Файл: Организационные структуры (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
1.1 Проблема оптимизации организационной структуры предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙСТРУКТУРЫ
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ организационной структуры
2.3. Практические рекомендации по совершенствованию организационной структуры
По сути, в данном случае говорится о свойстве эмерджентности системы, т.е. о том, что совместное действие нескольких факторов отличается от простой суммы этих факторов. Данное свойство может носить как позитивные так и негативные последствия для организации. Поэтому важно умение руководителя оценивать синергетические эффекты, т.е. прогнозировать изменения, связанные с взаимодействием различных элементов внутренней и внешней среды, в том числе эффектов от внедрения или удаления каких-либо элементов из организации. Поскольку в данном законе речь идет именно о взаимодействии элементов, измерять синергийный эффект достаточно сложно. Но существуют косвенные параметры, позволяющие оценить направление действия этого закона. Например:
• использование альтернативных ресурсов, в том числе и тех, которые являются личной собственностью сотрудников;
• увеличение количества рационализаторских предложений;
• сокращение количества пропущенных по болезни дней;
• устойчивость организации к небольшим внешним воздействиям.
Параметры должны зависеть от масштаба и специфики деятельности организации и формулироваться в каждом конкретном случае индивидуально.
Закон самосохранения Каждая система стремится к поддержанию самых существенных параметров, необходимых для ее существования. Для этого необходимо противостоять негативным воздействиям внутренней и внешней среды. В организации необходимо поддерживать оптимальную стратегию реакции на возможные изменения. От этого зависит устойчивость организации.
Закон самосохранения звучит следующим образом: любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое.
В современной теории и практике управления значительное внимание уделяется страхованию как фактору, который положительно влияет на суммарную составляющую энергии удержания. Страхование – финансовое обеспечение организации от возможного ущерба. Наиболее актуальными сегодня являются следующие направления страхования: страхование имущества, страхование профессионализма персонала, страхование ответственности, страхование интеллектуальной собственности, страхование основных и оборотных фондов, страхование предпринимательских рисков, страхование управленческих рисков. Существующие методы оценки материальных и нематериальных активов организации позволяют оптимизировать затраты в случае наступления неблагоприятных для организации обстоятельств.
Закон развития. Развитие – процесс закономерного качественного изменения системы. Развитие может быть прогрессивным и регрессивным, эволюционным и революционным. Прогрессивное развитие предполагает положительные качественные изменения системы, укрепляющие ее, увеличивающие, либо переводящие на другой уровень развития. Регрессивное развитие предполагает упадок организации, ее ликвидацию. Эволюционное развитие – постепенное накопление факторов, которые приводят к последовательным изменениям, соответственно, революционное развитие – резкий переход от одного уровня к другому.
Развитие организации происходит по влиянием различных факторов, например, изменения факторов внешней среды, изменения факторов внутренней среды, техническим прогрессом, изменением потребностей человека и общества, старением оборудования.
Закон развития звучит следующим образом: каждая организация стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. Различные исследователи по разному называют эти этапы, но в большинстве случаев останавливаются на таком варианте.
1 этап – предпринимательства. Характеризуется неформальными отношениями между сотрудниками, отсутствием бюрократических правил, ростом количества производимых товаров и услуг.
2 этап – коллективизма. Характеризуется построением иерархии, осознанием сотрудниками целей организации, постепенное формирование системы коммуникаций.
3 этап – формализации – соблюдение и развитие правил и процедур контроля, преобладание формальных коммуникаций, бюрократизация управленческого аппарата, высшее руководство ориентировано на решение стратегических задач.
4 этап – совершенствования – усложнение структуры организации – децентрализация управления.
5 этап – упадок – ослабление организации, возрастание конфликтов, высокая текучесть кадров.
Законы организации второго уровня
Закон информированности – упорядоченности. Существуют различные определения термина «информация», в рамках теории организации целесообразно определить его как совокупность сведений, необходимых субъекту для достижения целей. С ростом организации увеличивается объем информации, с которой приходится работать руководству, в связи с чем в научной теории существуют различные критерии для дифференциации информации. Так например, можно выделить объективную (полученную из документов) и субъективную (полученную от людей) информацию; внутреннюю (касающуюся правил, коммуникаций, взаимоотношений внутри организации) и внешнюю (состояние экономики, культурной среды, нормативно-правовой базы, политики) информацию; можно дифференцировать информацию по отраслям: экономическая, правовая, научно-техническая, общественно-политическая и так далее. Не нужно доказывать, что для эффективной деятельности организации, формирования стратегии ее развития, прогнозирования возможных внутренних и внешних кризисов необходима непрерывная обработка различных видов информации. Именно в этом ракурсе и формируется закон информированности-упорядоченности.
Закон информированности-упорядоченности звучит следующим образом: в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения.
Закон единства анализа и синтеза. Рост или кризис организации предполагает, что количество элементов / структур / подразделений в организации либо увеличивается, либо сокращается. Для оптимизации деятельности, издержек необходимо найти оптимальное для данного этапа существования организации соотношение количества элементов и необходимых для выполнения функций. Здесь и возникает необходимость разделять или объединять элементы, функции, структуры организации.
Закон единства анализа и синтеза звучит следующим образом: каждая управляющая система стремится к наиболее эффективной функциональной и организационной структуре за счет постоянного циклического процесса анализа-синтеза.
Закон композиции и пропорциональности. В данном случае целесообразно говорить о мире в целом, где все стремится к некоторому состоянию гармонии – развитию недостаточных элементов и устранению избыточных. В этом контексте в организации используется термин «пропорциональность», который можно интерпретировать, во-первых, как соотношение между элементами, выражающее равенство, соответствие; во-вторых, как зависимость явлений, проявляющаяся в их обусловленности друг другом – прямая и обратная пропорциональность. Для гармоничного (на данный период времени) состояния организации необходимо обеспечить оптимальное количество элементов и их взаимосвязь.
