Файл: Реализация собственного стартапа в сфере образования.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность темы: в настоящее время можно наблюдать распространение предпринимательства на рынке образовательных услуг. Инновационные формы развития и деятельности используются системой образования, что вносит в образовательный процесс новые знания и компетенции, а также способствует совершенствованию самой организации, развивая методические подходы образования. Кроме того, формируются направления различных образовательных услуг.
Образовательное предпринимательство – это процесс, который формирует создание нового товара – знаний, применения новых возможностей активизации преподавательского состава. В настоящее время предпринимательство в сфере образования реализуется в самых разнообразных формах: создание образовательных центров и студий, репетиторство, онлайн-школы и многое другое. Следует отметить, что реализация собственного стартапа в сфере образования является актуальным, поскольку, как правило, серьёзных первоначальных вложений не требует.
Цель работы: определить возможности реализации собственного стартапа в сфере образования на примере создания онлайн-платформы по изучению иностранных языков.
Задачи:
- Провести обзор текущего состояния рынка и основных методик обучения иностранным языкам в России
- Провести анализ глобальных трендов изучения иностранных языков.
- Определить особенности разработки стартапа в сфере образования на примере создании онлайн-платформы по изучению иностранных языков.
- Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Объект исследования – предпринимательство в сфере образования
Предмет исследования – реализация собственного стартапа в сфере образовательных услуг.
Методы исследования: анализ научной литературы и интернет-ресурсов, анализ предпринимательской деятельности.
Структура работы. Данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников.
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации собственного стартапа в сфере образования (на примере онлайн-платформы изучения иностранного языка)
Рынок коммерческих услуг по изучению иностранных языков начал формироваться в России одним из первых. Ведь ещё в советское время, несмотря на то что для государства характерной была плановая экономика и частного предпринимательства не существовало, работали курсы платного изучения иностранных языков при различных организациях. Большинство из них были «прикреплены» к государственным учреждениям или университетам. Например, хорошо известны курсы дипломатического корпуса Министерства иностранных дел, Высшие курсы иностранных языков при Министерстве торговли, курсы Мосгороно, общественные курсы № 10 (Старый Арбат), № 2 (рядом с Киевским вокзалом), которые были включены в городскую систему образования. Стандартный курс обучения включал в себя 4 семестра по 4,5 месяца, а совершенствование языка было дополнительным курсом [17].
С 90-х годов прошлого века «советские» институты с многолетней историей стали активно вытеснять коммерческие школы и курсы новых форматов, предлагающие современные, хорошо зарекомендовавшие себя на Западе, или оригинальные авторские методики преподавания языков. Однако накопленный опыт, сильные преподавательские кадры и проверенные методы преподавания также позволили всем старым школам остаться актуальными.
В современных условиях развития российского общества рынок иностранных языков значительно изменился. Сейчас существует множество форм изучения иностранных языков. На основе проведённого анализа источников нами была разработана следующая классификация коммерческих предложений по изучению иностранных языков:
1. По содержанию образования: курсы в помощь школьнику и студенту, бизнес-курсы, курсы для туристов, курсы для различных специалистов (менеджеров, педагогов, медицинских сотрудников, переводчиков, научных профессионалов и т.п), курсы разговорного английского языка.
2. По времени: экспресс-курсы, интенсивные курсы, курсы с целью глубокого изучения языка.
3. По видам и количеству изучаемых языков:
– изучение одного языка
- изучение двух иностранных языков
- изучение трёх и более иностранных языков
4. По форме обучения: очные и дистанционные [22]
5. По характеру реализуемых программ: с использованием авторских программ и методик, основанные на традиционных методах.
6. По возрастным характеристикам: образовательные услуги для дошкольников, для детей младшего школьного возраста, для подростков, для старшеклассников и абитуриентов, для студентов, для взрослых, для людей пожилого возраста.
7. По масштабности: услуги репетитора, образовательные микропредприятия, сетевые курсы и т.п.
Далее рассмотрим наиболее популярные формы обучения, используемые коммерческими компаниями. Так называемый клубный формат хорошо зарекомендовал себя среди местных школ и курсов в России. Обучение в клубах не является основной задачей студентов, основное внимание уделяется живому общению на самые разные темы. В то время как школы-клубы, скорее, единичные явления.
Клубная система имеет много преимуществ. Во-первых, можно продавать встречи на ближайшие полгода, обеспечив оплату и гарантировав посещаемость. Во-вторых, можно предлагать участникам множество дополнительных услуг, что позволит значительно увеличить доход. Например, можно создать видеотеку, организовать мероприятия за рубежом и так далее [2].
Образовательная деятельность в клубном формате получила активное распространение в крупных российских городах. Москва располагает большим количеством клубов по изучению иностранных языков: Московский английский разговорный клуб, новый английский коммуникационный клуб, английский разговорный клуб Edelways.com, Московский международный коммуникационный клуб, московский клуб свободных спикеров и т.п.
В Санкт-Петербурге таких заведений стало меньше: English communication club, Orange, Orange Orange Language Centre, Hub Hubble-Bubble [4].
Тенденция к клубным форматам заметна и в различных российских регионах.
