Файл: Классификация ассортимента, анализ потребительских свойств и основы производства товара (Теоретические основы ассортимента, потребительских свойств продукции).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы ассортимента, потребительских свойств продукции
1.1 Сущность понятия ассортимент, потребительские свойства
1.2 Методы оценки ассортимента, анализа потребительских свойств
2. Оценка ассортимента, анализ потребительских свойств и основы производства товара на примере
2.1 Описание предприятия, классификация его ассортимента
2.2 Анализ потребительских свойств и основы производства товара
Введение
Одной из важнейших проблем, периодически возникающих при управлении запасами и продажами практически всех товаров является необходимость формирования соответствующего ассортимента, потребительских свойств прежде всего обеспечивающего производителю- получение прибыли. Однако заранее точный объем спроса практически всегда неизвестен. Поэтому экономические результаты торгово-производственной деятельности имеют случайный характер, негативным образом влияющий на текущую и перспективную деятельность любого предприятия, связанного с продвижением и реализацией продукции.
Это явление особенно ярко проявляется во время кризисных процессов, столь характерных для нашей страны. Например, российские производители, в 2014 году столкнулись с кризисом, когда в ожидании роста продаж они значительно увеличили объемы выпуска продукции, однако оказалось, что это не соответствовало фактическому поведению потребителей. В результате продукция оказалась невостребованной, склады переполненными, а многим субъектам рынка был нанесен чувствительный ущерб [8, с. 102].
В современных условиях конкуренции рынок определяет необходимый ему ассортимент, поэтому задача предприятия – удовлетворить спрос лучше и эффективнее, чем конкуренты. При неоптимальной структуре ассортимента и потребительских свойств происходит снижение как потенциального, так и реального уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и, как следствие, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия. Поэтому формирование оптимального ассортимента, способствующего оптимизации прибыли, сохранению желаемой прибыли на длительный период времени, очень актуально для предприятий, стремящихся быть конкурентоспособными [1, с. 67].
Цель работы – исследование классификации ассортимента, анализ потребительских свойств и основы производства товара.
Для достижения поставленной цели были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы ассортимента, потребительских свойств продукции;
- провести оценкуассортимента, анализ потребительских свойств и основы производства товара на примере спортивного питания.
Объектом исследования является - "GENETICLAB NUTRITION".
Предметом исследования является оптимизация ассортиментной политики предприятия, с целью получения дополнительной прибыли.
1. Теоретические основы ассортимента, потребительских свойств продукции
1.1 Сущность понятия ассортимент, потребительские свойства
Множество товаров, которые представлены на рынке, а также классифицированы с помощью признака потребительского назначения или производственного происхождения называют ассортиментом.
Ассортимент может отражать различия, которые существуют между услугами и товарами. Ассортимент является логическим распределением любого множества, образованного по различным признакам, на категории различного уровня или на отдельные звенья. Кроме ассортимента товаров, также бывает ассортимент услуг, ассортимент идей и т.д[1].
Слово «ассортимент» является словом французского происхождения.
Каждый автор трактует его по-своему. Например, значение слова ассортимент согласно Сурай Н.М. «Ассортимент является набором различных сортов и видов товара в каком-либо торговом учреждении либо набором изделий на производственной организации». Значение слова ассортимент по Ожегову: ассортимент является наличием, подбором каких-либо товаров, предметов либо их сортов. Попов Е.В. определяет значение слова ассортимент как, перечень продаваемых товаров в магазине, составляемых по сортам, типам, видам, размерам и торговым маркам[2].
Значение слова ассортимент по Артемьевой О.А. «Ассортимент является набором товаров, которые объединены по какому-то одному или нескольким признакам. Значение слова ассортимент по Виноградовой: ассортимент является отражением межотраслевых и отраслевых пропорций, которые находятся в составе товарного предложения»[3].
Ассортиментная политика фирмы включает:
Ассортиментная политика - это формирование ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Обычно ассортиментная политика преследует долгосрочные цели.
Сама по себе ассортиментная политика не будет постоянной.
Основные задачи политики ассортимента:
В целом ассортиментная политика применяемая в розничных ТП (торговых предприятиях) меняется от внешних факторов (экономических, социальных специфических, демографических и т.д.
Экономический фактор подразумевает, доходны населения именно денежные, а также как они распределяют свои заработанные деньги, учитывается розница цен, правильное соотношение всей группы товаров. Также нужно учитывать степень всего обеспечения населения всеми предметами, которые использую много кратно.
Социальный фактор подразумевает отношение не только социальной, но и профессиональной структуре населения, которое попадает под обслуживание; уровень образования людей и культурное развитие, а еще праздники и мода.
Демографический фактор подразумевает изменение численности всего населения и состава относительно пола, возраста и места проживания; учитывается размер всей семьи.
Специфические факторы предназначены оказывать разные значения, которые могут повлиять на политику ассортимента в каждом магазине, где всё будет зависеть от размера магазина и его типа. Специализация и техническая оснащённость, правильные условия товароснабжения, тут важно понимать: наличие стабильности, отдалённости, вида и поставщика, количество состава отвечает за обслуживание населения, а также транспортные условия и возможно наличие других розничных магазинов, расположенных в зоне данного магазина.
