Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня наука, связанная с изучением конфликтов, имеет огромную актуальность. В России, как и в других странах посттоталитарного пространства, общество оказалось неподготовленным к такой важной проблеме, как "конфликт - феномен общественного развития". Ориентация на "бесконфликтное" развитие общества делала данную проблематику неперспективной. Это привело не только к ее фактическому исключению из сферы научного исследования, но и к тому, что в обществе не сформировались механизмы решения конфликтов.

В повседневном общении слово "конфликт" применяется по поводу широкого круга явлений - от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп к служебным либо семейным спорам, в проблемах каждой личности, сопровождающих ее в течение всей жизни.

Но мало кто знает истинное значение этого слова. Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus -столкновение. Почти в таком виде оно входит и в другие языки (conflict -английский, conflikt - немецкий, conflit - французский и др.).

Понятие конфликта сегодня не принадлежит какой-то одной определенной сфере знаний (науки) либо практики. Это социальный феномен, проникает во все сферы человеческого социума, поэтому его и начали изучать специалисты разных отраслей науки (психологи, социологи, менеджеры).

Объект исследования: конфликт.

Предмет исследования: межличностный конфликт и пути решения конфликтов.

Цель исследования: выявить характер зависимости эмоций от конфликтного поведения и найти пути преодоления конфликтов.

Задачи работы:

- рассмотреть теоретические аспекты управления поведением;

-провести анализ управления конфликтной ситуацией.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области менеджмента.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

1.1. Конфликт как явление и научное понятие


В научной литературе, в публицистике понятие "конфликт" трактуется неоднозначно. Есть множество определений сущности этого понятия. Так, в повседневной жизни понятие "конфликт" используется применительно широкого круга явлений - от вооруженных столкновений, противостояния разных социальных групп, межличностных разногласий до семейных несогласий.

Понятие конфликта начинает отделяться от понятия борьбы, приобретает конкретное содержание и описания, конфликт перестает быть абстрактным.

Объяснение причин конфликтов американскими авторами отличается от отечественного, что объясняется стилем жизни и менталитетом народа. Прежде всего, они отмечают следующие причины: взаимозависимость задач, отличие в целях, расхождение в представлениях и ценностях.

1. Возможность конфликта существует там, где один человек зависит от другого.

2. Вероятность конфликтов увеличивается с увеличением организации и распределением ее на подразделения. Это происходит из-за того, что специализированные подразделения сами формируют свои цели и стремятся уделить больше внимания достижению их, чем целей всей организации.

3. Вместо объективной оценки ситуации люди считают себя, свою точку зрения главными в решении любого вопроса.[4].

По мнению отечественных ученых, занимающихся психологией управления, конфликт - это явление межличностных и групповых отношений. Любой конфликт является стремлением одержать победу, создать идею, совершить поступок. Поэтому управленцы утверждают, что конфликт – это и своего рода возможный показатель неправильной управленческой деятельности [7; 8; 9].

Утвердилась стереотипное мнение, будто конфликт - это нечто очень плохое и вредное. Американская школа сформировала свое видение конфликта – когда люди негативно думают о конфликте, то ассоциируют его с агрессией, спорами, войнами. Поэтому и конфликты для них нечто нежелательное (Вербивска школа) [4].

Европейская "школа человеческих отношений" тоже считает, что конфликт - показатель неэффективной деятельности организации и плохого управления. По мнению ученых, доброжелательные взаимоотношения в организации могут предотвратить возникновение конфликтов.

Современные теоретики-менеджеры склонны полагать, что в эффективном управлении организациями, определенными конфликты не только возможны, но и может быть желательным.

Конфликт - это не всегда плохо или хорошо, это определенный показатель развития организации. Положительная роль конфликта заключается в его диагностике сущности - это помогает выявить "слабые места", "проблемные зоны", "болезненные вопросы" для оценки процессов организации и эффективности труда и тому подобное.


Но в этом случае желательно, быть категоричным, поскольку в коллективных конфликтов выделить необходимое и ненужное. Ненужный конфликт может происходить одновременно или по отдельности, так называемый непродуктивный конфликт команд (например, семья).

Среди причин конфликта целесообразно выделить психологические характеристики личности. Конфликтологи, практикующие психологии утверждают, что возникает конфликт, как правило, из-за психологических особенностей личности.

К основным характеристикам личности, определяющими тип ее поведения, относятся:

• природные свойства личности, ее индивидуально-психологические особенности;

• система потребностей, мотивов, интересов;

• внутреннее представление личности о себе, ее «Я» -образ.

Чему учит практика жизни? Она учит нас осознать, что причины конфликтов нужно изучать, знать о них как можно больше, чтобы предотвращать их. Среди причин конфликтов психологи предлагают различать такие как:

1. Симпатии и антипатии, психологическая несовместимость. Данный фактор может иметь серьезные последствия для любого коллектива. К этой группе причин можно отнести несовместимость индивидуальных психологических характеристик, существенные различия в потребностях, интересах, ценностных ориентациях, уровне культуры в целом.

2. Неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе (может быть вызвана образованием противостоящих группировок, а на предприятии действиями руководителя и т. д.).

3. Плохая психологическая коммуникация (когда люди не понимают, не учитывают намерения, состояния друг друга, не считаются с потребностями других)[6].

4. Различия в целях: конфликты, представляющие из себя реакцию на препятствия в достижении основных целей деятельности (к примеру, трудности в выполнении определенного задания, неправильное решение какой-либо производственной проблемы и т. д.);

5. Отличие основных и вторичных целей деятельности

6. Различия в целях.

