Файл: Государственный кредит (Сущность и функции Государственного кредита).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Казначейские ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях возвратности, срочности и платности. В настоящее время в нашей стране эта форма активно не используется. Однако при коренной реформе отношений собственности сопровождаемой разгосударствлением и приватизацией хозяйственных структур, государство не может нести ответственность за финансовые результаты деятельности предприятий и организаций вместо их правомочных владельцев. Но при необходимости государственные органы могут оказывать финансовую помощь хозяйственным субъектам, в стабильной работе которых они заинтересованы, но на условиях возвратности, срочности, платности.

Отношения по линии казначейских ссуд не являются аналогом банковского кредитования, поскольку в отличие от хозрасчетных банковских структур органы государственной власти и управления оказывают финансовую помощь на других условиях, по другим причинам и в иных целях. Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений предприятий и хозяйственных организаций в виду их особого положения на рынке, не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

Использование казначейских ссуд не означает, что безвозмездное бюджетное финансирование в отношении государственных хозрасчетных предприятий полностью себя изжило. Оно сохраняет право на существование, но как исключительная мера в порядке оказания финансовой помощи хозорганам, оказавшимся в затруднительном положении ввиду особенностей реализации производимой в интересах общества продукции, неблагоприятной хозяйственной конъюнктуры, кризисных явлений в экономике и т. п.

По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. В нашей стране созданы условия для возрождения гарантированных займов в связи с предоставлением местным органам власти, а так же отдельным хозяйственным структурам права проводить операции по заключению займов.

Рисунок. Классификации финансовых рынков по виду обращающихся активов

Кредитный рынок. Представляет собой сегмент, в котором объектом купли-продажи выступают свободные кредитныересурсы и обслуживающие их финансовые инструменты, обращение которых осуществляется на принципах возвратностии платности.


Рынок ценных бумаг. Представляет собой сегмент, в котором объектом купли-продажи выступают все виды ценных бумаг,эмитированных публичными и частными субъектами, в том числегосударством, муниципальными образованиями, предприятиямии финансовыми институтами, а также финансовые услуги, связанные с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами. В странах с развитой рыночной экономикой рынокценных бумаг является наиболее обширным видом финансовогорынка по объему совершаемых сделок и многообразию обращающихся на нем финансовых инструментов.

Валютный рынок. Это сегмент, в котором объектом купли-продажи выступают иностранная валюта и финансовые инструменты, обслуживающие операции с ней. Он позволяет удовлетворить потребности хозяйствующих субъектов в иностранной валютедля осуществления внешнеэкономических операций, обеспечитьминимизацию связанных с этим финансовых рисков, установитьреальный валютный курс [11, с.94].

Рынок инвестиционных металлов. Объектом купли-продажи на данном рынке выступают различные виды драгоценныхметаллов. Посредством финансовых операций с ними здесь осуществляются не только долгосрочные инвестиционные операции,но и страхование финансовых активов, обеспечение резервирования этих активов для приобретения необходимой валюты в процессе международных расчетов, краткосрочные финансовые спекулятивные сделки. Данный рынок многофункционален, посколькуосновная часть драгоценных металлов является общепризнанными широко используемым финансовым активом, а также наиболеебезопасным средством резервирования свободных финансовыхресурсов.

Вместе с тем из общей массы операций с драгоценнымиметаллами необходимо выделять те операции, которые направлены на удовлетворение потребности в промышленном и бытовомпотреблении драгоценных металлов. Прежде всего потому, чтоздесь драгоценный металл выступает ценным сырьевым товаром,имеющим потребительную значимость. Таким образом, в отличиеот финансовых (перераспределительных) операций с инвестиционными металлами, при осуществлении хозяйственных операцийс драгоценными металлами осуществляется процесс первичногораспределения совокупного общественного продукта.

Страховой рынок. Представляет собой сегмент, в которомобъектом купли-продажи выступает страховая защита в форме различных страховых продуктов.

Рынок коллективных инвестиций. Объектом купли-продажи на этом рынке — даже на общем фоне активов и инструментов, обращающихся на финансовом рынке, — является весьма специфичный и разнообразный товар. Это предопределено тем, чтов зависимости от вида коллективного инвестиционного институтатоваром могут выступать выпущенные ими ценные бумаги, страховая защита, свободные кредитные ресурсы, а также инвестиционные услуги, связанные с указанными объектами.


3. Государственные долги

3.1 Понятие государственного долга

Государственный долг появился с возникновением и развитием государства. Причиной тому явил ось стремление органов власти и управления к достижению сбалансированности бюджета как общегосударственного фонда денежных средств для реализации в полной мере своих функций. В эпоху слабо развитого денежного хозяйства, в связи с этим недостатка доходов, получаемых от налоговых поступлений, и необходимости устойчивого и динамичного функционирования государства (в широком смысле) инструментом перераспределения финансовых ресурсов стали внутренние, а позднее и внешние заимствования. Таким образом, государственный долг наряду с бюджетом и налогами является категорией экономической, выполняя общественно необходимые функции.

