Файл: Формирование компетентностного портрета современного менеджера (Основные задачи менеджера).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Менеджер и его основные профессиональные обязанности
1.1. Основные задачи менеджера
1.2. Особенности труда в сфере менеджмента. Требования к личности менеджера
Глава 2. Формирование профессиональных качеств современного менеджера
2.1. Образование и развитие профессионального мастерства менеджера
2.2. Требования к мировоззрению менеджера
Глава 3. Особенности компетентностного портрета современного менеджера
3.1. Компетентность и организаторские способности менеджера
Сфера бизнеса не может существовать без тесного взаимодействия с такой сферой науки как психология. Поэтому и работа менеджера тоже должно строиться в соответствии с рекомендациями психологии. Без наличия систематических знаний о человеческой личности невозможно грамотное построение процесса управления. Менеджер должен иметь в виду, что люди обладают индивидуальными психологическими особенностями и воспринимают информацию по - разному. При общении происходит сознательная перестройка психического состояния личности. Менеджер должен уметь корректировать свое собственное психическое состояние, а именно познавательную, эмоциональную, волевую и другие сферы психики. Речь менеджера отражает особенности личности и оказывает воздействие на людей, на их мышление и эмоциональное состояние. В свою очередь участники общения тоже начинают сознательно выбирать те или иные языковые средства. При этом особенности мышления человека отражаются путем сочетания вербальной и невербальной формы общения.[11] Менеджер должен уметь руководить своими жестами и движениями. На процесс выработки навыков общения большое влияние оказывает личность менеджера, т.е. способности, характер и коммуникабельность. В свою очередь, коллектив оказывает на личность человека сильнейшее влияние. Если успехи и достижения менеджера не проходят незамеченными и всемерно поощряются, то это становится стимулом для дальнейшего повышения его профессионального уровня. Оценка коллектива и особенно руководства - это важный стимул для повышения активности менеджера.[12]
При разработке теоретической базы общения используется метод самонаблюдения, который базируется на анализе поведения человека, наблюдаемого со стороны. Анализ собственного поведения менеджером поощряет возможность изучения психических процессов. Поведение менеджера должно строиться с учетом рекомендаций психологии. Поведение подчиняется своеобразной логике и иллюстрирует взаимодействие индивида с окружающей средой. Менеджер должен особое внимание уделять формированию навыков собственной речевой деятельности. Устное сообщение может быть прямым, непосредственным и опосредованным, с активной (эксплицированной) или пассивной (имплицированной) обратной связью.[13] Следует вспомнить, что сама речь представлена в следующих формах: внешняя речь (имеется в виду речь, которая может наблюдаться окружающими людьми); устная речь (устная речь знакома всем людям и является наиболее распространенной формой речевой деятельности).
При формировании навыков собственной речевой деятельности менеджер должен учитывать особую роль, которую играет язык. Язык выполняет не только коммуникативную функцию, но и функцию отражения действительности. В формировании моделей поведения большое значение имеет процесс обучения, протекающий на протяжении всей жизни человека. Общение менеджера соотносится с его возможностями, с его речевыми навыками и общим кругозором. Но при этом каждый менеджер должен стремиться к расширению своего собственного кругозора и повышению своего культурного уровня. Это неизбежно способствует развитию способностей. Важно, чтобы общение с людьми не было формальным, излишне деловым, сухим. Менеджер должен стремиться к установлению доверительных отношений с окружающими.
