников для мигрантов взяли на себя теневые, чаще всего этнически детерминированные группировки.

Российской миграционной политике не удалось обеспечить формирование таких инструментов, которые структурировали бы приток трудовых мигрантов в соответствии со структурой спроса на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе. В результате на фоне значительного притока трудовых мигрантов наблюдается постоянно высокий неудовлетворенный спрос на рабочую силу, а имеющийся квалификационный потенциал мигрантов часто остается невостребованным. В то же время модель организованного набора иностранной рабочей силы и профессиональная подготовка мигрантов в России в соответствии с потребностями российского рынка труда необоснованно остаются за скобками государственной деятельности. Наблюдается несогласованность миграционной политики с общей ситуацией на российском рынке труда.

Важным упущением российской миграционной политики, обернувшимся в результате резким обострением всех проблем, связанных с миграцией, является игнорирование политики адаптации и интеграции мигрантов. Наблюдается упрощенное понимание интеграции и попытки возложить ответственность за интеграцию исключительно на мигрантов.

Вне поля зрения государственных интересов осталась политика в области внутренней миграции, в то время как стихийные тенденции, складывавшиеся во внутренней миграции в России в последние 25 лет — низкая внутренняя мобильность населения и стабильный отток населения из восточных и северо-восточных регионов в Сибирь и европейскую часть России — оказались крайне неблагоприятными для перспектив экономического, демографического и политического развития страны, а в контексте Дальнего Востока поставили вопрос об угрозе национальной безопасности и территориальной целостности России.

Снижение миграционной привлекательности России для потенциальных переселенцев. Это — во многом результат противоречивой, непоследовательной миграционной политики, которая, на словах декларируя заинтересованность России в привлечении постоянных мигрантов в целом и «соотечественников» в частности, возводит все новые административные барьеры на пути получения прибывшими легального статуса, их трудоустройства и расселения на территории России. Такая позиция имеет негативный «демонстрационный эффект» для потенциальных переселенцев и вступает в прямое противоречие со стратегической целью стимулирования притока мигрантов для смягчения демографического кризиса в России.