Файл: Создание нововведений в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Условия для нововведений и создания новаторской атмосферы на предприятии

При определении целей инноваций, самое сложное состоит в прогнозировании последствий и значимости различных новшеств. Без сомнения желательно достичь технологического лидерства, однако, всегда сложно определить, что важнее: сотня незначительных, но применимых немедленно усовершенствований продукта или одна фундаментальная разработка, которая через несколько лет в корне изменит природу бизнеса. Предприниматели ответят на этот вопрос по-разному. Предприятие в условиях жесткой конкуренции на рынке за потребителя должно одновременно работать над товарами (услугами) уже существующими и перспективными.

Для того чтобы определять цели компании, необходимо разработать инновационную политику. К ее основным принципам можно отнести:

- обеспечение увеличения спроса на продукты и услуги постоянных и потенциальных клиентов через освоение принципиально новых видов или улучшенных товаров и услуг, а также расширение круга сбыта;

- непрерывное развитие инновационного потенциала предприятия (постоянное обучение и самоисследование) и создание условий, необходимых для реализации новшеств;

- комплексный подход, когда технические, экономические, социальные инновации тесно взаимосвязаны между собой и взаимно продвигают друг друга;

- мобилизация персонала;

- экономическое стимулирование работников;

- учет рисков (чем выше риск, тем выше потенциальный экономический эффект от реализации инновации)[4].

Успех инновационного менеджмента предполагает соблюдение определенных принципов. На начальной стадии предпочтительно вкладывать средства в небольшие сконцентрированные проекты, для выполнения которых создаются независимые специальные подразделения. Они обеспечивают формирование и развитие постоянной инновационной ориентации работников предприятия, проводят исследования конкурирующих товаров и отраслевых тенденций их развития, регулярно информируют руководство предприятия о перспективах появления новых товаров и услуг на рынке, оценивают коммерческие перспективы разрабатываемого нового продукта в условиях конкурентной среды.

Каждая компания должна найти свой уникальный способ балансирования между стандартами и инновациями, между равновесием и противоречием, способствующими развитию.

Для успешного функционирования организации следует придерживаться следующих основных этапов на пути создания нововведения:


  1. фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы;

2) прикладные исследования и экспериментальные модели;

3) экспериментальные разработки, определение технических параметров, проектирование изделий, изготовление, испытание, доводка;

4) первичное освоение, подготовка производства, запуск и управление освоенным производством, поставка продукции;

5) потребление и устаревание, необходимая ликвидация устаревшего производства и создание вместо него нового[5].

Представленный таким образом инновационный процесс в полной мере отражает жизненный цикл нового продукта.

Нововведение как процесс, не может считаться полностью завершенным на одной из этих стадий.

Внедряя новый продукт или услугу, следует так же учитывать отношение клиентов к инновациям.

Успех инновационного менеджмента решающим образом зависит от того, удастся ли предприятию наряду с осуществлением, управлением и контролем над инновационным замыслом, создать стимулирующие внутренние и внешние условия для содействия нововведениям:

Внутренние условия:

- позиция, поведение руководителей (высшего) уровня;

- кадровая политика;

- организация;

- информация и коммуникация;

- финансирование.

Внешние условия:

- консультации;

- финансовое стимулирование;

- инфраструктурные услуги;

- кредиты и кредитная помощь.

Создание внутри фирмы климата, в котором могут зарождаться и осуществляться новые идеи, намного важнее пунктуального вмешательства в инновационный процесс. Благоприятная для инноваций организация должна поддерживать творческие процессы и обеспечивать возможности для реализации позитивно оцененных идей вплоть до успешного внедрения на рынок новой продукции. Самым благоприятным образом, на развитие инновационных проектов, сказывается отсутствие бюрократических барьеров в организации и низкая степень централизации, а также отсутствие слишком узкой специализации. И, наоборот, на этапе реализации идеи вплоть до рыночной стадии считается целесообразным более жесткое управление.

Наряду с организационными мероприятиями как существенным фактором внутрифирменных рамочных условий, для инновационного процесса необходимы подходящие люди.

Подбор способных и склонных к новаторской деятельности людей является важной задачей инновационного менеджмента. Помимо способностей этим людям нужна также соответствующая внутриорганизационная обстановка.


«Больной» вопрос для малых и средних предприятий в рамках реализации инновационных проектов - слабость финансовой базы - может быть разрешен благодаря целевому планированию, которое находит отражение в соответствующей концепции финансирования. Такие предприятия могут воспользоваться государственной помощью или прибегнуть к формам финансирования долевого участия. Решающее значение имеет заблаговременное финансовое планирование с определением потребностей в финансовых средствах по всем фазам инновационного процесса, чтобы гарантировать их обеспечение в нужные сроки.

