Файл: Формирование компетентностного портрета современного менеджера (Основные задачи менеджера).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современной России появилось множество крупных и мелких фирм, частных организаций и т.д., в которых обязательно есть одна должность, которая казалась еще совсем недавно необычной и даже экзотической. Это должность менеджера. Как известно, каждая должность требует профессиональной подготовки и исполнения специфических обязанностей. В связи с этим возникает вполне естественный вопрос о том, каковы особенности труда в сфере менеджмента и каким требованиям должен соответствовать менеджер.

Курсовая работа посвящена рассмотрению подобной проблематики. Её тема звучит так: «Формирование компетентностного портрета современного менеджера».

Изучение этой темы актуально, поскольку в связи с подъёмом отечественной экономики в стране появилась острая необходимость в образованных, высококультурных людях, способных осуществлять грамотное руководство организациями.[1] Для того чтобы организация нормально функционировала и приносила определенный доход, нужно уметь формулировать цели и задачи управленческой деятельности, что невозможно без специальной подготовки и особых личностных качеств. Ведь труд в сфере менеджмента предполагает не только наличие больших полномочий и высокий уровень заработной платы, но и ответственность. Поэтому человек, стремящийся трудиться в сфере менеджмента, должен быть готовым к колоссальным физическим и умственным нагрузкам.

Цель исследования: анализ особенностей формирования компетентностного портрета современного менеджера.

Задачи исследования: закрепление теоретических знаний, полученных за время обучения, овладение комплексом практических методов и навыков, овладение первоначальными навыками самостоятельной работы в области менеджмента и исследования систем управления, анализ основных направлений профессиональной деятельности менеджера.

Объект изучения: круг основных обязанностей современного менеджера, требования к профессиональному уровню менеджера.

Предметом изучения является менеджер, его основные профессиональные обязанности, формирование профессиональных качеств, компетентность и организаторские способности менеджера.

Методами исследования являются аналитические, статистические и другие методы исследования. Работа основана на изучении научной литературы и учебно-методическими пособиями по формированию портрета.

Методы поиска - анализ научной и методической литературы.


Глава 1. Менеджер и его основные профессиональные обязанности

1.1. Основные задачи менеджера

За последние годы в России резко изменилась социально-экономическая ситуация, что повлекло за собой коренную ломку представлений о труде. Но сутью реформы, которая возродила частную собственность в нашей стране, прежде всего, должно быть пробуждение в работнике заинтересованности в результатах своего труда, ибо только собственность дает реальную уверенность, обеспечивает наиболее прочную зависимость получаемого дохода от вложенного труда. Только труд должен быть основой нормальной жизни и благосостояния граждан общества, а эта задача пока не входит в число приоритетных в обществе. Для многих сейчас выгоднее посредничать, нежели прикладывать силы в реальном секторе экономики. И именно заинтересованное участие граждан в труде - реальная гарантия необратимости реформ и их нормальной жизни в обществе. Общество, пренебрегающее трудом, обречено.[2]

В России немаловажную роль в экономике играют фирмы и организации разного уровня и масштаба. Как правило, в фирмах большое значение имеет не только директор, но и менеджеры. Какова бы ни была фирма, направленность ее деятельности в немалой степени определяется стилем деятельности, присущим ее менеджеру или менеджерам. Деятельность менеджера связана: с комплектованием трудового коллектива; с осуществлением профессиональной подготовки кадров на производстве и повышением их квалификации; формированием фондов организации; с научной организацией и охраной труда; с обеспечением дисциплины труда; с созданием системы стимулирования труда.[3]

Особенностью статуса менеджера является то, что он имеет особые полномочия. Это полномочия по управлению коллективом и осуществлению власти. Это нормативная власть, административно - диспозитивная власть и дисциплинарная власть. В современном обществе роль менеджера неоднозначна. Функции управления организацией могут выполнять должностные лица и коллегиальные органы (правления, советы, комитеты), но важнейшие управленческие функции выполняет менеджер.


Менеджер играет ключевую роль в составе администрации. Его правовой статус своеобразен: с одной стороны, он наемный работник, а с другой - без какой-либо доверенности действует от имени предприятия. При назначении менеджера с ним заключается договор (контракт), в котором определяются права, обязанности и ответственность перед собственником имущества и трудовым коллективом, условия оплаты его труда, срок контракта, условия освобождения от занимаемой должности. Таков правовой статус менеджера. Но его функции не исчерпываются руководством в узком смысле слова. Ведь именно он определяет лицо организации и влияет на выбор направления её дальнейшего развития. Поэтому функции менеджера - вопрос тонкий. Остановимся на этом подробнее. Специфика управленческой деятельности состоит в том, что менеджер несёт ответственность не только за производство, но и за своих подчиненных. Сущность управленческой деятельности состоит в том, чтобы грамотно руководить людьми в пределах коллектива фирмы (или иной организации) и определять направление развития торговой (коммерческой) деятельности фирмы. Эффективность деятельности фирмы определяется не только тем, какие доходы она приносит, но и тем, насколько комфортно чувствуют себя её сотрудники. Менеджер в хорошо функционирующей фирме должен уметь не только «добывать деньги», но и обеспечивать людям нормальные условия для труда. Для того чтобы грамотно планировать развитие организации, нужно уметь ставить перед собой задачи. В свою очередь, для того чтобы ставить задачи, нужно знать особенности своего собственного мышления и свои слабые стороны с тем, чтобы вовремя уметь предугадать свои ошибки и избежать их.[4] Процесс проблематизации в деятельности менеджера является одним из центральных по своей значимости. Сущность проблематизации состоит в том, чтобы менеджер строил планы своей деятельности с учетом требований реальности, т.е. для того, чтобы грамотно руководить людьми и производством, нужно уметь построить план, в который входят вопросы управления организацией, коллективом и своими собственными действиями.[5]

Процесс проблематизации в управленческой деятельности должен развиваться в следующих направлениях: анализ менеджером собственных организаторских способностей и возможностей; анализ возможностей фирмы; постановка проблем и определение направлений в деятельности фирмы. Такая поэтапная постановка проблем необходима для того, чтобы учесть все возможные нюансы управленческой деятельности.


