Файл: Социально-психологический портрет современного руководителя (Психологические особенности личности руководителя).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 275

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• горизонтальное (между сотрудниками одного уровня);

• вертикальное (вверх и вниз по иерархическим уровням).

Для руководителя важно придерживаться основных правил общения: внимательно слушать говорящего, давать ему выговориться и договорить, пользоваться экспрессивными языковыми и неязыковыми средствами, чаще называть собеседника по имени. В любых переговорах и личных контактах нельзя забывать о культуре речи (точный подбор слов, богатство лексики, разнообразие грамматических конструкций). Речь должна быть благожелательной, неторопливой, размеренной. Следует избегать громкой и слишком тихой речи.

Культура чувств и мышления – это эмоциональная грамотность, т.е. доброжелательное, терпимое и искреннее отношение к коллегам. Стоит отметить, что самоконтроль, умение контролировать эмоции – одно из важных качеств эффективного лидера. Руководитель должен уметь подавлять развитие плохих настроений и формировать хорошие.

Культура организации труда. Каждый руководитель обязан планировать свою работу по управлению и выполнению заданий, рационально использовать рабочее время, осуществлять контроль за своей деятельностью. Эффективному управлению мешают откладывание принятия решения, выполнение работы наполовину; стремление сделать все сразу, стремление сделать все самому, неумение разграничивать функции. К организационной культуре также относится тщательная подготовка и проведение рабочих совещаний.

Культура внешнего облика. Многие специалисты считают, что внешний вид человека – это главный компонент его имиджа, о котором мы говорили в первой главе. Психологи утверждают, что представление о собеседнике формируется в течение первых 3-5 секунд знакомства, и затем на его основе строятся тактика и стратегия взаимоотношений. Успех самопрезентации руководителя обусловлен в том числе выбором стиля одежды. Важно понимать, что внешний облик руководителя является не только частью индивидуального имиджа, но также является частью имиджа организации, которую руководитель представляет. [15].

Вывод по 3 главе

Помимо профессиональных требований, приведённых во второй главе, к современному руководителю предъявляют также ряд социальных, психологических, этических и культурных требований.

Современный руководитель должен знать своих подчинённых, уметь читать их настроение, предугадывать дальнейшее развитие данного подчинённого. Руководитель должен уметь контролировать свои эмоции и всегда, в любой ситуации, уметь найти слова и подход к подчинённому в каждой конкретной ситуации. Руководитель должен владеть культурой во всех её вариациях: культура общения, культура руководства, культура чувств и мышления, культура организации труда, культура внешнего облика и т.д.


Выполнение совокупности этих требований гарантирует руководителю прочное положение в коллективе, уважение со стороны выше стоящих руководителей и подчинённых.

Заключение

Работа руководителя многогранна, включает в себя множество функций и ролей. Существует множество подходов к данному вопросу, каждый из которых сформирован на мнении автора конкретной концепции. К сожалению, целостное мнение по данному вопросу на данный момент отсутствует, поэтому важно принимать во внимание все существующие концепции.

Параллельно с этим к современному руководителю существует ряд требований, касающихся его социальных, эмоциональных, культурных и других компетенций.

Руководитель – лицо компании как для подчинённых, так и для контрагентов, поэтому для него важно одновременно хорошо владеть культурой делового общения, иметь презентабельный внешний вид и быть внимательным к подчинённым, помогать им в разрешении конфликтов и направлять в рабочей деятельности.

Сегодня в работе руководителя особую значимость приобретают знание коллектива и умение им управлять. Подбор людей, формирование между ними правильных взаимоотношений, сплочение их в единый трудовой коллектив, способность предвидеть возможные разногласия и предупреждать их, мобилизация коллективных усилий на выполнение производственных заданий требуют от него глубоких знаний психологии коллектива. Организация эффективной коллективной деятельности – главнейшая функция руководителя, поэтому ему важно сосредоточить свое внимание на психологических закономерностях, обусловливающих успешную совместную деятельность людей.

Между тем, руководитель должен также хорошо разбираться в сфере труда, в которой выступает руководителем. Профессионализм оценивается подчинёнными с тем же усердием, что и личность руководителя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алехина, О. О влиянии руководителя на эффективность управления производством и персоналом / О. Алехина, Ф. Удалов, И. Кулагова // Проблемы теории и практики упр. – 2011. – № 1. – С. 60-65.

2. Брасс, А. Современный руководитель / А. Брасс // Орг. консультирование. – 2009. – № 3. – С. 231-264.

3. Веснин, В.Р. Менеджмент для всех. – М.: Знание, 1994. – 173 с.

4. Волкова, Н.В. Менеджер: психология + экономика / Н.В. Волкова, В.А. Полухин, Р.Б. Гительмахер. – Иваново: ИвГУ, 1998. – 148 с.