Итак, любая компания является потенциальным источником идей, если она не оставляет их без внимания и стимулирования. В организациях, ориентирующихся на инновационные стратегии, особое внимание стоит уделить динамическому моделированию бизнеса, которое облегчает формирование общей модели инновационного процесса. Так же следует провести все необходимые предварительные исследования и включение персонала в работу, что даст толчок к появлению новых идей и уменьшит возможность негативного отношения коллектива к инновациям.

1.3 Риски инновационной деятельности

Инновационная деятельность неизбежно связана с риском. Его обобщающим показателем выступает финансовый риск предпринимателя и инвесторов, который характеризует возможные потери в случае неудачного, независимо от причины, завершения финансируемого проекта. Риск в инновационной деятельности увеличивается с локализацией инновационного проекта. Если таких проектов много и они рассредоточены по разным направлениям, то риск минимизируется.

Главный риск - это неопределенность, связанная с принятием решений, реализация которых происходит только с течением времени. Поэтому при разработке инновационных проектов учитывается вероятностный характер ожидаемого результата.

Основные риски, связанные с инновационными проектами, можно подразделить на следующие виды:

1) Экономический, связанный с финансированием и калькуляцией проекта, принятием и реализацией экономических решений.

2) Оригинальности, обусловленный возможностью не востребованности предлагаемых технологий и продуктов производством и рынком.

3) Технологической неадекватности, возникающий из-за принципиальной разницы между технологией как продуктом интеллектуальной деятельности и технологией как объектом инвестирования.


4) Финансового несоответствия, когда выделяемые средства на реализацию инновационного проекта не соответствуют его содержанию.

5) Неуправляемости проектом, возникающий из-за недостаточной проработанности проекта, непрофессионализма управленческой команды.

6) Юридический, связанный с соблюдением нормативных актов о защите интеллектуальной собственности, обязательств при исполнении договоров, определением прав на разработки.

Инновационный риск возникает при следующих ситуациях:

- при внедрении более дешевого метода производства товара или оказания услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции принесут организации временную сверхприбыль до тех пор, пока организация является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации организация сталкивается с одним видом риска возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;

- при создании нового товара или оказании услуги на старом оборудовании. В данном случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия уровня качества товара или услуги в связи с применением оборудования, не позволяющего обеспечивать необходимое качество;

- при производстве нового товара или оказании услуги с помощью новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя.

Чтобы сократить негативное воздействие рисков на реализацию инновационных проектов, следует ими управлять: своевременно оценивать и обнаруживать (идентифицировать); принимать меры воздействия и контроля.

Идентификация рисков проекта - это определение рисков, способных повлиять на проект, и документирование характеристик рисков. Существенное снижение рисков проекта достигается за счет оценки рисков, т.е. определения того, какие из событий риска требует реагирования. В реальном проекте не так важна оценка рисков на основе формально-математических методов. Чаще используются оценки рисков, основанные на опыте и здравом смысле менеджера проекта.

Разработка реагирования - это определение необходимых действий для предупреждения рисков и реакции на угрозы для событий риска, требующих реагирования. Реагирование на угрожающие события может заключаться в следующем:

- устранение конкретной угрозы через устранение ее потенциальной причины;

- уменьшение ожидаемого размера потерь в результате наступления события риска;


- принятие последствий рискового события.

Возможны следующие варианты действий:

- уклонение - инвестор и исполнитель инновационного проекта готовы нести большие издержки на проведение различных страхующих мероприятий;

- сознательный риск - готовность нести ответственность за его последствия;

- безразличие - стремление к оптимизации затрат на смягчение последствий и взвешенное применение различных инструментов и методов страхования от последствий.

Таким образом, инновационная деятельность происходит в условиях неопределенности и связана с высокими рисками по сравнению с обычными процессами производственно-хозяйственной деятельности. При этом результативность инновационной деятельности прямо зависит от того, насколько точно произведена оценка и экспертиза риска, а также от того, насколько адекватно определены методы управления им. Тем не менее, все большее число предпринимателей, приступая к реализации нововведений, предпочитают просчитать свои риски и шансы, предусмотреть «узкие» места и попытаться снизить возможные негативные отклонения, т.к. положительный результат от реализации инновационного проекта значительно превышает все подготовительные затраты.

2. Управление предприятием в кризисной ситуации

2.1 Роль инновационной стратегии в антикризисном управлении

Любая социально-экономическая система достигает успеха своей деятельности, если она находится и состоянии последовательного и неуклонного развития. Развитие — это приобретение нового качества, определяющего усиление и устойчивость жизнедеятельности организации (фирмы), ее ростКак бы успешно она ни функционировала, но если ее руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, она через определенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособной. А это означает ослабление позиций на рынках сбыта, потерю потребителей продукции и снижение размеров прибыли. Все это способствует возникновению кризисной ситуации в организации и может послужить причиной банкротства.