Менеджер должен иметь элементарные познания в самых разнообразных сферах, владеть основами научных знаний. Настоящей базой развития личности человека должно стать овладение любой профессией на уровне современных достижений науки, техники и культуры. Наиболее рационально начинать проблематизацию с анализа менеджером фирмы собственных организаторских способностей и возможностей. Это очень важно для того, чтобы сам имел объективное представление о собственной личности и своих возможностях. В круг вопросов при анализе своих возможностей должны входить изучение своего мышления, учёт образовательного уровня и общей эрудиции, своего характера и темперамента. Конечно, так должно происходить в идеале, но далеко не каждый человек, а тем более менеджер фирмы или иной организации имеет смелость трезво взглянуть на самого себя но, тем не менее, это необходимо. Важность постановки такой проблемы объясняется тем, что человек должен учитывать свою способность к участию в конкурентной борьбе. Здесь важен не только самоанализ, но и сопоставление своих возможностей с возможностями других руководителей фирм, т.е. руководителей фирм - конкурентов. Кроме этого важно умение сопоставить свои возможности с возможностями своих коллег и подчиненных. Может оказаться так, что кто - то из сотрудников фирмы намного превосходит по своему интеллектуальному потенциалу руководителя. Это, конечно замечательно, но следует трезво оценить, не окажется ли так, что человек, создавший фирму не имеет реальной возможности ею руководить.[14]
На основании вышесказанного необходимо сделать ряд выводов. В современном обществе роль менеджера неоднозначна. Особенностью статуса менеджера является то, что он имеет особые полномочия (полномочия по управлению коллективом и осуществлению власти). Менеджер играет ключевую роль в составе администрации. именно он определяет лицо организации и влияет на выбор направления ее дальнейшего развития. человек, желающий стать менеджером, должен обладать природным чувством такта и уметь общаться с людьми разного интеллектуального и культурного уровня. В сфере бизнеса нужны не только грамотные, но и хорошо образованные люди.
Глава 2. Формирование профессиональных качеств современного менеджера
2.1. Образование и развитие профессионального мастерства менеджера
В требованиях к менеджерам невозможно найти ссылок на необходимость наличия у них умственных способностей. В то же время многие организации годами страдают от не очень-то разумных решений и вообще поведения своих менеджеров. Повседневная практика убеждает, что всякий просчет в оценке ума менеджера чреват далеко идущими и дорогостоящими неприятными последствиями. При оценке кадров в западном менеджменте не стесняются использовать выражения типа: обладать физическими и умственными данными, необходимыми для зачисления на службу.[15]
Если «ум» не принято упоминать в числе необходимых качеств менеджера, то, вероятно, не из-за отсутствия в этом надобности, а скорее потому, что его наличие у каждого в должном объеме предполагается. Но если даже при этом исходят, и не без оснований, из того обстоятельства, что ум обнаруживает себя через оцениваемые при отборе кадров качества, то это вовсе не исключает целесообразности того, чтобы умственные способности кандидатов в должности стали предметом специального изучения. Причем мало установить наличие приемлемых умственных способностей как таковых, важно и то, какова их структура и как они используются. Умственные способности человека отличаются большой разнонаправленностью, и это замечено давным-давно.[16] Весьма распространена практика смещения понятий ума и знаний. Менеджер, склонный обучаться и много знающий, воспринимается как более умный в сравнении с тем, у кого кругозор уже. Однако может оказаться, что его заслуга - в старательности и самодисциплине, но никак не в большом уме. Подчас ограниченные люди преуспевают в учебе и даже добиваются успехов в профессиональной деятельности. Нередко они наделены развитой памятью и старательны в познании дисциплин, однако в практической работе положительно проявляют себя только в повторяющихся и прочно освоенных ситуациях. В этом случае оценка личности может базироваться на смешении ума с некоторой суммой усвоенных ею знаний и накопленным опытом. Представляется полезным включить характеристики качества ума претендентов на должности - его гибкость, глубину, широту, волевые свойства, критичность и др. - в число используемых в процессе отбора кадров.
При этом руководитель, берущий на себя смелость оценки (разумеется, неформальной и нигде не отражаемой, но тем не менее весьма значимой для судеб оцениваемых) умственных способностей претендентов на соответствующие должности, сам должен быть безупречен, не вызывая у окружающих сомнения в собственной профессиональной и моральной правомочности выполнять столь ответственную функцию. В особенности, если иметь в виду, что он при всех достоинствах остается человеком не без слабости и вряд ли признается даже самому себе, что он может ошибиться в оценке претендента.[17] Познакомимся в общих чертах с содержанием базисных требований к менеджеру, исходя из допущения, что наличие у него необходимых в проектируемой должности умственных способностей уже признано.
