Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическое исследование категории агрессия
Определение, сущность, основные виды, функции и роль агрессии
Глава 2. Агрессивные реакции: причины и условия их появления
2.1. Причины возникновения агрессивного поведения
2.2. Условия, способствующие появлению агрессивного поведения
Введение
Актуальность темы исследования объясняется условиями существования современного человека, а также некоторой неопределённостью и несогласованностью многообразных научных теорий, посвящённых исследованию агрессии. Так, ни в классических, ни в современных работах по изучению агрессивного поведения нет единого подхода относительно его определения, сущности и факторов, влияющих на его возникновение. Именно поэтому дальнейшие научные поиски в данном направлении являются особо значимыми и актуальными.
Также интенсивное изучение агрессии как социального феномена необходимо в силу того, что современные условия жизни с доминированием Интернет-пространства в процессе социализации молодёжи и формирования её ценностных ориентаций возводят агрессию и её публичную демонстрацию в некий культ. К сожалению, агрессивное поведение входит в моду и уже считается нормой. В подобных условиях необходимо не просто изучать и теоретически обогащать исследования по данной проблематике, здесь нужно разрабатывать профилактические методы по уменьшению уровня агрессии и её негативных последствий в современном обществе.
Степень изученности. Тема агрессии в научной литературе является достаточно изученной. Здесь можно выделить работы таких классиков, как А. Маслоу [8], К. Роджерс [11], З. Фрейд [13], Э. Фромм [14]. Среди современных отечественных исследователей необходимо отметить Е. П. Ильина [4], А. А. Лисенкову [7], В. А. Фурса [15].
Однако современные вызовы требуют качественно новых знаний и стратегий по профилактике и противодействию социальной агрессии в современном обществе.
Объект исследования – деструктивное поведение.
Предмет исследования – агрессия как разновидность деструктивного поведения.
Цель исследования – выделить и изучить основные факторы, способствующие возникновению агрессивных реакций.
Задачи исследования:
1. дать определение агрессии, выделить её сущность, основные виды, функции и роль в современном обществе;
2. рассмотреть основные научные теории, которые изучают такое явление, как агрессия;
3. выделить и раскрыть основные причины возникновения агрессивного поведения;
4. идентифицировать условия, способствующие появлению агрессивных реакций.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретическое исследование категории агрессия
Определение, сущность, основные виды, функции и роль агрессии
Агрессия (от латинского agressio – «нападение») – это разновидность деструктивного поведения, нарушающего нормы социального общежития путём причинения физического или морального вреда какому-либо живому существу [9, С. 40]. При этом подобное поведение может быть как коллективным, так и индивидуальным.
Сущность агрессии выражается во внешних проявлениях. При этом под самой агрессией принято понимать деструктивное поведение, направленное только на живое существо, тогда как манипулирование неодушевлёнными предметами с целью получения какого-либо необходимого ресурса собственно агрессией не является. А своеобразными обязательными предпосылками агрессии являются «настороженность, тревога, неприязнь, раздражение, злость, гнев, ненависть, ярость, страх» [5, С. 64].
Таким образом, при отсутствии вышеперечисленных эмоций, которые обязательно (хотя бы одну из них) испытывает агрессор, нападение не является агрессией. Например, нападение хищника на жертву не вызывает у него ни одну из указанных эмоций, ведь его основная цель при совершении нападения – это утоление голода. Отсюда следует, что ключевая особенность агрессии как разновидности деструктивного поведения – это борьба за ресурсы, конфликт, конкуренция.
В рамках данного исследования можно выделить следующие виды агрессии и дать каждому из них краткую характеристику [1]:
- пассивная. В данном случае человек, несмотря на присущую ему агрессивность, подавляет свою агрессию, избегая, таким образом, открытого её проявления. Но уже спровоцированные негативные эмоции вызывают определённый протест в отношении другого человека (отказ от разговора, вредительство), то есть конструктивное взаимодействие в данном случае становится невозможным.
- активная. Этот вид агрессии характеризуется уже активными деструктивными действиями, здесь разгорается настоящий конфликт, сопровождаемый криками или даже рукоприкладством. Эмоции превращаются в действия.
- прямая. Зачинщик ссоры в данном случае выставляет напоказ свои истинные планы и намерения относительно того, для чего спровоцирован конфликт. То есть объект нападения, цель нападения и ожидаемый результат являются прозрачными и очевидными. Например, когда одно государство открыто объявляет войну другому государству, не скрывая при этом цель свершившейся агрессии.