7. Закрепление за личностью (или группой) определенного пространства и установлением ею контроля над этим пространством и объектами (предметами), находившимися в нем, - наличие групповой либо индивидуальной территориальности.

8. Личностное своеобразие членов коллектива. Имеются в виду такие личностные черты характера, как неумение контролировать свое эмоциональное состояние, низкий уровень самоуважения, агрессивность, повышенная тревожность, необщительность, чрезмерная принципиальность.


9. Несоответствие ролевой структуры и структуры власти - несоответствие прав и обязанностей, компетенции и ответственности, а также распределение власти в целом, содержащий формальное и неформальное лидерство и борьбу за него.

10. На состояние конфликтности также влияют демографические характеристики. Можно привести примеры конфликтов между старшими и молодежью, когда первые проявляют излишний консерватизм, а вторые не считаются с традициями, существовавшими ранее.

11. Недостаточная мотивация.

По данным Н. В. Гришиной, для женщин характерна тенденция к большей частоте конфликтов, связанных с их личностными потребностями, а мужчины более склонны к конфликтам, связанным непосредственно с самой деятельностью.

В научной и научно-практической конфликтологической литературе выделяют определенные подходы к классификации конфликтов.

По масштабу выделяют глобальные и частичные конфликты. Ученые, исследуя критерии классификации конфликтов, подают такой критерий, как отношение человека к конфликту. К примеру, возможно, такое разделение:

• конфликты, которые расцениваются как нежелательные - при этом появляется защитная позиция личности;

• конфликты, воспринимаются человеком, как необходимые - в таком случае человек ведет себя естественно, адекватно.

Так же конфликты можно классифицировать:

1. По причине:

а) конфликты, возникающие вследствие действий объективных факторов социальной ситуации; 

б) конфликты, возникающие в результате столкновения потребностей, мотивов, взглядов, поведения.

2. По содержанию: 

а) конфликты как деловые отношения; 

б) конфликты как личные интересы.

3. По значимости: 

а) конфликты, важные лишь для отдельных индивидов; 

б) конфликты, важные для отдельных индивидов, групп, слоев населения и тому подобное.

4. По типу решения:

 а) конфликты, приводящие к модификации с обеих конфликтующих сторон; 

б) конфликты, приводящие к уничтожению одной из сторон конфликта, ее позиций, стереотипов, установок; 

в) конфликты, которые привели к другой точке зрения обе конфликтующие стороны.

5. По форме проявления: 

а) конфликты того либо иного направления действия, поведения ("приближения - удаления", "приближения - приближения "," удаление - удаление ");

 б) конфликты того либо иного качества, интенсивности действия, поведения; 

в) конфликты, выражающиеся вербально либо - невербальными средствами (молчания, поза, взгляд при восприятии соперника); 


г) по типу структуры взаимоотношений - скрытые, открытые; 

д) по социальной формализации - конфликты официальные и неофициальные т.д.;

 е) конфликты "прав и обязанностей".

6. По конфликтующим сторонам:

1. Межиндивидуальные конфликты. 

2. Межгрупповыеконфликты (при этом выделяет следующие типы групп: а) группа интересов,

б) группа этно-национального характера,

в) группы по общности.

3. Конфликты между ассоциациями, партиями. 

4. Внутри имежличностные конфликты. 

5. Конфликты между секторами разделения труда.

6. Конфликты между государственными образованиями.

7. Конфликты между культурами и типами культур и тому подобное.

Рис.1. Виды конфликтов.

1.2. Психологические составляющие конфликта

Важными психологическими составляющими конфликтной ситуации является стремление сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т.е. те информационные модели конфликта, которые есть в каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте.

1. Мотивы сторон. При объяснении активности и направленности действий оппонентов в конфликте речь идет о мотивах, цели, интересы, ценности, потребности отдельных лиц, социальных групп, государств либо их сообществ. (рис. 2. и рис 3.).

Рис. 2. Система стремлений оппонентов, в конфликте (заявленных и открытых).

Рис. 3. Система стремлений оппонентов, в конфликте (скрытых мотивов).

Деятельности по основной движущей силой противника в конфликте является то, что ему нужно. Они являются предметом государства, созданная бедность, испытываемой противника в объектах (ресурсов, власти и духовных ценностей), необходимых для его существования и развития, являются источником его деятельности [10].

Потребность в безопасности, признании, идентичности, социального статуса и т.д. присущи в качестве индивидуальных и социальных групп, всего общества и государства. По словам Д. Бертона, только те организационные усилия, которые в полной мере способны удовлетворить основные потребности человека, могут привести к фактическому завершению конфликта. Анализ причин поведения сторон в конфликте показывает, что они сводятся к стремлению удовлетворить свои собственные интересы. Интересы противник знает о необходимости обеспечить свое внимание на предмет конфликта и вносит свой вклад в осуществление его конфликтного поведения. Близко к интересам оппонентов, и ценности, которые они могут защищать в конфликте. Это может быть универсальные ценности (например, подлинность суждения, идеи, решения справедливости), ценности, выраженные в определенном произведении искусства, а также личностные ценности (честь, достоинство, чувство собственного достоинства, и т.д.). Мотивы индивида, группы не происходит сами по себе и часто определяются ситуацией, условиями, в которых он находится. Большинство социальнодезорганизующих процессов, которые происходят в обществе, деформировать общественное сознание и изменения осуществляются потребностями, интересами, и, следовательно, через цели, действия и деятельности конкретных лиц или групп.