Файл: Понятие и виды правосознания (Понятие и подходы к термину правосознание).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. В современной России меняется парадигма общественно-политического развития, «философия» публичной власти, меняются содержание и способы осуществления юридической деятельности - и все это во многом обусловлено правосознанием. Изучение правосознания особенно важно в связи с кардинальной трансформацией системы политико-правового мышления в современной России. Актуальными сегодня являются проблемы взаимодействия правосознания и юридической деятельности. Именно от развитости и сформированности элементов правового сознания зависит направленность законодательствования, выбор правовых средств, эффективность различных видов юридической деятельности, слаженность и действенность механизма правового регулирования в целом. Ключевым моментом при этом является исследование уровней правосознания, которые отличаются своеобразием и непосредственно влияют на характер и специфику различных видов юридической деятельности.

Степень разработанности темы. Отдельные аспекты правосознания исследованы в трудах С.С. Алексеева, А.В. Аверина, А.В. Грошева, Ю.И. Гревцова, И.Я. Дюрягина, И.П. Левченко, В.Н. Карташова, В.В. Мамчуна, П.А. Лупинской, А.С. Черданцева и др.

Объект и предмет исследования. Объектом научного исследования является правосознание различных видов субъектов, его структура. Предметом исследования выступают сущность правосознания, его функции, закономерные иерархические связи правосознания.

Цель работы - комплексный анализ свойств и характеристик правосознания, его функций и уровней. В рамках работы выдвигаются следующие задачи:

- исследовать представления о правосознании, его свойствах и структуре;

- проанализировать роль правосознания;

- изучить виды и дефекты правосознания;

- определить соотношение права, культуры, гражданского общества и правосознания.

Гипотеза работы. Можно предположить, что правосознание — это мыслительное и чувственное средоточие всех правовых явлений в сознании индивида.

Нормативную базу работы составили положения Конституции РФ и Уголовно-процессуального кодекса России. Теоретическую базу исследования составили работы Н.В. Витрука, А.Н. Головистиковой, А.А. Иванова.

Методологическую основу работы составили общенаучные методы научного познания (диалектический метод, анализ, синтез, системный и структурный подход, логический метод) и частно-научные методы (сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод).


Практическая значимость работы. Основные положения исследования могут использоваться учащимися при изучении теории права, а также как база для разработки проблемы в рамках ВКР.

Структура работы обусловлена целями и задачами, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Глава 1. Общая характеристика правосознания

1.1 Понятие и подходы к термину правосознание

Вопрос правосознания всегда был одним из центральных в теории государства и права. Но особую актуальность проблема исследования правосознания приобретает сегодня - в условиях динамичного развития общества, кардинальной трансформации политико-правового мышления, изменения ценностей, содержания и средств осуществления юридической деятельности. Именно правосознание является важной предпосылкой качественного и результативного функционирования правовой и политической систем, реализации основных принципов правового государства, ведь от уровня правосознания непосредственно зависит решение задач укрепления законности и правопорядка, повышения эффективности и качества деятельности правоохранительных органов.

Теория правосознания достаточно широко изучается и учеными-правоведами, однако отсутствие единого подхода к определению понятия и выделение его характеристик, разные взгляды на процесс формирования правосознания, его структуру и функции, позволяют говорить о недостаточной степени разработанности данной темы в отечественной правовой науке. К тому же, понятно, что социальное и политическое развитие общества меняет как содержание, так и устоявшиеся научные представления о правосознании. Новая общественная, правовая и политическая реальность требует пересмотра существующих взглядов на данную проблему, нового уровня осознания структуры и содержания правосознания на основе современных научных подходов [8, с. 231].

Для правосознания характерно отражение потребности правового развития общества в юридических терминах и категориях, способность оценивать те или иные факты общественной жизни, поведения людей с точки зрения действующего законодательства.


Особенность правосознания заключается также в интенсивности проявления правовых установок и ценностных ориентаций - правосознание отличается от других более устойчивым позитивным отношением к праву и практике его реализации, что предполагает привычку следовать закону, высокую степень согласия с правом, понимание его важности и необходимости реализации.

Специфика знаний субъектов правосознания зависит от деятельности, отраслевой принадлежности принципов и норм, регулирующих эту деятельность, и характеризуется разной глубиной и степенью формализации (готовности к применению) [6, с. 102].

Анализ структуры правового сознания позволяет утверждать, что максимально полно особенности правосознания можно рассмотреть, исходя из ее функциональных характеристик. Функции правосознания выступают конкретными направлениями и путями выполнения ею своей социальной роли, а присущие ей способы воздействия на общественные отношения наносят целенаправленное воздействие на структуру правосознания [9, с. 42].

Характеризуя функции правосознания, необходимо заметить, что сейчас в правовой науке также отсутствует единое мнение об их видовом многообразии. Различия в количестве и качественных характеристиках функций правосознания предопределяются, прежде всего, различием критериев, применяемых в данных моделях классификации. Так, в случае, когда выделяются такие функции, как гносеологическая, прогностическая и функция правового моделирования, речь, по сути, идет о внешней стороне функционального аспекта правосознания. Внутренние же функции правосознания связаны с ее социально­психологической структурой [12, с. 104].

