Файл: Формирование компетентностного портрета современного менеджера (Основные задачи менеджера).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 3. Особенности компетентностного портрета современного менеджера

3.1. Компетентность и организаторские способности менеджера

Обратимся к деловым качеством менеджера, под которыми понимается способность идентифицировать потребности и формулировать адекватные им деловые задачи, находить кратчайший путь к достижению цели при условии рационального использования ресурсов, быть самостоятельным в мышлении, оперативно принимать обоснованные решения, последовательно и инициативно обеспечивать их выполнение. Истинная мера деловых качеств менеджера - это, прежде всего, степень ответственного и профессионального исполнения возлагаемых на него задач.[25]

В системах сложных технологий и растущей значимости социальных проблем выживаемость всякой организации в немалой степени зависит от общего уровня компетентности персонала управления и, прежде всего, руководителей. В согласии с современными представлениями быть компетентным означает обладать: требуемыми должностью специальными знаниями и умением применять их в деле; способностью анализировать и совершенствовать структуру организации; умением распознавать реальные рыночные потребности и правильно оценивать свои возможности их удовлетворения, максимизировать свои доходы без ущерба для экономического интереса потребителя. Особенно высока ныне потребность в правовой компетентности (знание права), тем более, что незнание закона не освобождает от ответственности.

Неотъемлемое свойство успешного менеджера - также организаторские способности, выражающиеся в умении расставлять людей и координировать их взаимоотношения с другими подразделениями, чтобы достичь возможно более рационального использования их производственного потенциала. Способности этого рода имеют многообразные проявления - это умение: выделять главные в данной ситуации проблемы и на них концентрировать внимание и ресурсы; своевременно и самостоятельно принимать решения; делегировать полномочия и распределять работу между сотрудниками; мотивировать людей к целенаправленной деятельности; создавать штабной орган, восполняющий недостающие руководителю личные качества и знания и др.[26] Возможность реализации в деле подобных способностей предполагает наличие соответствующего ума - гибкого и подвижного, позволяющего мыслить отвлеченными понятиями и делать обобщения, видеть перспективы развития, а также волевых качеств, сокращающих путь от задуманного к сделанному, не позволяя отвлекать себя привходящими и второстепенными заботами.


Таким образом, деловые качества, соединяющие в себе компетентность и организаторские способности, умение переходить от мысли (знаний) к действию означают, что здесь деятельность и мыслительные усилия образуют симбиоз.

3.2. Особенности требований к менеджеру-предпринимателю

Требования к менеджеру-предпринимателю предопределяются характером его деятельности и отличаются особым психологическим складом и структурой личности. Портрет предпринимателя, наиболее характерные и ценимые обществом черты его личности, определяющие его рыночное поведение, можно было бы свести к следующим, наиболее значимым. Творческий образ мышления и действий, чуждый стереотипов, оценивающий себя как «революционера в экономике». Менеджер, мыслящий творчески, способен без больших сожалений отказываться от привычного образа мышления и действий. Он считает в порядке вещей пересмотр приоритетов своей позиции в том или ином вопросе, если к тому принуждают объективные обстоятельства, устойчив к ситуациям неопределенности и противоречивости, быстро адаптирует поведение к меняющейся конъюнктуре. В большинстве своём поведение предпринимателя не таково, как у окружающих, он лезет вверх, когда все бегут вниз (за что их, кстати говоря, и не терпят любители пресловутого «установленного порядка», который «никому не позволено нарушать»).[27]

Предпринимательские способности - редкость. Следовать новому плану - все равно, что строить дорогу; руководствоваться привычным - идти по готовой дороге. Важна готовность и способность рисковать, смело вторгаться в конкурентную среду, вне которой испытывает дискомфорт. Во всем своем поведении скорее ориентирован на успех, чем на то, чтобы избегать неудачи. Р. Крок, возглавляющий знаменитую империю «Макдональдс», в своем обращении к студентам дортмундского колледжа так представлял свое видение путей к успешному предпринимательству: «Вы не получите это «за так». Вы должны уметь рисковать. Я не имею в виду безрассудное лихачество. Но вы должны рисковать, и в некоторых случаях вам придется терпеть неудачи. Если вы верите во что-либо, вы должны цепляться за это до самого конца. Умение пойти на разумный риск - неотъемлемая часть вызова предпринимателю. Но это является и огромным удовольствием».[28]


