Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что с помощью анализа внутренней и внешней среды предприятие выявляет уязвимые и сильные стороны своей деятельности, так как чтобы использовать внешние возможности, у предприятия должен быть некоторый внутренний потенциал. Одновременно необходимо знать и уязвимые места, способные усугубить внешнюю угрозу и опасность.
Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают некоторые ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
Внешняя среда это источник, питающий организацию ресурсами, которые необходимы для удержания ее внутреннего потенциала на необходимом уровне. Организация находится в состоянии непрерывного обмена с внешней средой, обеспечивая этим себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, которые находятся в этой же среде.
Поэтому всегда есть вероятность того, что у организации не получится получить необходимые ресурсы из внешней среды. Это может несколько ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей удерживать ее потенциал на уровне, которые необходим для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Цель исследования – это изучение теоретической базы для проведения анализа внешней и внутреннейсреды организации,а также использование данного материала для анализа потенциала конкретной фирмы и выявления самой лучшей стратегии развития.
На основании данной цели поставлены задачи:
1. Изучить сущность и значение анализа среды функционирования организации;
2. Рассмотреть стратегический анализ внешней среды организации;
3. Изучить стратегический анализ внутренней среды организации;
4. Дать краткую характеристика предприятия «BTLife» ;
5. Анализ внутренней и внешней среды на примере «BTLife»
6.Разработка предложений по организации и управлению процессом обследования конкретной организации.
Объектом исследования является агентство «BTLife».
Предмет исследования анализ внешней и внутренней среды компании «BTLife».
Данная фирма занимается предоставлением услуг по оказанию рекламных акций.
-
Цели и принципы стратегического анализа внешней и внутренней среды организации
В современных рыночных условиях компаниям необходимо уделять внимание вопросу разработки стратегического плана развития. Это помогает им оставаться конкурентоспособными в сравнении с прочими организациями. С этой целью менеджеры проводят анализ внутренней и внешней среды организации.[4, c. 28]
Компоненты внутренней и внешней среды организации будут рассмотрены в дальнейшем более подробно.
К внутренней среде организации относят:
а) структуру организации;
б) внутриорганизационные процессы;
в) технологии;
г) кадры;
д) организационную культуру;
е) управление функциональными процессами.
Структура организации представляется через отдельные подразделения и связи между ними. Первым этапом устройства структуры компании служит определение функциональных обязанностей сотрудников, и с кем они взаимодействуют в процессе трудовой практики. Например, в организации люди могут работать автономно (независимо друг от друга), могут работать на конвейере или в бригадах. [3, c. 28]
Процесс планирования работы определяется множеством факторов, таких как уровень квалификации работника, необходимый для осуществления данной деятельности, объем работы каждого сотрудника, необходимо ли прохождение курсов повышения квалификации и т.п.
В настоящее время существуют основные типы структур, такие как линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, проектная. Кроме этого, начинают формироваться новые типы сетевых структур, которые связане с развитием информационных технологий.
Эти структуры актуальны в условиях активно изменяющейся внешней среды. [8, с.102]
Внутриорганизационные процессы можно подразделить на три группы:
а) координация, которая осуществляется, за счет приказов и распоряжений руководства, а также на основе неких сформированных в организации норм и правил;
б) принятие решений, способное осуществить как
«снизу вверх», так и «сверху вниз», т.е. только на верхней ступени управления;
в) коммуникация, которая может быть как в письменной форме, во многих компаниях она представлена в виде разговоров так и в смешанной форме, сочетая первый и второй вид коммуникации. В настоящее время актуально взаимодействие сотрудников через электронные ресурсы, например, через электронную почту.
Технология – это различные технические средства и способы их сочетания и применения для получения конечного результата, который и создает организация.
- вопросам менеджмента принадлежит вопрос выбора наиболее пригодной для данной организации технологии и определения ее продуктивного использования. [4, c. 28].
Кадры составляют основу функционирования совершенно любой компании.
Организация может реализовывать свою деятельность и успешно существовать благодаря существованию в ней сотрудников. [3, c. 28]
Работники компании принимают участие в формировании ее продукта, они образовывают культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация. В связи с такой позицией кадров в организации, менеджерам стоит быть особо внимательным к ним, принимать участие в их профессиональном развитии, повышении квалификации, продвижению вверх по карьерной лестнице.
Организационная культура – это устойчивые нормы поведения, ценности и верования относительно того, как данная организация должна и может откликаться на внешние воздействия, как следует вести себя в организации, каков смысл ее функционирования и т.п.
Формированием организационной культуры должно заниматься руководство компании, а также топ-менеджеры.
На данный момент можно сделать акцент на пяти группах функциональных процессов, охватывающие деятельность абсолютно любой организации и являются объектом управления стороны менеджмента:
а) производство;
б) маркетинг;
в) финансы;
г) работа с кадрами;
д) эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).