Исходя именно из выделения таких внутренних структурных элементов правосознания, как интеллектуальная, эмоциональная и волевая, можно определить три ее основные функции - познавательную, оценочную и регулятивную. Все другие функции предстают производными от них и практически охватываются ими, в частности - мировоззренческая, прогностическая, информационная, воспитательная и др.

Познавательная (когнитивная) функция правосознания проявляется в том, что правосознание выступает объективным средством, инструментом отражения и осознания явлений правовой действительности. Через правосознание осуществляется как повседневный, так и профессиональный и научный анализ закономерностей правовой жизни общества, познается истинность самого права и способов правового регулирования, формулируются научно-практические знания о праве. Процесс познавательной деятельности в сфере права осуществляется в различных формах (чувственных, образных, логико­понятийных) выражения и осмысления отдельных правовых явлений и права в целом, и одновременно позволяет субъектам формулировать свое оценочное отношение к действующему законодательству и практики его реализации [20, с. 53]. Таким образом, познавательная функция правосознания является тесно связанной с оценочной.


Оценочный процесс осуществляется параллельно с познавательным и заключается в том, что с позиции правовой психологии и правовой идеологии дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Оценочная деятельность придает законченный характер познанию права, направляет юридические знания на решение практических задач в соответствии с осознанных интересов. Результатом оценки права или нормативной ситуации является формирование ценностно-ориентационного отношения в сфере права, что позволяет данную функцию правосознания определить как ценностно-ориентационную.

Регулятивная функция правосознания состоит в осознании, определении и реализации субъектом в конкретных действиях своей поведенческой позиции (модели поведения) по отношению к требованиям действующего права.

Данная функция (ее содержание и характер, осознанно-волевая направленность на соблюдение требований права) составляется и реализуется под определяющим влиянием других функций правосознания - характера и качества осознания права и сложившихся ценностных ориентаций, устремлений и установок [22, с. 117].

Таким образом, регулятивная функция осуществляется через систему мотивов, правовых установок и ценностных ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности, и имеют специфические механизмы формирования и функционирования.

Следовательно, правосознание как системное явление характеризуют ее структурные элементы и функции. Правосознание отличается от других видов правосознания качественным состоянием элементов своего содержания - когнитивного, психологического и поведенческого, прежде всего, по объему и глубине политико-правовых знаний, навыкам и умениям анализировать правовые проблемы, решать поставленные юридические задачи [10, с. 8]. Правовая психология, правовая идеология и правовое поведение как структурные компоненты правового сознания каждая своими средствами способствуют осуществлению функций правосознания в правовой деятельности ее носителей. При этом необходимо отметить, что главным результатом действия познавательной функции является обеспечение достижения необходимого уровня правовых знаний, тогда как итогом действия всех остальных функций становится формирование конкретного отношения субъекта к социально-правовой реальности. Общая же роль правосознания выходит далеко за пределы исследованных основных ее функций и проявляется в различных видах юридической деятельности, в частности - в правотворчестве и правореализации.


Термин «правосознание» состоит из двух основ - «право» и «сознание». Тесная взаимосвязь указанных составляющих вытекает, во-первых; из словообразования; во-вторых, они онтологически неразрывны.

Понятие правосознания прямо отвечает на вопрос: как право, осознается субъектом. Сказанное касается, конечно, и коллективных субъектов, общества в целом. Не будь права, не было бы и право­сознания. И наоборот, наличие правосознания, означает то, что есть и объект его отражения - право. В практическом смысле право и правосознание воздействуют друг на друга. С одной стороны, право служит основной основой и источником формирования правосознания; с другой - правосознание ока­зывает существенное влияние на право, его развитие. Данные категории являются взаимозависимыми.

В настоящее время существует множество определений понятия «правосознание», в основе ко­торых лежат разные походы к его определению и трактовке.

Остановимся на некоторых из них более подробно.

Философская трактовка понятия, его онтологические характеристики, рассматриваются в рус­ле анализа форм общественного сознания; правосознание выступает как «процесс, обеспечивающий человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в социаль­ной среде, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преоб­разовывать условия своего существования».

Психологическая трактовка понятия ассоциируется с общей способностью субъекта выделять себя из окружающего мира, со способностью к самоотчету и наблюдению, с его существованием не только в индивидуальной, но ив надындивидуальной форме. рассматривается «как совокупность пси­хического отображения права, которое проявляет себя на разных уровнях, в разных ситуациях»

Социологическая трактовка понятия, раскрывая роль сознания в организации общественного бытия человека, в исторической динамике его цивилизационного и культурного развития, определяет правосознание как определенную совокупность взглядов, идей, отражающих отношение социальных групп к праву.

Политологическая трактовка понятия, подразумевающая гносеологическую связь с политико­правовыми и политико-психологическими категориями - политической культурой, политическим пове­дением, и трактуется «как результат восприятия субъектом той части окружающей действительности, которая связана со сферой политики и права, в которую включен сам субъект, а также его действия и состояния, связанные с политико-правовой сферой».