Файл: Нормативный договор (Понятие и признаки нормативного договора).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
Таким образом, все вышесказанное позволяет прийти к выводу о смешанной природе корпоративного договора, регулируемого действующим законодательством. Результатом реформы ГК явилось закрепление в ГК и специальном законодательстве континентальной модели корпоративных договоров, с одновременным введением отдельных положений англоамериканской модели корпоративных соглашений (например, положений корпоративных договоров, заключаемых всеми участниками непубличных хозяйственных обществ).
Договорная форма российской модели корпоративного договора регулируется общими положениями гражданского права, в то время как корпоративное содержание определяет регулирование корпоративными нормами.
Что касается возможности отнесения корпоративного договора к источникам права, то это вопрос дискуссионный. Договор может быть источником права, но для этого он должен содержать определенные нормы права[28]. Норма права – это исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное, формально определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений.[29]
В отличие от норм права положения корпоративного договора имеют локальный характер, исходят от его участников и ими же могут изменяться, регулируют отношения только между лицами, его заключившими, обязательны только для его сторон и не распространяются на остальных участников хозяйственного общества или на третьи лица (например, новых участников при продаже акций/долей), сфера применения договора имеет значительные ограничения, предусмотренные п.2 ст.67.2 ГК, кроме того, в непубличном обществе содержание договора является строго конфиденциальным. Исходя из этого, не представляется возможным относить корпоративные договоры к источникам права. Хотя некоторые авторы считают корпоративный договор источником регулирования корпоративных отношений и относят его к нормодоговорам локального уровня.
2.2. Международные нормативные договоры
Помимо общепризнанных норм и принципов статья 15 Конституции также упоминает о международных договорах РФ, которые обладают приоритетом по отношению к законам РФ.
Международный договор определен в Венской конвенции как международное соглашение, заключенное между государствами и/или другими субъектами международного права в письменной или устной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования. Международные договоры могут иметь самое различное наименование (пакт, конвенция, протокол, соглашение и т.д.); юридическая сила договора, как это подчеркивается Конвенцией, не зависит от его наименования. Похожее понятие «международного договора» было закреплено в статье 2 ФЗ «О международных договорах РФ», согласно которой «международный договор – соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (вами), международной организацией либо с иным образованием, имеющим право заключать международные договоры».
Существуют следующие виды международных договоров:
- Межгосударственный договор (Консульский договор между РФ и КНР, вступил в силу 23.10.2003 г.)
- Межправительственный договор (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения о добровольном переселении, вступило в силу 04.03.1999 г.)
- Договор межведомственного характера (Соглашение о сотрудничестве между МВД РФ и МВД Азербайджанской Республики, вступило в сиу 19.04 1996 г.)
Проблемным является вопрос относительно применения международных договоров в России и их соотношения с законами РФ. Что касается применения международного договора в России, то п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 указывает: «Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты».
К признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора Российской Федерации, Постановление относит, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств. Далее в Постановлении приводится прямое определение договора, который может непосредственно применяться при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел. Это международный договор, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права.
Таким образом, государственный орган Российской Федерации, намеревающийся применить тот или иной международный договор, окажется перед необходимостью решить ряд вопросов относительно свойств этого договора. Таким образом, для вступления в силу договор должен отвечать некоторым требованиям, после выполнения которых, он может действовать в национальной правовой системе. С.Ю. Марочкинк таковым относит:
- признание обязательности норм договора;
- вступление договора в силу;
- его опубликование;
- отсылочные нормы к международному праву в законодательстве РФ (это обязательные условия);
- а также дополнительные условия (например, приказы министерств и ведомств).
Соответственно только договор, отвечающий этим условиям, может быть источником внутреннего права.
Следует сказать, что согласно ст. 6 закона «О международных договорах РФ» международными договорами РФ являются те соглашения, применительно к которым РФ оформила свое участие, выразила свое согласие. Здесь речь идет о ратифицированном международном договоре. Именно такой договор выступает в качестве источника российского права.
Только в момент ратификации международного договора Россия принимает на себя все обязательства по нему. Закон выдвигает следующие требования к содержанию предложения о ратификации:
- оно должно содержать копию официального текста международного договора;
- обоснование целесообразности его ратификации;
- определение соответствия международного договора законодательству Российской Федерации и в первую очередь Конституции РФ;
- оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации международного договора.
Часть 6 ст. 125 Конституции РФ закрепляет положение о том, что не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
Таким образом, приоритет международных договоров не распространяется на Конституцию РФ. Интересно, что, если международный договор не вступил в силу, а РФ выразила согласие на обязательность для нее этого договора, то этот договор не будет входить в ее правовую систему.
Еще один интересный момент связан с тем, что международное право допускает возможность заключения международного договора в устной форме. Но в силу п. а ст. 2 ФЗ «О международных договорах РФ» признанными являются только письменные соглашения.
Таким образом, с нарастанием процессов демократизации произошел пересмотр места международного договора в национальной системе права. Все более заметным становится тесное взаимодействие национальной и международной правовых систем: международно-правовые нормы и договоры признаются частью правовой системы России. Но стоит учесть, что только ратифицированные международные договоры признаются частью системы российского права. Также следует учесть, что Конституция имеет приоритет перед международным договором – противоречащий ей договор не вступает в силу на территории России.
