Файл: Формы государственного устройства (Форма государства и форма государственного устройства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 263

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внешним характерным признаком (и самым важным) признается наличие двух систем властных органов: органы власти федерального уровня – органы власти на уровне субъектов.

Принято выделять следующие разновидности федераций:

- по способу деления – территориальные (к примеру, Швейцария) и национальные (Индия);

- по способу формирования – конституционные и договорные. Договорные формируются вследствие объединения ранее независимых стран (Соединенные Штаты Америки, Швейцария). Конституционные федерации образуются «сверху» при помощи издания официального акта верховной власти, зачастую конституции (Федеративная Республика Германия);

- по правовому положению субъектов – симметричные и ассиметричные.

В симметричных федерациях субъекты обладают равными правами (Российская Федерации по нормам Конституции РФ 1993 года[21]), в то время как в ассиметричных федерациях равноправие отсутствует (Индия)[22].

После того как произошел распад СССР, в административно- территориальных единицах страны начали развиваться сепаратистские настроения. Для их устранения, а также для повышения их правового статуса на Съезде народных депутатов было провозглашено, что понятие «автономия» исчезает из обращения и появляется новое официальное название – республика.

Огромное значение имеет заключение в марте 1992 года Федеративного договора[23]. Федеративный договор – это три договора, которые были заключены Президентом РФ и субъектами РФ, точнее главами администраций этих регионов.

Первый договор относится к разграничению полномочий между федеральным центром и субъектами РФ. Он закрепил положения совместного ведения, неизменяемость государственной территории, а также статуса регионов без федерального согласия. Республикам разрешалось самостоятельно и независимо вступать в международные отношения с другими государствами, все полезные ископаемые, находящиеся на территории республик признавались народным богатством тех граждан, который проживали на этой территории.

Второй договор также относился к разграничению полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов, также городов федерального значения. Особенность этого договора заключалась в том, что регионы просили расширения прав по некоторым вопросам, однако данные положения не были введены.

Третий договор относился к договорам, устанавливающим разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти субъектов и федеральными органами государственной власти. Все регионы, а именно края, области, республики, автономные округа и области, города федерального значения были признаны субъектам РФ с наделением специальных полномочий.[24]


В дальнейшем было принято решение о включение положений Федеративного договора в нормы Конституции, таким образом, 10 апреля 1992 года Федеративный договор стал составной частью Конституции. После этого произошло преобразование официального названия российского государства. На смену Российской Советской Федеративной Социалистической Республики пришло официальное название Российская Федерация или Россия.

3.2. Российская Федерация как федеративное государство

Согласно Конституции РФ была признана демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления. В нашей стране присутствуют элементы как президентской, так и парламентской республики. Президент России является гарантом Конституции, главой государства, он призван защищать права и законные интересы человека и гражданина, являясь верховным главнокомандующим, он определяет внешнюю и внутреннюю политику страны.

Представительным и законодательным органом в РФ является Парламент, именуемый Федеральным Собранием. Он состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов[25].

Таким образом, только демократический федерализм способен внести политическую стабильность в межнациональные отношения. Идя по этому пути, новая Конституция закрепила равенство всех субъектов Федерации, провела более четкое разделение предметов ведения и полномочий федеральной власти и власти субъектов Федерации. [26]

Федеративному устройству РФ посвящается глава 3 Конституция Российской Федерации, однако базовые принципы федеративного устройства установлены в статьях 4 и 5 главы 1 «Основы конституционного строя», что предопределяет их значение и неизменность при существовании действующей Конституции РФ. Многие из установленных принципов лежат в основании конституционно-правового положения РФ.

Базовыми принципами федеративного национально-государственного устройства выступают:

1.Добровольность объединения народностей и наций в федеративное государство. Используемый в части 3 статьи 5 Конституции РФ термин «народы» может трактоваться в двух значениях: в первую очередь, как представители некоторой этнической группы, живущие в разных составных частях РФ (чеченский народ, татарский народ, народы финно-угорской группы, белорусская диаспора, азербайджанская диаспора, немцы, караимы и т. п.); во-вторых, как все население, проживающее на определенной территории без этнической, национальной окраски (народ Дагестана, народ Самарской области, жители Москвы и т. п.). [27]


2. Суверенность и равноправие наций. Сущность данного принципа заключается в признании суверенного права всех народностей и наций на независимое самоопределение политической формы существования. Уже в Преамбуле Конституции Российской Федерации отмечается, что многонациональный народ России принимает собственную Конституцию, учитывая общепризнанные принципы самоопределения и равноправия народов.

