Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
2. Конфликтное поведение. Состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Этими действиями достигаются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегии и тактику. Среди основных принципов конфликтного противоборства выделяют: концентрацию сил; координацию сил; нанесения удара по наиболее уязвимому месту в расположении противника; экономию сил и времени и др.Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности по конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. (рис. 4).
Рис.4. Стратегии поведений в конфликте
Выделяют следующие виды тактики воздействия на оппонента.
1. Тактика поведения в конфликте. Стратегии в конфликте реализуются через различную тактику. Тактика (от греч.tasso - построить войска) - это совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Та же тактика может использоваться в рамках различных стратегий. Так, угроза либо давление, рассматриваемые как деструктивные действия, могут быть использованы в случае неготовности либо неспособности одной из сторон уступать далее определенных границ.
2.Тактика захвата и удержания объекта конфликта. Применяется в конфликтах, где объект материален. Это могут быть как межличностные конфликты (самовольное заселение в квартиру, к примеру), так и межгрупповые и межгосударственные. Для конфликтов между группами и государствами такая тактика зачастую является сложной, и в нее входит ряд этапов деятельности, которая включает политические, военные, экономические и другие средства.
3. Тактика физического насилия (ущерба). Применяются такие приемы, как уничтожение материальных ценностей, физическое воздействие, нанесение телесных повреждений (до убийства), блокирование чужой деятельности, задачи боли и т. П.
4. Тактика психологического насилия вызывает у оппонента обиду, задевает самолюбие, достоинство и честь ее проявления: оскорбление, оскорбительные жесты, грубость, негативная личностная оценка, клевета, дискриминационные меры, дезинформация, унижение, обман, жесткий контроль за поведением и деятельностью. Часто (более 40% случаев) применяется в межличностных конфликтах.
5. Тактика давления предъявление требований, приказов, указаний, угрозы, вплоть до ультиматума, шантаж, предъявление компромата. В конфликтах по вертикали применяется в 70% ситуаций.
6. Тактика демонстративных действий применяется с целью привлечения внимания окружающих к своей личности. Это могут быть заведомо неудачная попытка самоубийства, публичные высказывания и жалобы на состояние здоровья, обязательства, невыход на работу, протесты (перекрытие железнодорожных путей, бессрочные голодовки, автомагистралей, использование транспарантов, лозунгов, плакатов и т. д.).
7. Тактика санкционирования. Влияние на оппонента выражается с помощью взысканий, увеличения рабочей нагрузки, наложений запретов, установление блокад, невыполнение распоряжений под любым предлогом, открытый отказ от выполнения распоряжений.
8. Тактика коалиций. Целью данной тактики является усиление своего ранга в конфликте. Выражается она в образовании союзов, привлечении общественности, друзей, родственников, увеличении группы поддержки за счет руководителей, обращениях в СМИ и различные органы власти. Используется в более чем 30% конфликтов[3].
9. Тактика фиксации своей позиции - тактика, которая наиболее часто применяется (75-80% конфликтов). Основывается на использовании фактов, логики для подтверждения правильности своей позиции. Этокритика, убеждение, просьбы, выдвижение предложений и т. д.
10. Тактика дружелюбия. Данная тактика включает корректное обращение, демонстрацию готовности решать проблему, подчеркивание общего, предоставление необходимой информации, оказание услуги, извинение, предложение помощи, поощрение.
11. Тактика соглашений предусматривает взаимный обмен какими либо благами, извинениями, обещаниями, уступками.
Тактики бывают твердыми, нейтральными и мягкими (рис. 5). В конфликтах применения тактик обычно идет от мягких до более твердых.
Рис. 5. Основные тактики воздействия на оппонента в конфликте.
Разумеется, бывает и резкое, неожиданное применение жестких приемов к оппоненту (к примеру, внезапное нападение или начало войны). Помимо этого, выделяются рациональные (санкционирование, фиксация своей позиции, дружелюбие) и иррациональные (психологическое насилие, давление) тактики (Дж. Бакстер, Т. Фабло, Л. Перл).