Проведение необходимой ассортиментной политики, серьёзно требует принять те решения, где не только будет идти речь о включении каких-либо новых товаров, нужно подумать какие товары нужно будет убрать. Фирмы изготовители, а также поставщики товаров стремятся постоянно обновлять свою номенклатуру продукции, где основная цель будет стремиться получить необходимые новые прибыли. Учитывая, что ассортимент является частью стратегией розницы и серьёзным оружием в конкуренции, то, скорее всего, будет непрерывное и динамическое серьёзное изменение. Зачастую необходимость исключения определённого товара из ассортимента совершенно очевидна.
Для того, чтобы эффективно реализовать ассортиментную политику нужно принять соответствующее решение, цель которого не только внесения решений о включении всех товаров в перечень ассортимента, но и необходимое снятие товаров с витрин продаж[4].
Потребность в предмете определяется его способностью удовлетворять те или иные нужды. Полезные параметры, которые возникают во время производства и эксплуатации, определяют потребительские свойства товарного изделия. Данное понятие также используется в маркетинге и является ключевым в процессе определения качества продукта и необходимости его усовершенствования.
Собственно, под потребительским свойством подразумевается характеристика, которая раскрывается во время эксплуатации или потребления и, соответственно, используется для удовлетворения нужд. При этом следует подчеркнуть, что имеются в виду не только чисто физические, материальные нужды, но также и культурные потребности. Не следует воспринимать потребительские свойства как монолитную величину.
В большинстве случаев они состоят из большого количества характеристик, которые проявляются в комплексе и влияют на функциональность того или иного предмета. В современном маркетинге потребительские параметры строго определены и классифицированы. В основном их можно разделить на две группы.
Это характеристики:
Продовольственных предметов.
Непродовольственных изделий.
Не все характеристики можно отнести в категорию потребительских. К примеру, транспортабельность не входит в данный перечень. Совокупность потребительских свойств, характерных для того или иного предмета, определяет его качество. Под этим термином подразумевается показатель изделия, характеризующий степень его пригодности для удовлетворения потребностей, определенных его назначением.
Следующие показатели используются для определения качества предмета: Характеристики, которыми определяется его назначение. В данном случае имеется в виду то, насколько товар справляется с возложенными на него функциями.
Надежность. Под данным понятием подразумевается возможность изделия выполнять свои функции на протяжении определенного промежутка времени (срока годности), без дополнительных доработок и изменений, а также без проведения ремонтных работ.
Сертификация. Соответствие параметров и характеристик товара стандартам, установленным государственными ведомствами. Потребитель оценивает качество предмета в соответствии с тем, насколько его реальные потребительские характеристики согласовываются с функциональным предназначением. Происходит это в процессе эксплуатации.
1.2 Методы оценки ассортимента, анализа потребительских свойств
Один из важнейших маркетинговых инструментов в борьбе с конкурентами является - ассортиментная политика компании. Ассортимент, как составляющая бренда, призван поддерживать единство его восприятия потребителями, и отражать его ценности. Поэтому ассортиментная политика опирается именно на ценности бренда и стратегию компании. Однако в современных условиях рынка ассортимент напрямую зависит от пожеланий и нужд потребителей, и только его соответствие ожиданиям клиентов может обеспечить компании стабильное положение на рынке. Поэтому так важна для компании своевременная оценка ассортимента.
Оценка ассортимента помогает оптимизировать ассортиментный портфель компании, воздействовать на сбыт товаров и повышать прибыль. Если оценка ассортимента проводится нерегулярно или не проводится вообще, компания имеет несбалансированную структуру ассортимента, теряет прибыль и позиции на рынке, а соответственно – и финансовую устойчивость[5].
Итак, оценка ассортимента - это комплексный анализ ассортимента по ряду показателей с применением специальных методов, в результате которого торговое предприятие получает возможность изменять ассортимент и оптимизировать его, максимально удовлетворяя потребительский спрос.
Алгоритм анализа ассортимента:
Получив нужные данные для оптимизации ассортимента, нужно начать искать способы улучшения товарной линейки с целью повышения прибыльности.
Дрёмовой Н.Б. с соавторами в изложена концепция исследований ассортимента, состоящая из четырех этапов.
На первом этапе исследований в соответствии с концепцией осуществляют выбор ассортимента JIC, изучают возможные аспекты применения товаров, анализируются основные производители, поставщики и т.д.
Основным методом изучения чаще всего является контент-анализ – это формализованный метод количественного анализа документов, позволяющий получить детальное представление о выбранной группе товара[6].
В качестве основных документов используются реестры, регистры, монографии, справочники и другая литература. Использование для анализа реестров на несколько лет позволяет получить характеристику выбранного ассортимента в ретроспективе.
На втором этапе в соответствии с концепцией из реестра выбираются сведения по каждому товару выбранной группы.
Затем на третьем этапе проводят анализ по следующим направлениям:
1) определяют число товаров, данные определяют в абсолютных показателях;
2) рассчитывают абсолютные и относительные показатели соотношения товаров на рынке;
3) проводят анализ по странам и фирмам производителям;
4) анализируют виды товаров; данные определяются как в абсолютных, так и в относительных показателях.
Для наглядности все результаты анализа представляют в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков. Проведенный анализ позволяет получить полную характеристику ассортимента.
На четвертом этапе проводят сравнение полученных результатов и рассчитывают основные маркетинговые характеристики ассортимента.