Файл: Оценка эффективности управления предприятием (Теоретические основы оценки эффективности управления предприятием).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы оценки эффективности управления предприятием
1.1. Предприятие как система и элементы управления им
1.2. Персонал как объект управления, эффективность управления персоналом
1.3. Эффективность управления финансами предприятия
2. Анализ эффективности управления ООО «Автосалон Шкода»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Кадровый состав предприятия и эффективность управления им
2.3. Оценка результатов деятельности предприятия
3. Разработка рекомендаций по улучшению управления ООО «Автосалон Шкода»
3.1. Направления повышения эффективности управления персоналом
3.2. Направления повышения результативности деятельности предприятия
Введение
Основной целью деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли и ее максимизация. Поэтому так или иначе деятельность каждого подразделения в организационной структуре компании, при эффективном управлении так или иначе направлена на достижение этой цели. Прибыль представляет собой финансовый показатель деятельности, которая входит в область ответственности и компетенций финансового менеджмента организации. Финансовый менеджмент входит в число ключевых направлений управления ресурсами предприятия, которое не только основывается на информации о текущем финансовом состоянии предприятия, но и на таких факторах как финансовая устойчивость, оборачиваемость, рентабельность.
Перечисленные выше цели финансового менеджмента носят стратегический характер, но их достижение должно обеспечиваться правильно выбранной тактикой управления, которая прямо связана с управлением финансами.
Сегодня также необходимым условием повышения эффективности деятельности экономических субъектов является рациональное использование ресурса труда, в частности имеющегося у них кадрового ресурса и трудового потенциала работников. Именно от персонала зависит конкурентоспособность организации, технико-экономические показатели работы, как отдельных подразделений, так и предприятия в целом. Учитывая это, исследование производительности труда, выявление факторов и резервов ее роста являются важными задачами системы управления современного предприятия.
Целью исследования является разработка рекомендаций по улучшению управления предприятия. Задачи исследования:
- Рассмотреть предприятие как система и элементы управления им.
- Изучить персонал как объект управления, эффективность управления персоналом.
- Описать эффективность управления финансами предприятия.
- Проанализировать кадровый состав предприятия и эффективность управления им.
- Проанализировать финансовое состояние и результаты деятельности предприятия.
- Предложить рекомендации по улучшению управления персоналом предприятия.
- Предложить рекомендации по улучшению управления финансами предприятия и оценить их эффективность.
Объектом исследования является ООО «Автосалон Шкода».
Предметом исследования являются финансы и персонал предприятия и отражение эффективности управления ими через показатели финансового состояния, результатов деятельности.
Теоретическая база исследования представлена книгами, статьями, интернет-источниками по вопросам управления финансами и персоналом предприятия. В работе использованы труды таких авторов, как Т.Л. Ардашева, Д.Ю. Кундус, И.А. Кондаурова, Г.М. Кижлай, О.В. Новичкова и др.
При написании работы использовались методы систематизации и обобщения, динамический и структурный анализ.
Информационная база исследования представлена внутренней отчетностью ООО «Автосалон Шкода» за 2017-2018гг.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по повышению эффективности деятелньости предприятия.
1. Теоретические основы оценки эффективности управления предприятием
1.1. Предприятие как система и элементы управления им
Система управления предприятием в условиях кризисной экономики принимает нормативный, функциональный вид реализации технологий, позволяющий решать конкретную проблему в системе управления предприятием, а разносторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования.
Во многих ведущих странах механизмы управления предприятием с каждым годом совершенствуются, и с переходом отечественной экономики к рынку, для лучшей работы российским предприятиям приходится адаптироваться к новым условиям.
Механизмы управления предприятием – это совокупность методов и инструментов воздействия на управляемый объект, для улучшения эффективности деятельности предприятия с меньшими затратами.
То есть это сложный механизм, который включает в себя:
- материальное стимулирование, выраженное не только в форме выплаты премий, отпускных и тому подобное, но и санкциями за некачественное выполнение трудовой деятельности;
- экономическое планирование результатов деятельности, которое устанавливает цели, задачи и сроки их реализации;
- нормирование экономических показателей деятельности предприятия как база для контроля, стимулирования и планирования на предприятии;
- осуществляет контроль над экономическими показателями деятельности предприятия.
Воздействие на экономический механизм управления предприятием осуществляется с помощью различных методов. Они позволяют обеспечить эффективное развитие и функционирование организации в системе рыночной экономики.
Методы эффективного механизма управления на предприятии можно разделить нам две большие группы:
- метод прямых центральных расчетов;
- метод хозяйственных расчетов[1].
В состав экономических методов входят:
- метод коммерческих расчетов;
- экономические регуляторы деятельности предприятия;
- метод планирования на предприятии;
- метод комплексных целевых программ.
К основному экономическому методу управления предприятием можно отнести планирование, это разумная, систематическая подготовка будущих проектов. Оно основывается на разработке важных показателей, определяющих деятельность предприятия и охватывающие все сферы. Такие как: закупку сырья, производство и реализацию продукции, финансовую сферу и тому подобное.