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИТУАЦИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА
2.1. Анализ конфликтных ситуаций
Пьеса «Наталка-Полтавка»
Проблема - влияния социального неравенства на заключение брака.
Участники конфликта:
-Наталья;
-Пётр;
-Мать Натальи;
-Возний.
Скрытые участники конфликта:
-Выборной;
-Москвичь,
друг Петра и другие второстепенные действующие лица.
Обьект-право быть человеком Наталки.
Предмет - попытки матери выдать Наталью замуж за Возного.
Конфликтная ситуация-мать готовится выдать замуж Наталью за Возного, а Петр в это время возвращается в село с заработков.
Инцидент: Наталья отказывается выйти замуж за Возного
Методы диагностики:
1) определение видимых участников конфликта -Наталка, Петр , мать, Возный;
2) выявление других участников и тех, чьи интересы задеты выборной, Москвичь, друг Петра,
3) изучение «биографии» конфликта -Наталка и Петр давно любят друг друга, а мать, несмотря на это, хочет отдать дочь замуж за старого, богатого нелюбимого
4) выяснение позиций участников конфликта- мать и Возный выступают за женитьбу ради денег, а Наталья и Петр - отстаивают свою любовь и выступают против брака с нелюбимым
5) определение причин конфликта - плохое материальное положение семьи Натальи, бедность и безродность Петра, стремление Возного жениться без согласия невесты
6) определение намерений сторон:
-мать - выдать Наталью замуж и поправить таким образом материальное положение;
-Возний – жениться на молодой красивой девушке несмотря ее сопротивление;
-Наталка -избежать бракосочетания с нелюбимым, выйти замуж за любимого Петра;
-Пётр - предотвратить неравный брак без любви Натальи с Вознего, спасти ее от него и гнева матери, жениться на ней
7) Проведение переговоров, медиатором в которых выступает Москвич и которые завершаются свадьбой Натальи и Петра
8) решения другими методами - побег Натальи с Петром, который мог бы привести к негативным результатам.
Решение конфликта-стороны договорились о уместности свадьбы Натальи и Петра.
Следующий пример рассмотрен на рассказе«Баба Параска и баба Пелагея»)
Отрывок: «Раз мой рябой поросенок влез в Соловья город, а меня тогда, на беду, не было дома. Прихожу я домой - смотрю, а мой поросенок висит на заборе, привязанный за задние ноги и копытами карабкается о хворост. Я -доего, а Соловьиха уже и выбежала из дома на порог. Как рот откроет, как покажет железные зубы! «И такая-сякая, хотя б твоего поросенка волки съели, и чтоб ты вечера не дождалась, как твой поросенок поел мою цибулю». А бей тебя гром! Еще не слышала, сколько живу на свете, чтобы свиньи лук ели! Посмотрела я на свой огород, а мой лук -когда бы тебе стебель: чисто весь вырвала Соловьиха, уже и жидам продала. Я бросилась к ней, а она стоит на пороге и шипит, как змея: «Ой, злая я, злая! НЕ подступай, потому голову провалю кочергой, и в Сибирь пойду: и я пропаду, но и ты пропадешь!» И Чур тебе, и пек тебе, осиная тебе тебя и твоего отца, с твоим луком! НЕ выдержала же я, пошла к попу и действительно все чисто рассказывала о Соловьихе. От того времени, когда выйду на огород к колодцу за водой, она уже и выбегает на порог, уже и кричит: «Попова сучка! на, эту-эту! Гуджа! КСС, КСС! Гуджа! попова сучка!» Сама она попова сучка, а как побьет Соловей, то она сейчас и бежит к попу жаловаться. И сестра его была такая ведьма, как и она. Разве не знаем, как Василий Лобан поймал ее ночью под коровой и живьем выколол глаз железкой? И тетка ее была ведьма, и завод их так плох; и сам муж ее вор! ...»
ФОРМУЛА КОНФЛИКТА выглядит так:
Конфликт = проблема + конфликтная ситуация + инцидент + участники конфликта.
Проблема: испорченные соседские отношения, вражда.
Объект: домашнее хозяйство, огород.
Предмет: нанесение вреда домашнему хозяйству, огороду.