1.2. Особенности труда в сфере менеджмента. Требования к личности менеджера

Менеджмент - это не только сфера человеческой деятельности, но и профессия. Как и любая другая профессия, профессия менеджера предполагает наличие психологической склонности к ведению коммерческой деятельности, т.е. человек, желающий стать менеджером, должен обладать природным чувством такта и уметь общаться с людьми разного интеллектуального и культурного уровня. В сфере бизнеса нужны не только грамотные, но и хорошо образованные люди. Именно поэтому при устройстве на работу большие шансы имеют люди с высшим или незаконченным высшим образованием. Поэтому согласно данным статистики, от безработицы в современных условиях в наименьшей мере страдают люди, закончившие престижные высшие учебные заведения. Чем более качественное образование получил человек и чем большим багажом знаний он располагает, тем проще ему найти хорошую работу. В современных условиях особенно ценится знание иностранных языков, что уже само по себе предполагает наличие хорошего образования. Все это важно для менеджера.[6]

Менеджер должен быть от природы коммуникабельным человеком и хорошим психологом. Как и любая другая сфера деятельности, бизнес требует от человека наличия определенного психологического типа (темперамента, характера, интеллектуального уровня). Но при этом, профессия менеджера очень сильно влияет на личность человека - у них вырабатывается особое отношение к людям (многие из них умеют внимательно слушать собеседника и незаметно навязывать новую точку зрения). Менеджмент требует от человека коммуникабельности. Если человек долгое время работает на этой должности, то у него обязательно вырабатываются определенные профессиональные черты (особенно характерна такая черта, как умение разбираться в людях).

Если человек решил стать менеджером, то он должен убедиться в том, что эта профессиональная область его действительно привлекает и интересует. И это очень важно, поскольку без наличия особого призвания человек не сможет творчески относиться к своим профессиональным обязанностям. Для любого менеджера его работа - это часть жизни, поэтому она должна соответствовать особенностям его личности. Деятельность в сфере бизнеса предполагает постоянный творческий поиск и стремление к совершенствованию. И это является залогом того, чтобы у человека не формировались автоматически заученные действия, а был задействован интеллект.[7]


Для того чтобы быть успешным, человек должен обладать целым рядом особых навыков и знаний. Их можно условно разделить на несколько групп. Итак, выделяются следующие группы: научные знания, необходимые в работе (т.е. менеджер должен быть подлинным профессионалом и хорошим психологом); практические навыки (нужно уметь не только пользоваться сложной техникой, но и уметь совершать чисто механические действия, например, уметь пользоваться бытовой аппаратурой и специальной техникой); навыки общения с людьми (нужны тогда, когда менеджер сталкивается с коллегами и партнерами). В современных условиях умение общаться с людьми является одним из важнейших условий успешности деятельности в сфере бизнеса.[8] Специалист должен обладать целым комплексом качеств личности, делающих его пригодным к осуществлению профессиональной деятельности. Прежде всего, менеджер должен обладать навыками диалогического общения. Диалогическое общение невозможно без равенства позиций говорящих и без отсутствия оценочного, измеряющего отношения ко всем сторонам индивидуальности партнера по общению. Диалогическое общение демонстрирует личные психологические особенности участников процесса общения. Менеджер должен уметь строить процесс общения на так называемой доминанте на собеседнике, т.е. стремлении понять позицию собеседника и способности сопереживать и сочувствовать ему.[9]

Менеджер должен обладать следующими личностными чертами: обладать рядом определенных способностей (т.е. индивидуальными устойчивыми свойствами, определяющими его успех в работе); обладать соответствующим темпераментом (уметь быстро реагировать на поведение окружающих людей); менеджер должен уметь управлять людьми; определенным характером, т.е. качествами, которые поведение в конкретной ситуации и отношения с окружающими людьми обладать спокойным, уравновешенным характером и дружелюбно относиться к людям; сильной волей, т.е. стремиться к поставленной цели и руководить своим собственным поведением.[10] Для менеджера очень важно самообладание, т.е. способность сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях. Кроме того, важно и умение оценивать со стороны свои собственные поступки, которые нужно уметь внимательно изучать то, что происходит в сознании при решении разного рода задач.

Руководитель должен уметь выявить основы организации своего поведения и влияние на него как внешних, так и внутренних факторов. Как известно, поведение является сложным и противоречивым явлением, имеющим разнообразные проявления и закономерности. Руководитель должен осуществлять и функцию контроля. При этом менеджер должен уметь грамотно общаться с окружающими людьми. Процесс общения должен строиться в соответствии с существующими методиками и учитывать особенности человеческой психики.