Рисковый предприниматель обычно не склонен впадать в панику, он извлекает пользу не только из побед, нередко и поражения оборачивает себе на пользу. Своим поведением он оправдывает афоризм: «не бывает обстоятельств столь несчастных, чтобы умный человек не мог извлечь из них какую-нибудь выгоду, но не бывает и столь счастливых, чтобы безрассудный не мог бы обратить их против себя.[29] Стремление к приемлемому риску есть качество не просто желательное, а совершенно необходимое для всякого человека, желающего состояться в качестве предпринимателя. В командной экономике даже самый разумный риск можно представить как волюнтаризм, подлежащий наказанию. Трудолюбие, постоянная заряженность на работу, не считаясь со временем, а по возможности и с обстоятельствами.

Предпринимателю всем приходится заниматься самому, особенно поначалу. Работает он, когда другие спят, планирует, когда остальные развлекаются. Положение усугубляется тем обстоятельством, что если в истинно рыночной экономике предприниматель, сталкиваясь с какой-либо проблемой, без труда находит тех, кто с готовностью примется за ее решение, этого нельзя сказать про систему, которая лишь имитирует рыночные отношения. Познавшему вкус предпринимательства нелегко сворачивать с этого пути, и все же бюрократическое засилье вынуждает многих покидать многообещающий бизнес.[30]

Людей во все времена интересовала проблема отбора и оценки руководителей, ибо во все времена от них зависело очень многое. Принципиальные требования к руководителям, как и генотип человека, тысячелетиями остаются неизменным. В отечественном малом бизнесе зачастую талантливые, энергичные и успешные предприниматели предпочитают трудиться наемными менеджерами. И это понятно: как выразился один потенциальный истинный предприниматель - чтобы в нашей стране в существующих условиях заниматься собственным бизнесом, нужно быть еще немножко сумасшедшим искателем приключений и острых ощущений. Возможности популяризации малого бизнеса и становления малого предпринимательства важным сегментом экономики страны затрудняются множеством обстоятельств, порождаемых в подавляющем большинстве случаев искусственно сооружаемыми бюрократией трудно преодолимыми барьерами. Людей пугают нестабильность ситуации и неоправданно высокие риски. Существует масса программ, ориентированных на поддержку малого бизнеса, многие банки и небанковские организации готовы предоставить кредиты малому предпринимательству, но осуществление этих процедур сопряжено с непомерными сложностями. Особенно сложен доступ, как это ни странно, к финансовым ресурсам из государственных и муниципальных фондов.[31]


В таких условиях решиться создать собственный бизнес способен только предприниматель, обладающий некими особыми свойствами, чуждыми цивилизованной экономике, но востребуемыми на этапе вхождения в систему конкурентного рыночного хозяйствования. Малое предпринимательство - это самое верное средство создания массовой покупательной способности населения обеспечения его благосостояния - истинно высокого качества его жизни. Предоставить предпринимателю возможность использования своего творческого потенциала для решения этой важнейшей для страны проблемы - значит сформировать для него предпосылки свободной конкуренции. Представления относительно требуемых качеств руководителя любой профессиональной направленности изменчивы. Практика свидетельствует, что значительных успехов могут добиваться менеджеры с существенно различающимися наборами качеств, когда тому благоприятствует стечение обстоятельств. Однако это никоим образом не отрицает необходимости располагать сведениями о перечне требуемых характерных и доминирующих качеств.[32]

На основании вышесказанного необходимо сделать ряд выводов. Эффективность интеллектуальной деятельности менеджера определяется не только его интеллектуальным уровнем, но и рядом качеств. В требованиях к менеджерам невозможно найти ссылок на необходимость наличия у них умственных способностей. Необходимо оценивать качества ума претендентов на должность менеджера - его гибкость, глубину, широту, волевые свойства, критичность и др. - в число используемых в процессе отбора кадров. Всякий менеджер обязан обладать развитым, динамичным мировоззрением.

Заключение

Итак, труд в сфере менеджмента существует в самых различных видах. Он представляет собой осознанную и целенаправленную деятельность человека. Труд в сфере менеджмента относится к категории труда умственного. Сложность труда в сфере менеджмента обуславливается несколькими обстоятельствами. Во-первых, масштабами, разнообразием применяемых методов, организационных принципов. Во-вторых, сложность управленческого труда характеризуется степенью новизны принимаемых решений, объемом требуемых изменений в состоянии объекта управления, поиском нетрадиционных подходов к ним. В-третьих, сложность управленческого труда определяется степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать.


