Файл: Теории происхождения права (Предпосылки возникновения права).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предпосылки возникновения права
2. Основные теории происхождения права
2.1 Теория естественного происхождения права
2.2 Историческая теория происхождения права
2.3 Материалистическая теория происхождения права
2.4 Божественная теория происхождения права
2.5 Примерительная теория происхождения права
2.6 Регулятивная теория происхождения права
3. Иные теории происхождения права
Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдение содержащихся в них правил, в новых условиях оказались бессильными. Появилась жизненная необходимость в новых правилах - регуляторах общественных отношений, которые бы учитывали коренные изменения в обществе и обеспечивались бы не только силой общественного воздействия, но и государственным принуждением. Таким же регулятором стало право.
Первоначально право складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению которых обязывали зарождающиеся государственные органы и прежде всего суды. Позднее правовые нормы (правила поведения) устанавливались актами князей, королей и просто наделённых такими полномочиями чиновников.[69]
Разумеется, богатеющая родовая знать, правящая верхушка всегда стремилась закрепить в этих актах и обычаях прежде всего свои собственные имущественные и иные интересы, усилить с помощью зарождающегося права свою власть. Она, во многом, всегда преуспевала. То, что можно судить по природе и содержанию, дошло до нас, юридических и литературных памятников того времени и, в частности, в Древней Греции, Древнем Риме, Древнем Египте, Вавилоне.
Так, в хорошо известных «Инструкциях» римского юриста II в. н. э. Гая прямо закреплялось имущественное и социальное неравенство людей словами «Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди - или свободные или рабы». Далее уточнялось: «Из свободных людей одни - свободнорождённые, другие вольноотпущенные. Свободнорождённые суть те, которые родились свободными, вольноотпущенные - это те, которые отпущены на волю из законного рабства».[70]
Аналогичное закрепление в праве экономического и социального неравенства, наличие права собственности у одних и отсутствие его у других, официальное закрепление власти господствующих слоев и классов имело место не только у римского народа, но и других народов.[71] В этом заключается одна из важнейших отличительных особенностей права и правовых обычаев от прежних, регулировавших общественные отношения в условиях первобытного строя, не правовых обычаев.
Помимо вышеизложенной доктрины возникновения государства и права, которую обычно называют марксисткой, в мире всегда существовало и существует множество других теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно. Ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоёв, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.[72]
2.5 Примерительная теория происхождения права
Самая популярная теория на Западе. Её поддерживает английский ученый Г.Берман и шведский ученый Э.Аннерс. Пристрастие к этой теории вполне объяснимо: западные страны развивались эволюционным путём, причем социальные институты там создавались «снизу», т.е. по мере выявления потребности люди начали думать, как дать достойный ответ на вызов объективной реальности. Создание права – один из таких ответов.
Согласно данной теории, право начало зарождаться не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Внутри рода обязанность миротворческой и судебной власти исполнял наиболее уважаемый представитель рода. Каждый отдельный индивид рода ещё не представлял собой субъекта. Ведь род обеспечивал ему безопасность и защиту.[73] Сила рода, таким образом, была силой каждого его члена и поэтому в интересах любого индивида было не противопоставлять себя роду. Между родовыми группами случались конфликты, и их улаживание было в интересах племени. Племя являлось, прежде всего, единицей военной. Его сила в то далёкое время определялась прежде числом, а не умением. Вот почему было крайне невыгодно терять людей в результате внутренних конфликтов.[74]
Конфликты же между родами являлись делом обычным. Ведь у родовых групп были свои особенные интересы (занять лучшее место на стоянке, использовать более выгодную территорию, приобрести большее число женщин и др.).[75] Причины их кроются в биологически заложенном желании человека выжить, т.е. в желании, содержащем некую стихийную готовность к возмездию. Именно из этого и родилась сама идея кровной мести, уносившая жизнь многих древних людей. Кроме того, риск кровной деятельности для мести оказал сильное давление на членов этого вида с точки зрения ожиданий мира среди различных родовых групп, поскольку невозможно было предсказать, как закончится конфликт, члены не будут уничтожены. Конфликт мог продолжаться до последнего человека в роде.
Именно из договоров о примирении, заключаемых первоначально с помощью народного собрания, затем совета старейшин, возникло, как считают приверженцы этой теории, примирительное право.[76] Со временем договор примирения в силу повторения ситуаций единообразного характера постепенно становился правилом, юридические правила в соответствии с тем, что еще больше увеличивало стоимость штрафа за травму и т. д.
Поначалу не проводилось разницы между видами проступков. Нанесено ли телесное повреждение, захвачена ли часть имущества рода либо не исполнен договор обмена и т.д. - все это давало повод для кровной мести, а тогда, когда она была заменена денежными взысканиями, то для применения виры (штрафа). Не имело также значения и то, наступила ли смерть в результате умысла, или она явилась следствием несчастного случая.[77]
Со временем правила примирения стали дифференцироваться. На основе разрешения целого ряда ситуаций самого различного характера возникла целая система правовых норм.[78] Из поколения в поколение она продолжала развиваться в традиционном для этих времен, а затем стала упоминаться в форме законодательства, т. е. в виде прокламации от имени государства с правом применения санкций государственными органами.