Так, можно сказать, что приоритет международного договора над законом при наличии ратификации позволяет обеспечить национальные интересы, оберегая внутригосударственную систему от несанкционированного действия противоречащих закону международных договоров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении подведем итоги и сделаем соответствующие выводы.
Нормативный договор - это правовой акт, посредством которого выражаются обособленные согласованные воля и волеизъявление различных субъектов права; в договорных отношениях участвуют стороны, обладающие равным объемом прав и обязанностей (характерно равенство сторон); договор предполагает соглашение сторон по всем существенным его аспектам; стороны несут взаимную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств; в нормативном договоре в качестве хотя бы одной из сторон предполагается участие государства и его органов, то есть субъектов публичной власти; предоставительно-обязывающий характер, нормативного договора; нормативный договор содержит правила поведения общего характера; согласно договоренности - субъекты, чьи отношения регулирует нормативный договор, должны издать правовые акты, заключить соглашения, совершить юридически значимые действия; особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров и специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением; официальное опубликование нормативного договора.
В связи с этим признаками правовой нормы являются: 1) экономическая, социально-политическая обусловленность; 2) нормальность; 3) повторяемость; 4) типичность; 5) общеобязательность
Сторонами нормативно-правового договора могут быть: 1) государство или иное публично-правовое образование в лице своих органов; 2) международные организации или транснациональные корпорации; 3) работодатель, 4) иные лица, уполномоченные на согласование и установление норм права.
Можно выделить три стадии договорного правотворческого процесса: а) подготовка и согласование проекта договора; б) заключение договора; в) введение договора в действие.
Существуют три группы нормативных договоров: а) между государственными субъектами права (непосредственное государственное правотворчество); б) между государственными и негосударственными субъектами права (совместное правотворчество); в) между негосударственными субъектами права (санкционированное негосударственное правотворчество).
Коллективный договор является одним из самых древних корпоративных актов. Труд, по существу, стал наемным, возник рынок труда, законами которого и должны, прежде всего, регулироваться трудовые отношения. Кроме того, набирают вес нормативные соглашения, устанавливающие общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики, оплату и условия труда, социальные гарантии для работников отрасли (профессиональных групп) регулирующие вопросы занятости. Условия соглашений носят общеобязательный характер и распространяются, на работников, работодателей, органы исполнительной власти, которые уполномочили конкретных участников разработать и заключить соглашения от их имени.
Коллективные договоры и соглашения как правовое акты являются разновидностями нормативных договоров и содержат правовые нормы, регулирующие общественные отношения, относящиеся к предмету трудового права и признаются его источниками.
Международный договор порождает ряд правоотношений, к которым относятся отношения, регулируемые нормами международного права, а также и внутригосударственные правоотношения. Во внутригосударственных отношениях участвуют органы государственной власти, субъекты федерации, органы местного самоуправления, а в некоторых случаях юридические и физические лица. Однако сам международный договор налагает обязательства на государство в целом, а не его отдельные органы, физических и юридических лиц. В процессе реализации договора государство определяет механизмы, которые следует задействовать для выполнения международных обязательств.
В настоящее время реализация международных договоров РФ законодательно не урегулирована, основная масса вопросов разрешается практикой органов власти, а население нередко вообще не знает о международных договорах, которые затрагивают их права и свободы. Современные условия диктуют необходимость выверенных подходов к выполнению международных договоров, их законодательное отражение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Рос. газ. 1993. 25 дек.
- О международных договорах: ФЗ от 15.07.1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст.2757.
- Трудовой кодекс Российской Федерации: от 30 дек. 2001г. № 97-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
- О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 г. № 2 // Российская газета. 25.01.2003.
Литература
- Автономов А.С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий. М., 2018. - 445 с.
- Александров Н.Г. К вопросу о роли договора в правовом регулировании общественных отношений. М. 2018. – 71 с.
- Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное понимание на грани двух веков). Саратов, 2010. - 250 с.
- Балданов Б.Б. Место международно-правовых договоров в системе источников российского права // История государства и права. - 2010. - № 11. -С. 2 - 4.
- Барциц И.Н. Международное право и правовая система России // Журнал российского права. - 2018. - № 2. - С. 21-28.
- Васечко А.А. Природа нормативного договора // История государства и права. - 2018. - № 2. - С. 78-80.
- Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 2018. - 488 с.
- Гайворонская Я.В. Концепция нормативности права в отечественном правоведении (советский и постсоветский периоды): Дис. ... к.ю.н. СПб., 2018. - 190 с.
- Иванов В. В. К вопросу о теории коллективного договора// Журнал российского права. - 2018. - № 7. - С. 88-90.
- Комментарий к Конституции Российской Федерации / Гл. ред. Л.А. Окуньков. М., 2010. - 850 с.
- Конституция Российской Федерации: научно - практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 2017. - 582 с.
- Корецкий А.Д. Теоретико-правовые основы учения о договоре. М., 2018. - 390 с.
- Курс международного права / Отв. ред. Ф.И. Кожевников. М., 2017. - 620 с.
- Лукашева Е.А. Право. Мораль. Личность. М., 2017. - С. 14 - 15.
- Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции. М., 2018. - 190 с.
- Теория государства и права / Отв. ред. А.М. Королев, Л.С. Явич. Л., 2018. - 780 с.
- Трудовое право России/ Под ред. Ю.П. Орловского. М.: Норма, 2018. - 775 с.