В ст. 5 Конституции РФ среди принципов, заложенных в основании федеративного устройства, имеет принцип самоопределения и равноправия народов в РФ. Равноправие наций основано на установленном в Конституции РФ равенстве граждан, вне зависимости от национальности, расы и языка, предусмотренного в статье 19 Конституции РФ, определяющей прямой запрет на любые формы ограничения гражданских прав по этим признакам.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией. РФ - исторически сложившееся федеративное государство. Россия обладает всеми признаками федерации: наличие федеративной территории и территории субъектов; федеративного гражданства и гражданства республик, входящих в федерацию. Вместе с тем, РФ имеет своими субъектами не только государства, но и автономные образования, а также административно-территориальные единицы. Унитаризм в национально-государственном устройстве РФ проявляется в том, что суверенные республики, входящие в состав России, являются унитарными государствами, имеющими свою территорию, гражданство, конституцию и другие признаки государственности. [28]

4. Государственная целостность РФ. Важнейшей правовой гарантией сохранения государственной целостности России является отсутствие права выхода субъектов из состава РФ. На обеспечение государственной целостности РФ направлены положения Конституции о том, что на ее территории не допускаются установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ); установление единой денежной единицы — рубля, единой системы налогов и сборов на всей территории федерации (ст. 75 Конституции РФ); закрепление верховенства федерального законодательства; установление единой системы исполнительных органов государственной власти (ст. 77 Конституции РФ)[29].

5. Разграничение предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов. Статья 5 Конституции РФ, закрепляя принципы федеративного устройства РФ, предусматривает и принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Реализация этого принципа осуществляется с помощью закрепления в ст. 71 Конституции РФ предмета ведения РФ. Конституция устанавливает порядок правового регулирования по предметам ведения и полномочиям. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. По предметам совместного ведения федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и в соответствии с ними законы и иные правовые акты субъектов федерации[30].


Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Существование двухуровневой системы органов государственной власти в Российской Федерации предполагает определение перечней вопросов, решаемых на каждом уровне.

В Российской Федерации предметы ведения между Федерацией и субъектами разграничиваются путем установления предметов исключительного ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов, а также заключения договоров и соглашений[31].

При разграничении предметов ведения и полномочий должны соблюдаться следующие основные принципы:

1) конституционность: законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения. Указанные акты не могут быть приняты, если их принятие ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате признаваемых и гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности РФ и единств системы государственной власти в РФ;

2) верховенство Конституции РФ и законов РФ: в случае несоответствия положений договоров и соглашений положениям Конституции РФ и федеральных законов по предметам исключительного ведения РФ и предметам совместного ведения действуют положения Конституции и законов РФ;

3) равноправие субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий;

4) недопустимость ущемления прав и интересов субъектов РФ: при разграничении предметов ведения и полномочий в отношении одного из субъектов РФ недопустимо ущемление прав и интересов других субъектов РФ;

5) согласование интересов федерации и интересов субъектов РФ в процессе принятия федеральных законов, законов субъектов РФ, заключения договоров и соглашений;

6) добровольность заключения договоров и соглашений;

7) обеспеченность ресурсами: при разграничении предметов ведения и полномочий решается вопрос об обеспечении соответствующих органов государственной власти финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами, необходимыми для осуществления указанными органами своих полномочий;

8) гласность заключения договоров и соглашений.[32]


6. Равноправие субъектов федерации. Данный принцип вытекает из более общего принципа национально-государственного устройства РФ — суверенности и равноправия наций. Анализируя сущность принципа равноправия субъектов федерации, необходимо отметить, что они не могут быть равноправны полностью ввиду существования различных форм государственности. Каждый из видов субъектов обладает различным кругом полномочий. Статья 5 Конституции РФ закрепляет: «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны».[33]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что принципы территориального устройства непосредственным образом относятся с базовыми конституционными основами и определяют всю структуру отношений между федерацией и ее субъектами. Любые попытки подорвать эти принципы ведут лишь размыванию, выхолащиванию основных, наиболее существенных черт федеративного устройства.

Нормальное и эффективное функционирование государства на федеративной основе предполагает сбалансированное отграничение предметов ведения и компетенции между РФ и субъектами РФ. В РФ для этого целесообразно ликвидировать федеративные округа, которые, в сущности, признаются кризисным институтом, на данный период времени реализовавшим собственные задачи. Соотношение объема компетенции федерального центра и регионов в РФ указывает на главную роль первого, что обладает как положительными, так и отрицательными сторонами.[34]

Следует отметить только отдельные проблемы организации функционирования федеративного устройства государств в РФ: существование субъектов с льготными режимами пользования природой, хозяйственной деятельности, обложения налогами (к примеру, Республика Саха (Якутия) и Татарстан), территориальная дезинтеграция РФ (региональная независимость ее субъектов, отсутствие системы взаимодействия субъектов); наличие субъектов РФ со сложным составом; образование спорных ситуаций во время распределения предметов ведения; неравномерность развития экономики; необходимость поддержки государства большей части субъектов РФ и др.

Законодательство регионов во многих субъектах РФ устроено так, что не предполагает специальных экономических стимулов при наращивании своего потенциала муниципальных образований. Повышение своей доходной базы может привести к понижению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности[35].