Городские сети также являются популярной формой изучения иностранного языка. В начале 90-х годов городские сети, работающие под одним брендом, начали активно развиваться в крупных городах с миллионным населением. Ещё в 1992 году в Челябинске был открыт английский клуб, который до сих пор успешно работает в городе как городская сеть курсов иностранных языков. В Челябинске и Челябинской области работают более 20 клубов, такие как: «TheEnglishClub», «Go!English», «OKEY» и другие.
Курсы лингвистов вошли в расширение отечественного коммерческого образования ещё в 1993 году и к настоящему времени охватили всю территорию Москвы густой сетью филиалов. Центр английского языка, основанный в столице в 1994 году, и сейчас имеет более двух десятков филиалов в столице.
Гораздо более редким явлением в Российской Федерации являются межрегиональные отечественные проекты, передающие свой опыт обучения из региона в регион. Кроме того, им часто приходится конкурировать с мощными международными сетями, которые, помимо опыта и хорошо развитой методологической базы, могут противопоставить своим российским коллегам стабильные инвестиции, мощную рекламную поддержку и лоббирование интересов сети среди своих коллег-компаний [20].
К числу «старейших» межрегиональных сетей относятся школы Шехтера, которые в настоящее время насчитывают более 90 школ, работающих по одному и тому же методу. Однако следует отметить, что эти учреждения не являются филиалами или представительствами даже одной и той же школы. Учитывая форму организации учебного процесса и экономическое взаимодействие между региональными школами, их скорее можно отнести к франчайзи.
Курсы мосиняза при Московском институте иностранных языков в Москве начали работать в 1991 году, и довольно скоро открыли свои филиалы на базе родственных вузов во многих регионах. До сих пор эти курсы популярны среди студентов.
Особое внимание следует уделить молодому и очень динамично развивающемуся межрегиональному проекту YES. Первая школа под таким названием начала работать в 2002 году в Екатеринбурге. Затем были открыты филиалы школы в Челябинске и Москве. На конец 2008 года общее количество филиалов в этих городах, а также В Тюмени, Уфе, Новосибирске, Перми, Казани и Набережных Челнах составляло 31. И сеть на этом останавливаться не собирается, она планирует расширить зону своего покрытия в регионах.
Впервые сеть международных школ с большим опытом обучения студентов по всему миру появилась в России в начале и середине 90-х гг. В настоящее время они занимают значительную долю российского рынка коммерческого обучения иностранным языкам [13].
VKS-international house вышел на наш рынок в 1990 году, 4 года спустя, в 1994 году, Language Language Link, English English First в 1995 году.
Примерно в это же время была открыта первая русская школа, работающая по методике Дениса Рунова, который затем стал основателем российского межрегионального сетевого формата, работающего под брендом Denis' School. Постепенно школа захватила аудиторию соседних стран СНГ, а затем распространила свое влияние и на европейские страны.
Через некоторое время пути создателя метода и организаторов школы разошлись, и в 2002 году появилась Руновская школа, которая вскоре переросла в сетевой межрегиональный, а затем и международный формат.
Следует отметить, что развитие международных сетевых проектов, особенно имеющих зарубежные корни, в России идет очень быстрыми темпами.
Дистанционное обучение иностранным языкам занимает отдельную нишу потребительского спроса. В настоящее время оно значительно повысило актуальность в связи с мощным развитием информационных технологий [19].
В России в настоящее время существует около 20 различных методик преподавания иностранных языков, которые являются платными курсами и занятиями в школах иностранного языка. 60% методов можно так или иначе отнести к разновидностям популярных в настоящее время способов коммуникации. Каждый метод имеет различные преимущества и вместе с тем недостатки, которые ограничивают его применение. Например, «эмоционально-смысловой» метод Игоря Шехтера не подходит для детей младше 16 лет. Ученик должен самостоятельно «дойти» до основных грамматических правил и выразить свои мысли в гипотетических ситуациях во время занятий.
Когнитивно-мотивационный метод Дениса Рунова также не может быть использован в обучении детей и младших подростков, так как он требует достаточно развитого мышления обучающегося.
Метод Галины Китайгородской, называемый методом «активизации резервных возможностей личности и коллектива», предусматривает только групповую подготовку. Кроме того, он не подходит для обучающихся, которые начинают изучать иностранный язык с нуля, необходимо иметь хотя бы пассивное знание языка.
Методика Владислава Милошевича, позволяющая освоить грамматическую структуру языка за очень короткое время, рассчитана только на русскоязычных студентов, которые уже изучали выбранный язык хотя бы в школе [6].
В основе 25-кадрового метода лежит подсознательное восприятие информации в виде пар слов на русском и английском языках. Однако этот вариант простого запоминания значения слов не может помочь вам говорить.
Основной причиной успешной координации деятельности школ различных форматов на российском рынке является постоянно растущий потребительский спрос на платные услуги по обучению иностранным языкам и расширение целевой аудитории учащихся за счет новых сегментов.
К сожалению, не только программы общеобразовательных школ России, но и высших учебных заведений неязыкового профиля не позволяют выпускникам свободно общаться на иностранном языке.
Система обучения иностранному языку до сих пор не отвечает современным требованиям. Согласно европейскому стандарту, за 240-300 часов аудиторного обучения достигается «пороговый» уровень владения иностранным языком, достаточный для практического использования языка в повседневных ситуациях [15].