Файл: Формы государственного устройства (Форма государства и форма государственного устройства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Исторически сложилось так, что вопросы, которые связаны с властью государства, всегда вызывали большой общественный интерес. Они актуальны и в условиях современности: на них замыкаются сложные отношения парламентских и президентских структур, проблемы федерализма, издержки непродуманной приватизации, политика налогообложения, разгул преступности, издержки непродуманной приватизации, острые проблемы невыплат пенсий и заработных плат, а также многое другое.

Население, территория, власть представляют из себя содержательные особенности каждого государства. Однако они весьма значительно отличаются друг от друга по характерным признакам собственной внутренней организации, что отражается в понятии «форма государства».

Анализируя форму Российского государства, в первую очередь, необходимо иметь в виду, что отечественное общество и государства, утверждая федеративную структуру государства, должны исследовать федеративное устройства не в качестве самоцели, а как средство более эффективного управления государством. Другими словами, не федеративный принцип ради самого федеративного принципа, а федерация для обеспечения социально-экономического прогресса.

Принцип федерализма, несомненно, очень важен для интеграции Российской Федерации в область международных правоотношений и мировую систему праву, отличающегося не только собственными масштабами, но и разнообразием признаков, свойственных лишь нашему государству: национальных, экономических, исторических, идеологических, социально-политических.

Объект исследования – общественные отношения, связанные с формой государственного устройства.

Предмет исследования – особенности формы государственного устройства.

Цель данной работы – комплексное исследование формы государственного устройства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)изучить понятие и особенности формы государства;

2) рассмотреть форму государственного устройства как элемент формы государства;

3)исследовать понятие и признаки унитарного государства;

4) изучить виды унитарных государств;

5) рассмотреть понятие, признаки и виды федеративных государств;

6) исследовать Российскую Федерацию как федеративное государство.

При написании работы применялись как общенаучные методы (системный анализ, восхождение от абстрактного к конкретному и др.), так и специальные юридические (сравнительный, моделирования, структурно-функциональный и т.д.).


Структура данной работы весьма традиционна. Она состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.

Глава 1.Форма государства и форма государственного устройства

1.1.Понятие и особенности формы государства

Характерные признаки государства, изначально выраженные в его предпосылках, в ходе исторического развития переход в форму государства.

Форма государства – это устройство, заключающееся в характере политических правоотношений между людьми, между государством и гражданами, между гражданами и государством и в процессе управления ими, в способах организации высших органов власти государства и административно-территориальном делении страны.

Категория «форма государства» отчетливо показывает признаки внутренней организации государства, процедуру формирования и структуру органов власти государства, отличительные особенности их территориальной самостоятельности, характер правоотношений друг с другом и с населением, а также методы, применяемые ими для осуществления управленческой и организующей деятельности. Другими словами, форма государства – это устройства власти государства и ее организация[1].

Форма государства включает в себя три структурных элемента:

— формы правления;

— формы государственного устройства;

— политического режима.

Изучение разных аспектов формы государства обладает важным значением в теории и на практике. Небольшие просчеты и ошибки в разрешении данных жизненных вопросов чреваты острыми конфликтами в политической сфере, тяжелыми материальными и моральными потерями.[2]

В разных странах государственные формы обладают собственными отличительными особенностями, которые по мере развития общества наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимодействии и взаимосвязи.

Формой государства признается организация власти государства, методы ее практического осуществления и устройство ее территории, отражающие характерные признаки развития государства, состояние ее демократии, а также культур граждан, то есть форма государства никогда не оставалась и не остается раз и навсегда неизменной, установленной. Под воздействием большинства социально-экономических, идеологических и политических факторов она всегда находится в постоянном развитии[3].


За всю историю развития государства и права высказывались разнообразные суждения по вопросам о формах государства. Были предложены разные подходы к решению данной проблемы. Еще в Древнем Риме и Древней Греции правоведы и философы высказывали самые разнообразные, а в определенных случаях и довольно противоречивые мнения в связи с тем, что необходимо понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга.[4]
В последние годы в российской научной литературе была предложена новая классификация форм государства:

1.Единовластная (монократическая) форма государства. Основным для подобной формы признается принцип единовластия. Полнота власти государства может находиться в полномочиях одного человека (монарха), или в руках некоторой группы (политической партии, военно-революционного совета и др.). Принцип разделения властей, так же, как и местное самоуправление, по факту отсутствует. Гражданские права не признаются и всячески нарушаются, имеет место государственная религия либо обязательная идеология.

Как правило, принято выделять следующие подвиды данной формы государства:

1)теократическая (к примеру, Саудовская Аравия);

2)экстремистская (фашистская).

3) милитаристская (правление военного центра).

4) монократическая в условиях тоталитарного социализма.