Менеджер должен быть коммуникабельным, тактичным и образованным. Он должен уметь грамотно руководить людьми, т.к. чем лучше организована деятельность фирмы, тем больше отдача от ее работы Поэтому наиболее важным направлением процесса проблематизации в управленческой деятельности является выявление проблем в своей собственной фирме и своем собственном стиле руководства.[33] В современном обществе роль менеджера неоднозначна. Особенностью статуса менеджера является то, что он имеет особые полномочия (полномочия по управлению коллективом и осуществлению власти). Менеджер играет ключевую роль в составе администрации. именно он определяет лицо организации и влияет на выбор направления ее дальнейшего развития. человек, желающий стать менеджером, должен обладать природным чувством такта и уметь общаться с людьми разного интеллектуального и культурного уровня. В сфере бизнеса нужны не только грамотные, но и хорошо образованные люди. Менеджер должен обладать следующими личностными чертами: обладать рядом определенных способностей; обладать соответствующим темпераментом (обладать спокойным, уравновешенным характером и дружелюбно относиться к людям); должен уметь управлять людьми.

Список литературы

  1. Базлов И.А. Характеристика и сравнительный анализ немецкой модели корпоративного управления // Актуальные направления научных исследований : перспективы развития: сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф. - 2018. - С. 216-218.
  2. Безвесельная З.В. Методологические проблемы управления коллективами: от классического к гуманистическому менеджменту // Экономическое развитие общества в современных кризисных условиях: сб. ст. Междунар. научно-практ. конф. : в 3 ч. Ч. 1. - Уфа, 2017. - С. 79-82.
  3. Гапоненко, А. Л. Менеджмент: учебник и практикум для СПО / А. Л. Гапоненко; отв. ред. А. Л. Гапоненко. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. - С. 256-272.
  4. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник, 4-е изд., перераб. и доп.: Юнити-Дана, 2015. - 510 с. [Электронный ресурс].
  5. Кашин А.В. Практика регионального управления в Федеративной Республике Германии и возможность применения немецкой модели в России / Кашин А.В., Гришко Н.В. // Аллея науки. - 2018. - Т. 6, № 5. - С. 32-36.
  6. Коваленко Д.А. Сравнительный анализ японской, немецкой и американской моделей управления // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации : материалы междунар. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов. - 2016. - С. 253-257.
  7. Комова А.В. Возвращение Германии в мировую экономику (1948-1973 гг.): аспект финансовой политики // Финансы, деньги, инвестиции. - 2016. - № 4. - С. 15-20.
  8. Комова А.В. Дилемма роста и экономической стабилизации в период «экономического чуда» в ФРГ: денежно-кредитная и валютная политика // Банковские услуги. - 2017. - № 6. - С. 2-13.
  9. Конобеева А.Б. Использование немецкого опыта управления персоналом на примере ООО "Руссиан Травел Интернешнл" / Конобеева А.Б., Макашин В.В. // EUROPEAN RESEARCH : сб. ст. XIII Междунар. науч.-практ. конф. - 2017. - С. 40-42.
  10. Курбонова С.Б. Сравнение англо-американской, немецкой и японской моделей корпоративного управления // Соврем. исслед. - 2018. - № 3. - С. 8-9.
  11. Кукушкина В.В. Введение в специальность. Менеджмент: учебник /. Кукушкина В.В - М.: ИНФРА-М, 2014. - 252 с.
  12. Мирошниченко Е.Б. Контроллинг: сравнит. анализ америк., немец. и отечеств. подходов // Сиб. финансовая шк. - 2016. - № 3. - С. 71-78.
  13. Рахимова Д.С. Актуальные проблемы совершенствования управления государственными унитарными предприятиями / Д.С. Рахимова, Т.Р. Ханнанова // NovaInfo. Ru. - 2016. - Т. 2, № 43. - С. 264-267.
  14. Саблина А.И. Проблемы управления государственными унитарными предприятиями // Финансовые решения XXI века: теория и практика: сб. науч. тр. 17 Междунар. научо.-практ. конф. / С.-Петерб. политехн. ун-т Петра Великого. - СПб., 2016. - С. 306-312.
  15. Тебекин А.В. Менеджмент: учебник / А.В. Тебекин - М.: ИНФРА-М, 2014. - 384 с.