Файл: Выбор стиля руководства в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы формирования стиля руководства в организации

1.1. Понятие стиль руководства и факторы формирования

1.2. Классификация стилей руководства

1.3. Тенденции выбора стиля руководства при рыночном управлении компанией

2. Анализ стиля управления, применяемого в обществе с ограниченной ответственностью «Рекламно-производственная компания «Вилена»

2.1. Характеристика общества с ограниченной ответственностью «Рекламно-производственная компания «Вилена»

2.2. Должностные лица организации

2.3. Стиль руководства общества с ограниченной ответственностью «Рекламно-производственная компания «Вилена»

3. Рекомендации по совершенствованию и повышению стиля руководства общества с ограниченной ответственностью «Рекламно-производственная компания «Вилена»

3.1 Формирование стиля руководства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы «Выбор стиля руководства организации». По моему мнению, эта тема очень актуальна в наше время. Стиль руководства, зачастую, определяет результаты деятельности организации. Существуют множество примеров того, как сильный руководитель, выбрав правильный стиль руководства, приводит отстающий коллектив к пробуждению своих способностей и тем самым улучшает ситуацию в организации. Также можно поступить, наоборот, при выборе неудачного стиля руководства организации можно погубить эффективность коллектива.

В данной работе рассматривается структура стиля управления организацией, разбираются несколько типов руководства, а именно авторитарный, демократический и либеральный, приведем плюсы и минусы, данных стилей.

На примере взятой организации, общества с ограниченной ответственностью «Рекламно-производственная компания «Вилена», проанализировав её характеристики, определим стиль руководства и постараемся дать рекомендации по улучшению стиля и увеличению эффективности труда и отношений между начальником и подчиненным.

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Рекламно-производственная компания «Вилена».

Предметом исследования - стиль руководства, применяемый директором вышеназванной организации.

Целью работы является определение стиля руководства организации, помогающий эффективной работе организации общества с ограниченной ответственностью «Рекламно-производственная компания «Вилена».

Для написания данной курсовой работы ставятся следующие задачи:

- Рассмотреть составляющие менеджмента;

- Охарактеризовать объект исследования;

- Проанализировать стиль руководства данной фирмой;

- Предложить некоторые рекомендации по улучшению данного стиля руководства.

В написании курсовой работы использовались труды таких авторов, как Барков С.А., Веснин В.Р., Кнорринг В.И., Коротков Э.М. и других.

Курсовая работа состоит из введения, теоретических основ формирования стиля руководства в организации, понятия руководства, классификации стилей руководства, тенденций стилей руководства, анализ стиля руководства на примере общества с ограниченной ответственностью «Рекламно-производственная компания «Вилена» и рекомендаций по совершенствованию и повышению стиля руководства.


1. Теоретические основы формирования стиля руководства в организации

1.1. Понятие стиль руководства и факторы формирования

Для результативного управления руководителю, менеджеру нужно иметь представление о передовых классификациях стилей лидерства и управления, различных возможных моделях поведения руководителя. Составление и функционирование, как формальной структуры организации, так и неформальной, социально-психологической, структуры рабочей группы, коллектива непосредственно связаны с выдвижением руководителей в организации (ее подразделениях) и лидеров в небольших группах и в целом в коллективе.

Руководитель - это официальное лицо, облеченное властными полномочиями в организации и связанное с организацией основной работы группы.

Стиль руководства (управления) - «Устойчивая система средств, способов и форм взаимодействия руководителя с коллективом организации направленная на выполнение миссии организации и определяемая объективными субъективными причинами протекания управленческого процесса»[1], другими словами, это обычный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения установленной задачи.

Стиль руководства - явление индивидуальное, отображается специфическими характеристиками личности, отражает особенности работы с людьми, технологию принятия решений.

Лидер - человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений.

Лидерство - преобладание одних членов группы над другими[2].

Лидерство - это психическая черта поведения разных членов группы, а руководство - это общественная черта отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения рассредотачивания ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как правовой процесс[3].

Таблица 1. Отличие руководства от лидерства

Руководство

Лидерство

1. Официально регулирует отношения группы

1. Регулирует межличностные отношения в группе

2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды

2. Является элементом макросреды (как малая группа)

3. Целенаправленный процесс осуществляется под контролем

3. Возникает стихийно

4. Стабильность

4. Зависимость от настроения группы

5. Более определено санкциями

5. Менее определено санкциями

6. Процесс принятия решений не связан с группой и зависит от ряда обстоятельств

6. Решения принимают непосредственно по деятельности группы

7. Сфера деятельности руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

7. Сфера деятельности лидера - в основном малая группа


Можно отметить основные факторы, характеризующие манеру руководителя[4]:

  1. Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личностных качеств, нравственности, характера, темперамента и прочее;
  2. Специфичность системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;
  3. Окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и тому подобное[5].