2. Следующей формой выступает многовластная (поликратическая) форма государства. Основным ее признаком является принцип разделения властей, многовластия, где местное самоуправление не только существует, но и фактически осуществляет свою деятельность.

Принято выделять следующие подвиды данной формы государства:

1)традиционная (Великобритания, Соединенные Штаты Америки);

2)постсоциалистическая (многие государства бывшего социалистического лагеря)[5].

3.Смешанная (сегментарная) форма государства. Данная форма является промежуточным этапом между монократией и поликратией. Преобладающая роль находится в руках исполнительной власти, местное самоуправление находится на очень низком уровне, гражданские права в законодательстве отражаются, но не полностью; существует невесомое давление на органы власти государства. В качестве примера сегментарной формы могут выступать такие страны, как Иордания, Египет, Марокко.[6]

Исследованные три элемента формы государства (политический режим, форма правления, форма устройства государства) хоть и отличаются друг от друга, однако все относятся к одному явлению, имеют внутреннее единство, органически связаны друг с другом, взаимообусловлены в собственных признаках.


Следовательно, взятые в комплексе три организации власти государства составляют вместе форму государства. В процессе государственного развития существует диалектическая взаимозависимость каждой стороны его проявления, организации и устройства.

1.2.Форма государственного устройства как элемент формы государства

Форма устройства государства устанавливает принципы национально-территориальной организации государства и правоотношений центральных органов с региональными органами власти. Принято выделять три базовые формы устройства государства – федерация, унитарное государство и конфедерация[7].

Унитарное государство является самой распространенной формой в современном мире, определяется единством конституции и системы высших органов власти государства, высоким уровнем централизации управления всех структурных административно-территориальных единиц (областей, департаментов, районов и др.) при отсутствии у них политической независимости. Примерами унитарных государств являются Франция, Финляндия, Япония. До 1918 года Российская империя также была унитарным государством.

  На данный период времени в нескольких унитарных странах – Испании, Великобритании, Италии, Финляндии, Дании – существует административная независимость для определенных территорий. Так, в составе Великобритании ограниченную автономию имеют Северная Ирландия и Шотландия[8].

Федерация – это форма устройства государства, когда несколько образований на государственной основе, юридически имеющие некоторую политическую независимость, составляют одно союзное государство.

Конфедерацией признается временный правовой союз независимых государств, образованный с целью обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют собственные суверенные права, как во внешних, так и внутренних делах).

В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно.

Исторический опыт показывает, что конфедерация весьма неустойчива: она либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Признаки конфедерации:

1. Отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственных границ.

2. Отсутствие общих законодательных органов и системы управления.

3. Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы.

4. Отсутствие суверенитета конфедерации, сохранение суверенитета и международного статуса


5. Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.

6. Решения общих конфедеративных органов осуществляются по принципу консенсуса (принятие решения на основе общего согласия).

7. Наличие права выхода из состава конфедерации[9].

Период 15-17 веков вошел в историю под наименованием периода централизованного государства, называемого еще Русским (Московским) государством, Московской Русью. По форме устройства государства Россия того периода времени является типичным централизованным государством на унитарной основе. Только в 1654 году в структуре России формируется первая национальная политическая автономия – это Украина. Однако это уже был период заката Московского государства, преддверие принципиально новой стадии в российской истории – Российской империи.

Следовательно, с позиции формы правления Московская Русь была монархией, а по форме устройства государства являлась централизованным государством на унитарной основе. Период Московского государства является крупным этапом в развитии механизма Российского государства.[10]

Следующей большой стадией в истории российского государства является период империи, либо петербургский период. Россия официально была провозглашена империей в 1721 году. Однако в действительности данный этап начинается несколько раньше – с самого начала значительных петровских реформ, с начала 18 века.

В период империи, вплоть до начала 1917 года, Россия по форме собственного правления остается монархией с постепенным переходом от абсолютной монархии к ограниченной. По форме устройства государства Российская империя на всем протяжении собственной истории являлась унитарным государством на децентрализованной основе с такими независимыми образованиями, как Польша, Тува, Финляндий, Хивинский и Бухарский эмираты)[11].

Следовательно, по форме правления и еще в большей мере по форме устройства государства Россия периода империи существенно отличается от Московского государства. Это два принципиально новых стадии формирования и развития государственной системы РФ.

Юридически Советский Союз был симметричной, договорной федерацией, которая была основана по национальному принципу. По факту СССР был жестко централизованным государством на унитарной основе. Проведенный анализ функционирования и организации структуры советского государства отчетливо показывает, каким образом нельзя строить отношения между органами власти государства, как нельзя строить федеративные отношения, как невозможно, в конечном итоге, перейти к истинно правовому государству.