2.2. Требования к мировоззрению менеджера
Всякий менеджер обязан - и чем выше он рангом, тем в большей мере - обладать мировоззрением или, как принято говорить в зарубежной практике, «идеологией управления» - системой взглядов на объективный мир и свое место в нём, определяющих его образ мышления и поведенческие стереотипы.[18] Многие выдающиеся менеджеры резонно считают, что установление в рамках этой философии идеалов организации является наиболее важным аспектом руководства деловой активностью. В результате, мировоззрение предстает как составляющая способности к управленческой деятельности, поскольку оно воспринимается как источник формирования индивидуальной управленческой концепции каждого работника, способ трактовки и реализации проблем управления. Рациональное мировоззрение имеет огромный позитивный потенциал. Выражается оно в отношении менеджера к окружающему миру, к подчиненным и коллегам, в формировании его ценностных ориентаций, быта, вкусов и интересов, в становлении таких качеств, как добросовестность и порядочность, социальная ответственность.[19]
Отечественные организации, в сущности, предпринимают первые шаги к формированию у менеджеров мировоззрения в координатах рыночного бытия, воспринимаемого как идеология существования не вне себя, а в себе. Мы начинаем осознавать, что истинное мировоззрение - не навязанное, а ставшее естественной потребностью, - дело земное и по природе своей связано с психологией, обыденным сознанием. Мировоззренческие ценности трансформируются в созидательную силу по мере того, как они приобретают характер убеждений, определяющих нравственный выбор с позиции понимания того, что истинно и справедливо, а что не согласуется с гражданской совестью. Необходимо изучение мировоззрения работника, возможность лучше распознать то, каким он окажется в качестве реально действующего менеджера. Конечно, мировоззрение вовсе не покрывает все необходимые менеджеру качества, но нет сомнения, что оно имеет определяющее значение. Верно и то, что при наличии рационального мировоззрения у него достанет мудрости восполнить недостающие качества, окружив себя другими менеджерами, способными помочь ему в поисках разумных решений.[20]
В качестве дополнительных мировоззренческих характеристик менеджера могут быть приняты его отношение к самому себе, к своему окружению и к обществу; а также показатели уровня явной или скрытой неудовлетворенности качеством своей жизни.[21] Важно отношение менеджера к самому себе. Самооценка менеджера служит весьма важной характеристикой его мировоззренческих ценностей. Важна она не только сама по себе, но и как показатель меры его самостоятельности и критичности, крепости его моральных устоев. Отношение человека к самому себе наиболее рельефно обнаруживается при внезапном продвижении по службе или быстром обогащении. «Маленький» человек становится большим начальником или удачливым коммерсантом - и этот факт приобретает для него высшую ценность. Важно отношение менеджера к окружающим. Мировоззрение определяет отношение руководителя к окружающим - воспринимает ли он коллег как равноправных или как средство решения собственных проблем, учитывает ли интересы своих контрагентов, признает ли подчиненных соратниками или всего лишь исполнителями своих предписаний.[22] Не меньшее значение имеют отношения менеджера с контрагентами и потребителями. Во многом мировоззренческие ценности менеджера обнаруживаются в его взаимоотношениях с контрагентами, а также потребителями предлагаемых им товаров и услуг. Бизнесмен старается завоевать доверие своих контрагентов - поставщиков и потребителей, вообще всех, с кем он связан договорами или иными обязательствами. Желательно, чтобы менеджера подвигали на это добропорядочность и чувство ответственности, а если у него недостает таких качеств, так, по меньшей мере, чувство самосохранения.[23]
Необходимо оценивать отношение менеджера к обществу. Невозможно переоценить также значимость адекватного восприятия менеджером общественных интересов и следуемых отсюда обязательств, ибо он неразумно мыслит исключительно категориями своей организации и тем более узкокорыстными. Широта мышления и социальная ответственность делают привлекательными фигуру менеджера и нередко становятся гарантами высокого имиджа и экономического процветания, как организации, так и его собственного.[24]
Сделаем ряд выводов. Менеджер должен обладать следующими личностными чертами: обладать рядом определенных способностей; обладать соответствующим темпераментом (обладать спокойным, уравновешенным характером и дружелюбно относиться к людям); должен уметь управлять людьми; определенным характером (т.е. качествами, которые поведение в конкретной ситуации и отношения с окружающими людьми); сильной волей, стремиться к поставленной цели и руководить своим собственным поведением.