Следует различать планирование, в зависимости от срока его составление, и степени детализации его расчетов:
- Долгосрочное или перспективное, охватывающее период более 5 лет;
- Среднесрочное, от 1 года до 5 лет;
- Краткосрочное или текущее планирование, менее 1 года.
Метод комплексных целевых программ создается в результате планирования. Они позволяют обеспечить эффективность хозяйственной деятельности предприятия. В комплексной программе отражается:
- основная цель программы и ее место в организации;
- задачи данной программы;
- проблемы и пути их решения;
- способы достижения целей и задач;
- данные о ресурсах (благодаря которым происходит реализация программы) и о сроках ее осуществления;
- оценка результатов выполненной программы.
Но эффективное использование планирования, а значит и метода комплексных целевых программ, зависит от метода коммерческих расчетов, который позволяет регулировать систему экономических взаимоотношений в организации. В свою очередь метод коммерческих расчетов реализуется с помощью системы регуляторов. Из чего можно утверждать, что все методы экономического механизма управления предприятием взаимосвязаны и взаимозависят друг от друга. Не стоит так же забывать и о роли государства, оно должно осуществлять контроль над деятельностью экономического механизма. Регулировать цены, тарифы и пошлины. Рационализировать структуру спроса и размещать государственные заказы в целях достижения рентабельности предприятия.
Экономический механизм управления предприятием включает в себя основные методы управления хозяйственной деятельности предприятия или организации, которые позволяет повысить производительность и эффективность производства при современных рыночных условиях. Не стоит забывать и о конкурентоспособности хозяйственных субъектов, она так же повышается при качественном выполнении всех методов экономического механизма управления, что благоприятно сказывается и на прибыли компании[2].
Таким образом, механизм управления предприятием представляет собой ряд взаимосвязанных инструментов, при помощи которых достигаются цели деятельности предприятия. При этом, используется материальное стимулирование, экономическое планирование результатов деятельности, нормирование экономических показателей деятельности, контроль над экономическими показателями деятельности предприятия.
1.2. Персонал как объект управления, эффективность управления персоналом
Управление персоналом – это система приемов и методов организации управления персоналом, направленная на достижение корпоративных целей, и обеспечения рационального использования человеческих ресурсов и повышение эффективности работы организации.
Система управления персоналом имеет сложную структуру и состоит из нескольких подсистем (рис. 1).
Рис. 1. Система управления персоналом[3]
Подсистема планирования персонала включает кадровую политику и мероприятия по управлению персоналом, развитие кадрового потенциала, тесную взаимосвязь с рынком труда, расчет потребности в персонале.
Подсистема найма характеризует набор и отбор кандидатов на должности, учет приема и увольнений, управление занятостью.
Подсистема обучения персонала включает подготовку и переподготовку сотрудников, адаптацию новых работников, управление карьерой. С данной подсистемой тесно связана подсистема развития, так как нацелена на избежание противоречий и конфликтов на рабочих местах, стимулирование творческого потенциала сотрудников, повышение их профессионального уровня.
Важным элементом системы управления персоналом является подсистема мотивации, цель которой – в стимулировании и поощрении работников.
Также неотъемлемыми частями являются подсистемы правового и информационного обеспечения. Первая направлена на выявление и своевременное решение проблем в трудовых отношениях, а вторая – на ведение учета и статистических данных, обеспечение сотрудников своевременной, актуальной, точной и достоверной информацией[4].
Система управления персоналом – упорядоченная совокупность целей, задач, функций, принципов и методов управления персоналом, объединённых единой целевой направленностью на повышение эффективности использования трудовых ресурсов организации путём удовлетворения потребностей и интересов сотрудников; включает универсальные элементы и уникальные для каждой организации в зависимости от целей деятельности и типа структуры управления.
Процесс производства предполагает наличие и эффективное использование всех факторов производства и прежде всего ресурсного потенциала: основного, оборотного и, конечно, человеческого капитала. Активным компонентом развития любой отрасли национальной экономики является человеческий капитал как совокупность качеств, определяющих способность к труду, производительность и доход.
При этом он преобразовывается в трудовой или кадровый потенциал, отражающий количественные и качественные критерии для конкретных условий деятельности. Таким образом, трудовые ресурсы представляют важный фактор производства, рациональное использование которых обеспечивает рост производства и его экономическую эффективность.
При оценке эффективности использования трудовых ресурсов целесообразно применять показатели, отражающие как экономическую, так и социальную эффективность, которые находятся в тесной взаимосвязи. Рост экономической эффективности обеспечивает повышение социальной эффективности, а без решения определенных социальных вопросов невозможно решить экономические задачи.
Эффективность использования трудовых ресурсов чаще всего рассматривается по двум направлениям. Во-первых – обеспеченность работниками; рабочее время и уровень его использования; уровень трудовой дисциплины и текучесть кадров. Во-вторых – трудоемкость, производительность труда, факторы снижения трудоемкости и роста производительности труда; комплексная оценка эффективности использования трудовых ресурсов[5].