К размещению долговых обязательств прибегают правительства как развивающихся, так и развитых стран. Наличие долгов для государства является своего рода стимулом экономического развития, оптимизации расходов, четкости разработки и реализации налоговых реформ, создания предпосылок роста инвестиционной активности и т.д.

Долг - это сумма средств, которую один субъект экономической деятельности должен вернуть другому в определенное время и за определенную плату.

В западной экономической литературе долг рассматривается в классификации общественной и частной задолженности.

Общественный долг подразделяется на государственный долг (суверенный долг) и долг органов государственной власти более низкого уровня - муниципальный долг.

В условиях федеративного государства долги субъектов Федерации и местных органов власти объединены в понятие «субсуверенный долг».

Частный долг включает долги финансового и нефинансового секторов.

На основании этой классификации схематично задолженность государства может быть представлена в следующем виде:

1. Общественный долг

2. Частный долг

3. Суверенный долг

4. Субсуверенный долг

5. Муниципальный долг

Весь долг в рамках национальной экономики можно условно классифицировать следующим образом:

1) государственный долг (долг центрального правительства);

2) муниципальный долг (долг субъектов местной власти);


3) долг нефинансовых организаций.

В соответствии с оценкой экономистов развитых стран государственный и муниципальный долг является долгом государственной власти разного уровня перед другими секторами народного хозяйств. В общую сумму государственного и муниципального долга включается сумма задолженности одного государственного органа перед другим.

Вся сумма непогашенных обязательств государства составляет капитальный государственный долг. Расходы по его обслуживанию и погашение обязательств, срок оплаты по которым наступил, образуют текущий государственный долг.

В мировой практике определено оптимальное соотношение роста государственного долга с ростом экономики. Считается, что чем выше темпы экономического роста и ниже реальные процентные ставки, тем свободнее и без очевидных проблем государство может использовать займы для финансирования своих расходов.

В случае отрицательного роста образуются значительные трудности в обслуживании государственных долговых обязательств и возможности привлечения новых займов.

Если доходность государственных облигаций соответствует темпу роста валового национального продукта (ВНП), то процентное отношение обслуживания долга будет находиться в соответствии с ростом вновь возникающей задолженности.

Если темп роста долга превышает рост ВНП и существует тенденция к его снижению, то государство вынуждено увеличивать налоги с тем, чтобы обеспечить дополнительные доходы бюджета для финансирования обязательств.

Допустимым считается кратковременное (не более двух лет) превышение темпов роста долга над уровнем ВНП. В данном случае рост государственной задолженности может явиться стимулирующим фактором развития экономики.

В современной экономической науке выделено четыре основные концепции сбалансированности бюджета и государственного долга:

1) теория ежегодно балансируемого бюджета. Суть ее - ежегодное балансирование бездефицитного бюджета;

2) теория автоматически стабилизирующейся экономической политики. Также предполагается балансировка на протяжении всего экономического цикла, но с использованием встроенных стабилизаторов;

3) теория компенсирующегося бюджета. Здесь обосновывается невозможность ухода от дефицита бюджета и отказа от государственных заимствований для стран, находящихся в постоянно растущей стагнации.

Государственный долг-это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период.


Государственный долг является наиболее часто используемым инструментом финансирования государственных расходов. Однако злоупотребление таким способом финансирования расходов государства может привести к негативным последствиям.

3.2 Состав государственного долга

Государственный кредит имеет следующие формы: государственные займы, гарантированные займы. Государственные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения иностранного кредита. Гарантированные займы федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов Федерации либо хозяйствующими субъектами, выступают в форме условного государственного долга.

Различают капитальный государственный долг и текущий.

Капитальный долг включает все долговые обязательства государства на определенную дату (начало года), т. е. непогашенную часть основного долга и начисленные проценты, которые могут быть присоединены к основному долгу. Текущий государственный долг состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде (году).

Государственный долг подразделяется на государственный долг РФ и государственный долг субъектов Федерации.

Государственный долг Российской Федерации полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

В соответствии с законодательством состав государственного долга РФ может включать долговые обязательства в форме:

• кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени кредитных организаций, иностранных государств и международных финансовых организаций в пользу указанных кредиторов;

• государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

• переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе принятых федеральных законов.

Государственный долг субъекта Федерации - совокупность долговых обязательств субъекта, которые полностью обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим казну субъекта.

Государственный долг субъекта Федерации может включать долговые обязательства в форме:

• государственных займов субъекта, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта;

• переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта на основе принятых законов субъекта;