- косвенная. Здесь объекты и субъекты агрессии не очевидны, а её цели либо скрыты (клевета, вандализм, умышленная порча имущества), либо не до конца осознаваемы (например, экологическая агрессия со стороны человека, последствия которой имеют отдалённое наступление, при этом цель здесь – удовлетворение корыстных интересов), либо отсутствуют вовсе (агрессия в неконтролируемом порыве чувств: битьё посуды, стук кулаком по столу).
- речевая или вербальная. Она может быть двух вариантов: 1. Словесная, когда агрессор использует ненормативную лексику или обидные слова в адрес своей жертвы. 2. Вокальная, когда агрессор меняет тембр, тон или силу голоса. Также агрессия может быть невербальной, её импульсы передаёт язык тела, например, жесты (погрозить кулаком или пальцем).
- физическая. Предполагает применение физической силы агрессором в отношении своей жертвы.
- гетероагрессия. Это агрессия, направленная на другого человека или на какую-либо опасную, по мнению агрессора, ситуацию.
- аутоагрессия. Это агрессия, которая направлена на самого себя. Является разновидностью психологической защиты, сюда относятся занятие экстремальными видами спорта, опасные профессии, самоповреждения и самоубийства.
- виртуальная. Этот вид агрессии – порождение современности, когда виртуальная реальность провоцирует настоящую агрессию. Это становится возможным благодаря Интернету, ТВ и жестоким компьютерным играм. Таким образом, физическая агрессия в данном случае – прямое продолжение виртуальной агрессии.
Функции агрессивного поведения [2, С. 208]:
1. Это возможность защитить себя от различного рода угроз, порой даже мнимых.
2. Это способ своеобразной психологической разрядки, когда появляется объективная необходимость избавиться от накопившегося напряжения. Также с помощью агрессии можно преодолевать более серьёзные патологические психологические состояния, например, фрустрацию или депривацию (см. определение в параграфе 1.2).
3. Это возможность ставить цели и достигать их.
Агрессивное поведение имеет определённое значение для человека, который к нему прибегает, и для общества в целом. Её роль заключается в том, что в процессе социализации агрессия помогает преодолеть страх, отстоять свои интересы, защититься от исходящей извне угрозы, помогает также лучше адаптироваться к определённым условиям. Однако и здесь необходимо соблюдать баланс, не пренебрегая правилами общежития и не подвергая собственную жизнь и жизнь других людей опасности.
Таким образом, агрессия представляет собой разновидность деструктивного поведения, которая [агрессия], в свою очередь, также дифференцируется на различные виды. Агрессия не всегда имеет чёткие и очевидные цели, однако всегда она наносит ущерб (моральный, физический, материальный) объекту воздействия. Данный феномен довольно сложен для изучения, многие научные направления разных времён пытались его осмыслить, но единого подхода и даже определения агрессии нет и по сей день. О разнообразии научных теорий агрессии – в следующем параграфе.
1.2. Теории агрессии
В современной научной литературе можно выделить большое количество различных теорий, которые посвящены изучению феномена агрессии как среди работ зарубежных, так и отечественных исследователей. Так, рассмотренные в рамках данного исследования работы по указанной тематике можно разделить на следующие основные теории или научные школы [12]:
- Теория влечения или психоаналитическая модель. Её родоначальником является австрийский психолог З. Фрейд [13]. Он был уверен в том, что присутствие агрессии в поведении любого человека – это норма, агрессия – это инстинкт. По Фрейду, существует два ключевых и самых сильных инстинкта – эрос (инстинкт жизни или сексуальное влечение) и танатос (инстинкт смерти). Они являются антиподами, если эрос даёт жизнь, укрепляет и насыщает её, то танатос, напротив, жизнь уничтожает. Между ними возникает определённый конфликт. И чтобы человек, носитель одновременно и инстинкта жизни, и инстинкта смерти, не был уничтожен последним, его [инстинкт] следует отводить от внутреннего Я. Именно так и возникает агрессия, исходящая от каждого человека и направленная на окружающих людей. Таким образом, по З. Фрейду, источником агрессии выступает инстинкт смерти танатос.