Данная теория основана на многочисленных исторических фактах, и в этом, несомненно, её плюс. Ведь конфликты действительно сопровождали и сопровождают человеческое общество на всём протяжении его развития и являются отнюдь не исключением, а правилом. Как только у какой-либо социальной структуры появляются особенные интересы, возникает необходимость их отстаивать, а это проходит весьма не гладко.[79]
Известно, что на первых порах право существовало в основном в устной форме. Письменные источники появляются гораздо позднее, да и, появившись, они занимают очень скромное место в общем массиве правовых норм.[80] Примирительные договоры, конечно же, носили устный и символический характер. Вот ещё аргумент в пользу данной теории. Однако авторы примирительной теории многое недоучитывают. Прежде всего, ими не принимается во внимание коренное отличие человека от животного: способность людей рефлексировать, т.е. оценивать себя со стороны и предвидеть определённые события. Сама возможность предвосхищать события даёт возможность их предотвращать или ускорять, устанавливая определённые правила поведения. Итак, возможно не только для примирения, но и для регулирования общественной жизни создавалось право.[81]
Я хотел бы отметить, что разрешение конфликта, разумеется, необходимое умение. Но гораздо эффективнее не допускать самого конфликта. Человеческий разум в определенной степени позволяет это сделать. Например, в Спарте с детства у молодого поколения поощрялась сила, чтобы в случае военной угрозы от врага оказать жесткое сопротивление. Когда, в какое время для ребенка и какой пол должен быть уделен такому образованию - все это регулируется в простейшем из правил поведения, за нарушение того, что санкционировало государство.[82]
Одним словом, примирительная теория имеет право на существование, но её претензии на универсальность явно не обоснованы.
2.6 Регулятивная теория происхождения права
Данная теория происхождения права распространена в азиатских странах и в евроазиатской России. Причиной особой приверженности регулятивной теории ученых этих стран является то, что они при осмыслении вопроса о происхождении права опирались в основном на условия, в которых находятся страны Азиатского континента. Жесткие климатические и географические условия в данной части планеты обусловили особую роль государства.[83] С самого начала она была огромной и заключалась в обеспечении порядка и стабильности, которые были крайне шаткими в таких трудных условиях.
Согласно регулятивной теории, право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны.[84] Порядок – понятие комплексное, обхватывающее многие сферы человеческой жизнедеятельности, расширившейся и гигантски усложнившейся в связи с переходом общества к производящей экономике.[85]
Но возникает вопрос, какие же вопросы общественной жизни стало необходимо регулировать с помощью принятия норм права?
На первом этапе развития человеческого общества, вероятно, лишь небольшой круг вопросов требовал упорядочения посредством правовых норм: распределение территории при вынужденной передислокации народа (заключение своего рода договора между племенами), установлении правил экзогамии, запреты инцестов и др.[86] Затем с развитием производства возникает необходимость регламентировать уже не только порядок приобретения землевладения, но и сельскохозяйственное производство. Например вассалы, помещик своими распоряжениями устанавливали такие правила в отношении крестьян – нормы крепостного права. Так, в частности, существовало такое правило, касающееся разделения труда, - мужчины косят, подгребают траву. Появлялись и правила сотрудничества, взаимопомощи. Строительство крупных сооружений вынуждало фараона, князя определять правила участия в них (поголовное участие или подворное).
Когда же развитие производства перешло на новый уровень и обмен продуктами труда стал носить массовый характер, то начинают регулироваться меры весов, устанавливаются денежные системы, справедливые цены на товары.[87]
Одним словом, по мере необходимости все сферы жизни людей (экономическая, политическая и социально бытовая) регулируются нормами права всё плотнее и плотнее. В этом и состоит причина появления права.[88]
Следует отметить, что теория регуляторов имеет много преимуществ. Во-первых, следует отметить, что он последователен не только с историческими фактами, но и со всем ходом развития истории. И, по сути, законно хранимый потенциал постепенно и непрерывно увеличивался. Во-вторых, оценивая с позиции сегодня процесс возникновения закона, необходимость его оценки основывается на каких-то объективных показателях.[89] Таким образом, в первую очередь, они служат в качестве письменных источников. Фактически, в первых письменных источниках права, в которых доминируют нормы уголовного права, типичное обобщение, незаконные ситуации и установление наказаний для них также является регулированием, а не только превентивным. Кроме того, уже к этим источникам существуют нормы, регулирующие собственность, порядок найма, выставленные и наследственные, знакомые и другие нормы права.
Вместе с тем, регулятивная теория страдает некоторым максимализмом. В её подтексте просматривается такой тезис: человек настолько умное существо, что ему всё по плечу. Да, можно согласиться с тем, что многие вопросы социальной жизни были урегулированы с помощью права. Но вот, например, право очень долго не могло «взять в плен» политику, т.е. урегулировать вопрос о политическом властвовании. Тираны, деспоты, диктаторы не одно тысячелетие «парили» над людьми, уничтожали их в массовом количестве и лишь только в новое время с помощью права начинают регулироваться и властеотношения.[90] Так что, регулятивные возможности права далеко не безграничны даже сегодня, а на начальном этапе развития общества они были куда скромнее.
Ещё, хотелось бы отметить, что право – не единственное средство регулирования. Помимо него, жизнь людей упорядочивается и с помощью других социальных норм. Например, в древности основную регулятивную функцию несли обычаи.[91]
Правовые стандарты устанавливают такой небольшой список, общий для всех людей, которые могут не попасть в эйфорию о регулировании прав, хотя отклонение или отбрасывание всего, со счетов тоже не стоит.
Вывод можно сделать следующий. Теория регулятора - это забегающая теория, приписывающая право вашей собственности, что она приобретает последующие этапы ее развития.[92]