Этим образом, возможно, сказать что, каждая организация дает собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Любой управляющий - это уникальнейшая личность, обладающая целым рядом возможностей. Любой руководитель считается создателем такого стиля управления, который он использует на практике.

1.2. Классификация стилей руководства

Базу для классификации стилей руководства или же стилей поведения дали теории, базирующиеся на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность ориентируется не столько личностными качествами начальника, а сколько его стилем поведения по отношению к подчиненным. Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947) провел серию опытов, на базе коих подчеркнул три, ставших традиционными, манеры управления:

- авторитарный (или же автократический, или же директивный, или жедиктаторский);

- демократический (или же коллегиальный);

- попустительский (или же либерально-анархический, или же нейтральный) [6].

Авторитарный стиль управления:

Авторитарный или же административный стиль управления характеризуется лишней централизацией власти начальника, ставка на администрирование и неограниченность.

Руководитель организации единолично принимает решения, не давая способности на инициативу, категоричен, резок, всякий раз командует, никогда не просит.

Особенности манеры руководства:

Преобладающие способы управления - приказы, распоряжения, выговоры, угрозы, лишение льгот. Интересы и просьбы сотрудников во внимание не принимаются.

В общении с людьми доминирует четкий язык, неприветливый тон, резкость, нетактичность, в том числе и дерзость.

Интересы дела ставятся значительно повыше интересов людей.


Свойственны догматизм и стереотипность заключения.

Недостатки манеры руководства:

- высокая возможность ошибочных решений;

- угнетение инициативы, творчества подчиненных, замедление инноваций, застой, пассивность сотрудников;

- неудовлетворенность людей собственной работой, собственным положением в коллективе;

- неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает завышенную психологически-стрессовую нагрузку, вредоносен для психологического и физиологического здоровья[7].

Данная манера руководства может быть действенной нередко только лишь в критических обстановках (аварии, боевые военные действия и т.п.).

Демократический стиль управления:

Демократический стиль управления - устремление менеджера к решению вопросов коллегиально, постоянное информирование подчиненных.

Руководителю свойственна вежливость, доброжелательность, доверие. Он требователен, но справедлив.

Демократический стиль считается более действенной, например, так он гарантирует высшую возможность правильных взвешенных заключений, высочайшие производственные итоги работы, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, подходящий психологический климат и единство коллектива. Данный стиль управления подразумевает взаимодействие на базе доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в этом случае как раз как один из членов группы; любой работник имеет возможность формулировать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой имеет возможность передаваться от одного участника другому. При этом всякими способами стимулируется инициатива со стороны подчиненных, в коллективе формируется подходящий психологический климат[8].

Есть две разновидности демократического стиля управления:

Партисипативная или же совещательная манера руководства подразумевает, что основная масса проблем, вставших перед коллективом, обсуждается вместе. Руководитель, сообщаясь с подчиненными, не показывает собственного преимущества и правильно реагирует на критику. За результаты принятых заключений ответственность не перекладывается на подчиненных[9].

Консультативный или же участвующий стиль руководства подразумевает наибольшее вовлечение коллектива работников в принятие решений и контроль за их внедрения. Абсолютное доверие собственным сотрудникам. Руководитель ведет себя в представленном случае как один из членов коллектива. Ответственность за неудовлетворительную работу руководитель разделяет со своими подчиненными[10].


Либеральный стиль руководства организацией:

Либеральный стиль руководства выделяется отсутствием личной инициативы у руководителя и нежеланием брать на себя ответственность за управленческие решения, тем более, связанные с конкретным риском. Сотрудникам представлена абсолютная самостоятельность, начальник пассивен, готов отменить решение в угоду коллектива.

Становление руководителя-либерала может объясняться многими причинами. По характеру такие руководители люди нерешительные, доброжелательные, боящиеся раздоров и конфликтов. Они недооценивают значительную деятельность коллектива и то, что коллектив нуждается в них. Но может оказаться, что это высоко творческая личность, захваченная какой-то сферой своих интересов, но лишенная организаторского таланта. По этой причине обязанности руководителя оказываются для данного руководителя очень трудными[11].

Главные способы воздействия - уговоры и просьбы.

Этот стиль легко трансформировать в бюрократический.

1.3. Тенденции выбора стиля руководства при рыночном управлении компанией

По словам Ф. Тейлора, «управлять - это означает знать точно, что предстоит сделать и как это устроить самым лучшим и дешёвым способом»[12].

Руководителю непросто выбрать манеру руководства, удовлетворяющую всех членов подчиненного ему коллектива. Стиль работы формируется интуитивно и постепенно, пока же не определится совокупность способов общения с подчиненными и влияния на них, позволяющих находить более действенное и верное решение[13].

На формировании манеры управления воздействует еще степень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и определенные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом - в других)[14].

Для воплощения контроля руководителем над ситуацией определяют следующие три переменные.

Отношения руководителя с подчиненными. Представленная переменная отображает степень помощи, уважения и доверительности, испытываемых и проявляемых подчиненными по отношению к руководителю[15].