Конфликтная ситуация предусматривает постоянную готовность сторон вступить в конфликт.
Инцидент: поросенок Прасковьи съел лук на огороде в Пелагеи Соловьихи.
Участники конфликта: основные - баба Параска и баба Пелагея, которые враждуют между собой.
Группы поддержки -их семьи.
Методы диагностики:
1) определение видимых участников конфликта баба Параска и баба Пелагея
2) выявление других участников и тех, чьи интересы задеты -родичи бабы Параски и бабы Пелагеи,
3) изучение «биографии конфликта -начало конфликта уже забыто,
4) выяснение позиций участников конфликта -непримиримая вражда, когда каждая сторона считает себя правой, а другую - своим врагом
5) определение причин конфликта -плохой характер и невоспитанность каждой из участниц
6) определение намерений сторон -Нанесение как можно большего вреда друг другу, задача негативных эмоций,
7) проведение переговоров, медиатором в которых выступает поп и местные власти
8) решения другими методами -расселение враждующих сторон.
Общая характеристика конфликта: Нереалистичный эмоциональный деструктивный конфликт с ярко выраженным образом врага, сопровождается сильными и неконтролируемыми негативными эмоциями по отношению к противоположной стороне. Конфликт типа «Я -хороший, ты –плохой», перманентное напряжение, недоразумения, дискомфорт существуют постоянно и независимо от ситуации. Это проявляется в постоянной готовности к ссоре и желании нанесения вреда другой стороне. Сопровождается эскалацией конфликтогенов.
Прогноз решения: отрицательный. Возможно при условии, если одна из сторон сознательно пойдет на уступки ради сохранения мира или со смертью одной из участниц. Ни одна из сторон не согласится на рационализацию конфликта и не пойдет первой на примирение.
Возможный путь решения конфликта -изоляция враждующих сторон друг от друга путем переселения в другое место
2.2. Рекомендации по предупреждению и разрешению конфликтов
Управление конфликтами предполагает не только регулирование уже существующего конфликта, но и организация условий для его профилактики. Кроме того, наибольшее значение из двух задач управления является профилактика. Очевидно, что правильно организованная работа по предотвращению конфликтов предусматривает сокращение их числа и исключает возможность разрушительного конфликта.[1]
Вся деятельность по предотвращению конфликтов является одной из конкретных выражений человеческой способности к обобщению существующих теоретических и эмпирических данных, и на этой основе прогнозировать, предсказывать будущее, расширяя, таким образом, площадь известного к неизвестному. Человеческий потенциал имеет особое значение в управлении. Справедливо говорит о том, что руководить - значит предвидеть.
В конфликтной ситуации можно находиться очень долго, свыкнуться с ней как с неизбежным злом. Но мы не должны забывать, что рано или поздно определенный набор обстоятельств, случай, который обязательно приведет к открытой конфронтации между сторонами, чтобы продемонстрировать взаимоисключающие позиции.
Конфликтная ситуация - необходимое условие для возникновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт, в динамику, необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.
Случается так, что в некоторых случаях, разрешение конфликтов протекает достаточно профессионально, а в других, что бывает чаще, - непрофессионально, неграмотно с плохими результатами часто для всех сторон конфликта, где нет победителей, а только проигравшие.[2]
Существует несколько этапов по предотвращению конфликтов.
На первом этапе, проблема описана в общих чертах. Если, например, речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то не “тянет лямку” вместе со всеми, то проблему можно отобразить как “распределение нагрузки”. Если произошел конфликт из-за отсутствия доверия между личностью и группой, то проблема может быть выражена как «связь». На данном этапе важно определить характер конфликта, и не важно, что он не в полной мере отражает суть проблемы. Не определить проблему в виде двойных противоположностей не выбирают "да или нет", то целесообразно оставить возможность нахождения новых и инновационных решений.
На втором определяют главные стороны конфликта. Список может состоять из лиц или целых команд, отделов, групп, организаций. В той степени, что люди, вовлеченные в конфликт, имеют общие потребности в связи с этим конфликтом, возможно, объединить их вместе. Также возможно, смерть группы и отдельных категорий.[3]