Ещё одним представителем психоанализа является немецкий социальный психолог Э. Фромм [14]. В рамках созданной им теории деструктивности он выделял агрессию доброкачественную (делится на псевдоагрессию и оборонительную агрессию) и злокачественную (делится на кажущуюся деструктивность, спонтанную деструктивность и деструктивный характер). Первый вид агрессии позволяет индивиду выживать, второй её вид – это и есть деструктивность или жестокость.
- Этологическая теория (наука о поведении животных). Основным вдохновителем и разработчиком новых идей в данном научном направлении является К. Лоренц. Его идеи имеют некоторое сходство с идеями З. Фрейда. К. Лоренц считал, что агрессия любого живого существа порождается также присутствующим у каждого живого существа инстинктом выживания. Таким образом, активизирующийся инстинкт выживания становится причиной появившейся агрессии. При этом агрессивная энергия накапливается в течение некоторого времени. И когда эта энергия достигает критических параметров при наличии определённых стимулов, она трансформируется в агрессивные действия. Однако даже при слабом стимуле большое количество накопленной агрессивной энергии станет реальным агрессивным действием, иначе говоря, агрессия зачастую имеет спонтанные проявления.
- Теория фрустрации. Родоначальником данной теории является американский психолог Д. Доллард. Здесь экспериментальным путём исследуется взаимосвязь фрустрации и агрессии. Фрустрация – это психическое состояние, возникающее по причине невозможности удовлетворения определённых потребностей, то есть когда индивид не может получить (или исполнить) желаемое. При этом, согласно идеям Д. Долларда, фрустрация и агрессия всегда порождают друг друга. Агрессия проявляется тогда, когда, во-первых, человек имеет высокие ожидания относительно того результата, который должно принести удовлетворение определённого желания; во-вторых, когда возникает практически непреодолимое препятствие, которое мешает получить желаемое; в-третьих, когда за короткий промежуток времени один человек испытал некоторое количество следующих друг за другом фрустраций.
Однако проведённые практические исследования доказали, что не всегда агрессия является прямым следствием фрустрации, ведь зачастую от проявления агрессии людей удерживает страх перед наказанием за агрессивное поведение. При этом подобное поведение может быть перенаправлено на другого человека, если за проявление агрессии в отношении этого человека последует меньшее наказания. Таким образом, необходимость «выпустить пар» в ситуации фрустрации и одновременный страх наказания может подтолкнуть человека сместить свою агрессию и направить её в сторону не причастного к данной ситуации человека. Например, не подписанный начальником вожделенный отпуск не позволяет направить агрессию непосредственно на начальника, поэтому сотрудник, находясь в состоянии фрустрации, плавно переносит свою агрессию домой, на членов семьи.
- Гуманистический подход в психологической науке. Здесь можно выделить исследования американских психологов К. Роджерса, А. Маслоу и некоторых других учёных. Так, А. Маслоу [8], опираясь на результаты зоологических, антропологических исследований, а также на данные детской психологии, заключил, что агрессия – это не инстинкт. То есть нельзя уверенно говорить, что агрессивность нам дана от природы и что она предопределена заранее. При этом она всё же имеет определённую природную основу.
К. Роджерс [11] солидарен с подобными заявлениями. Более того, он убеждён, что человек изначально рационален и конструктивен, а агрессивным становится, когда кто-либо извне посягает на его свободу, которую, таким образом, человек и пытается защитить и отстоять.
- Бихевиоризм или поведенческая теория. Основоположником данной теории является канадско-американский психолог А. Бандура. Учёный убеждён, что агрессивное поведение – это не что иное, как результат социализации. Индивид, перенимая различные модели поведения от членов того общества, в котором он проживает, перенимает в том числе и манеру агрессивного поведения. Отсюда следует, что условия первичной социализации (детский возраст) и её посредники (родители) являются основной причиной того, что дети (а впоследствии и взрослые, когда вырастают) становятся агрессивными. При этом закрепляется агрессия в поведении с помощью поощрения. Также результативность агрессии усиливает отсутствие наказания, если же вслед за агрессией будет наказание, то вероятность повторения деструктивного поведения в будущем уменьшается.
Практическое применение результатов данной теории позволяет управлять человеческой агрессией и контролировать её. Ведь модели поведения (даже уже усвоенные) можно трансформировать и изменять с помощью определённых процедур. Знание тех условий, которые провоцируют агрессию, позволяют эффективнее ею управлять.