Каждая организация это не замкнутая система и постоянно взаимодействует с внешней средой. Из окружающего мира компания приобретает ресурсы, которые необходимы ей для реализации своей деятельности. Если организация не будет подкреплять связи с внешним миром, то она в ближайшее время прекратит свое существование.
Внешняя среда крайне непостоянна и уязвима к изменениям, из-за в задачи менеджеров включена обязанность адаптировать компанию под любые новые изменения. [11, c. 28].
Внешнее окружение организации можно представить в виде двух сфер.
К первой сфере относится сложившаяся в стране политическая, экономическая, правовая среда, а также некие особенности менталитета населения, национальные традиции. Данное окружение будет сходно для большинства организаций.
Вторая сфера будет отличаться для организаций, потому что в нее входят непосредственно поставщики, покупатели, конкуренты, партнеры, государственные и муниципальные органы, с которыми взаимодействует компания. Они оказывают более значимое влияние на деятельность организации. При этом действия организации также будут изменять внешнюю среду.
Стратегический анализ внешней и внутренней среды направлен, в первую очередь, на изучение двух групп факторов: условий в отрасли и положения на рынке, сильных и слабых сторон. [4, c. 28].
Стратегические решения связаны скорее с внешними, чем с внутренними проблемами организации, в особенности решениями по выбору номенклатуры продукции и сегментов рынка. [6, c. 28].
Как основной инструмент регулярного стратегического управления, предлагается выбрать матрицу «качественного» стратегического анализа (SWOT).
SWOT-анализ – это анализ, в основе которого лежит исследования сильных характеристик организации, слабых сторон, а также возможностей и угроз, исходящие из внешней среды.
Для проведения SWOT-анализа необходимо построить матрицу, состоящую из двух частей – внешней и внутренней среды. Внешнюю среду подразделяют также на два раздела – возможности и угрозы. В свою очередь, внутренняя среда разделена на сильные и слабые стороны
организации. [9, c. 28].
В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы (рисунок 1).
Рис. 1 – Схема SWOT-анализа
В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны организации, а также рыночные возможности и угрозы:
– сильные стороны – преимущества организации, которые создают новые возможности для организации. Преимущества могут заключаться как в имеющихся уникальных ресурсах, используемой технологии, высокой квалификации сотрудников, бренде, качестве продукции.
– слабые стороны – это недостатки компании, которые мешают ее развитию.
Например, узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохая репутация на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т. п.
– рыночные угрозы – события, которые еще не произошли, но их появление может негативно сказаться на функционировании компании. К примеру, появление новых компаний, которые могут повысить конкуренцию на рынке, введение новых законов, ограничивающих деятельность организации, изменение спроса на выпускаемую продукцию или оказываемые услуги. [4, c. 28].
– рыночные возможности – благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. [3, с.112].
SWOT-анализ один из самых простых в понимании методов, поэтому он стал популярным и востребованным у менеджеров компаний различных уровней и сфер функционирования.
Подводя итог, отметим, что вовремя проведенный стратегический анализ организации, рассмотрение ее конкурентных сильных сторон, недостатков, мешающих развитию, перспективных возможностей и угроз, позволяют выработать оптимальную стратегию компании, позволяющей ей оставаться конкурентоспособной и эффективно вести свою деятельность.
Стратегический анализ позволяет систематизировать полученную информацию о позиции организации на рынке, ее основных конкурентах, положении партнеров и поставщиков и т.д., и на основе результатов анализа выработать долгосрочный план развития организации.
1.2. Стратегический анализ внешней среды организации.
По степени воздействия на организацию внешние факторы делятся на две группы: отдаленного воздействия (макросфера) и непосредственного влияния ближнего окружения, или отраслевые факторы (микросфера).
Стратегический анализ макросферы проводится с помощью PEST-метода. Его цель состоит в отслеживании изменений макросреды по четырем узловым направлениям и выявление тенденций, событий, не подконтрольных организации, но влияющих на принятия стратегических решений. Эти направления выражены английскими словами, составляющими аббревиатуру PEST: P- Political-legal (политико-правовые), E- Economic (экономические), S- Sociocultural (социокультурные) и T- Technological forces (технологические факторы). Степень воздействия отдельных факторов на различные организации различна.
Она зависит, например, от размера организации, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и т.п. [2, с.124].
Политико-правовой фактор внешней среды изучается в первую очередь для того, что бы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство предполагает претворять в жизнь свою политику. Политико-правовые факторы оказывают влияние на работу организаций через законодательство, налоговую политику, правила найма работников, а также путем установления стандартов безопасности для человека и окружающей среды, предоставления льгот по пошлинам и т.д. Политическая стабильность благоприятно влияет на привлечение инвестиций. [6, с.117].