Закон композиции и пропорциональности звучит следующим образом: функционирование всех без исключения организационных элементов в той или иной степени подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию и являются подцелями по отношению к ней.
В организации закон реализуется в следующих принципах:
• принцип планирования – в организации должен быть план развития;
• принцип координации – организация должна вносить изменения в деятельность своих структур, по мере появления новых обстоятельств во внутренней или внешней среде;
• принцип полноты – каждая организация должна выполнять необходимый набор функций, задействуя имеющиеся у нее средства либо привлекая средства посторонних организаций.
Способы упорядочивания элементов организации
Организация – совокупность взаимодействующих между собой элементов. Организация стремится к достижению некоторой цели, для чего необходимо обеспечить взаимодействие элементов между собой. От того как взаимодействуют элементы в организации зависит скорость и точность передачи решений, сотрудничество подразделений и в конечном счете эффективность ее деятельности. Именно поэтому в теории организации особое место уделяется способу расстановки элементов в организации и соответственно, способу их взаимодействия.Построение организационной структуры предполагает: группировку всех видов работ по выполняемым функциям, этапам производства, видам или качеству продукции, географическому положению; формирование соответствующих отделов; распределение ответственности между различными уровнями подразделений; формирование способов передачи информации и координации действий.
По способу упорядочивания элементов в организации выделяют механистические и органистические организационные структуры . Механистические структуры основаны на следующих принципах: каждый работник подчиняется только одному руководителю, существует единая программа руководства организацией, ответственность работника наделяется сферой его деятельности, существуют точные границы между линейным и функциональным руководством, полномочия и ответственность каждого руководителя закреплены в форме документа. Органистические структуры основаны на возможности принятия решения группой, внутри которой время от времени перераспределяются задачи каждого члена группы и ответственность, возможность внутри группы проявлять инициативу вне зависимости от занимаемой должности.
К механистическим организационным структурам относятся: линейно-функциональная структура, лигнейно – штабная, дивизиональная структуры.
К органистическим организационным структурам относятся: матричная, сетевая, виртуальная структуры.
Основа упорядочивания элементов организации - разделение труда:
горизонтальное - обособление этапов последовательно выполняемых работ (закупка сырья, производство товара, его реализация);
Вертикальное - распределение работ в организации по уровням иерархии.
Механизмы реализации горизонтального разделения труда:
• координация - согласованного функционирования частей организации;
• субординация - система подчинения нижестоящих уровней вышестоящим.
Механизмы реализации вертикального разделения труда:
• иерархия - расположение составных частей (элементов) организации – от высшего к низшему;
• группировка, организационное обособление схожих работ и их исполнителей.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙСТРУКТУРЫ
2.1. Общая характеристика предприятия
Компания «Синтез» предлагает услуги по производству и монтажу пластиковых окон ПВХ, светопрозрачных конструкций, ворот автоматических, вентилируемых фасадов.
За время работы фирмы «Синтез» нами были выполнены и успешно сданы объекты по остеклению различных зданий.
К ним относятся крупные фасадные витражи, входные группы, офисные перегородки, крышные системы с применением закаленного стекла и специальных систем профилей.
Компания предлагает пластиковые окна ПВХ, рольставни, балконы, мобильные перегородки, балконы купе в Санкт-Петербурге и области. В последние годы евроокна приобрели немалую популярность среди покупателей ведь преимущества пластиковых окон ПВХ перед обычными деревянными очевидны: долговечность, морозоустойчивость, износостойкость, привлекательный внешний вид. Все эти качества евроокон имеют не последнее значение в условиях сурового уральского климата.
Кроме того, производимые в настоящее время пластиковые окна нетоксичны, поскольку в их состав добавляются безопасные соединения. К сожалению, действительность такова, что выбрать качественные и надежные пластиковые окна в городе совсем не просто и дело здесь даже не в ограниченном выборе.
На сегодняшнем рынке достаточно много предприятий, занимающихся изготовлением и продажей пластиковых окон в Питере, реализацией в Северной Столице. Подводный камень заключается в том, что им не хватает профессиональных и квалифицированных рабочих.
По-настоящему грамотных и внимательных кадров как всегда не хватает. К счастью, в нашей компании «Синтез» нет такой нехватки, наши менеджеры помогут вам в выборе подходящих окон ПВХ, а также расскажут про офисные перегородки, фасады.
Преимущества нашей компании:
1. ООО «Синтез» предоставляет гарантию 10 лет на все изделия.
2. ООО «Синтез» работает с застройщиками без посредников. По договору подряда в счет оплаты получает квартиры в новых современных домах и реализует их, что позволяет конечному покупателю существенно экономить на услугах риэлторов. Более подробно об этом можно узнать здесь
3. ООО «Синтез» может осуществлять технологическое обслуживание конструкций, установленных е только нашими специалистами, но и сторонними организациями.
4. ООО «Синтез» проводит акции по снижению цен на свою продукцию в течение всего года. Подробнее здесь
5. ООО «Синтез» может подготовить проектную документацию с согласованием для объектов любого уровня сложности.
ООО «Синтез» - это самостоятельный хозяйствующий субъект, который учреждается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью", а также иными нормативно-правовыми актами, с целью осуществления хозяйственной деятельности для извлечения прибыли.
С момента регистрации ООО «Синтез» приобретает права юридического лица. ООО «Синтез» имеет следующие основные характеристики: