Файл: Проблема личности в социальной психологии (Социально-психологический подход к пониманию личности).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 4
Однако, при всей генетической заложенности всех свойственных индивиду биологических особенностей, психика человека не заложена в генах, черты человеческой психики формируются с помощью общественно-практической деятельности других людей. Социально-психологический, политический, экономический процесс может как способствовать прогрессивному развитию человека, так и тормозить его. Следовательно, адекватные представления о развитии личности в социуме могут быть получены только в процессе рассмотрения названных составляющих в единстве и при отсутствии увеличения или преуменьшения одних или других (человека или общества).
Безусловно, всякий индивид обладает своеобразными индивидуальными особенностями организма, включая и нервную систему. Однако данные особенности и характеристики организма, наследственно, генетически детерминированные, составляют не фактор, а по словам П. Гальперина, необходимую физиологическую основу, условие, но не причину развития человека как члена общества. Согласно современным представлениям в психологии все необходимые личностные качества индивида можно сформировать у любого человека в процессе организации его жизнедеятельности при любых природных особенностях нервной системы. Иными словами каждый здоровый человек способен почти к неограниченному духовному развитию.
Развитие и становление личности представляет собой культурно-историческое воспроизведение индивида как человека, являющегося носителем родовой сущности человечества, это присвоения им общественно выработанных способностей через овладение способами деятельности. Подобная деятельность в готовом виде не дается человеку и в его биологической сущности не закладывается природой. Его деятельность, представленная в результатах и опыте деятельности людей, присвоение которого, овладение опытом является той формой, внутри которой и происходит развитие психики, сознания человека, его личности. Выдающийся советский психолог и философ С. Рубинштейн говорил, что развитие «индивидуального» представляет собой способность личности становиться субъектом, доходя в этом становлении до высшего уровня субъективности. В конечном итоге получается, что внутренняя природа личности находит свое проявление только через отражение внешнего.
Можно сделать вывод, что психическое в то же время является как реальностью, так и отражением реальности. Говоря об этом, Рубинштейн опирался на тезис о том, что «социальное» соотносится с «индивидуальным», действует посредством внешнего и от него зависит. Однако «индивидуальное» обладает и своим непосредственным источником активности и развития, следствием чего можно наблюдать не только изменение внешней социальной обстановки, но и организацию характерного целостного, относительно самостоятельного внутреннего мира человека. Наблюдаемое здесь противоречие между «индивидуальным» и «социальным» и является источником развития личности в обществе. При подобной постановке вопроса индивид одновременно предстает и зависимым от социума, и автономной, свободной личностью.
Тщательный анализ соотношения внутреннего «индивидуального» и внешнего «социального» позволяет раскрыть в личности существенное, типичное, что закономерно формируется в конкретно-исторической системе социальных отношений, в рамках определенного класса или социальной группы, социальной организации, к которым она относится. При этом, если мы рассматриваем личность как члена социальных групп и классов, социальных институтов и социальных организаций, то оперируем не свойствами отдельных людей, а социальными типами личностей. Безусловно, социально психологические типы личности можно определять по самым разным критериям. Можно определить их с точки зрения истории человечества, можно определить их зависимость от ценностных ориентаций. Там же
Становление личности в социуме и ее развитие представляет собой процесс, когда при усвоении опыта, в том числе и социально-психологического, и условий жизни осуществляется переход от абстрактной возможности владеть социальным статусом в действительную возможность и превращения последнего в реальность как результат, совокупность всех реализованных возможностей, предоставленных человеку. При этом, когда мы говорим о становлении человека в обществе, мы говорим о развитии не абстрактной личности, которая находится вне пространства и времени, а именно человека, действующего и развивающегося в какой-либо конкретной социокультурной среде и на определенном этапе развития общества. Для того, чтобы обнаружить, исследовать и понять те начала, на которых основывается знание о усвоении индивидом общественных ценностей и норм, о его становлении и развитии невозможно без изучения социокультурных, этнопсихологических воздействий на индивида.
Учитывая все вышеизложенное можно заключить, что сегодня следует говорить о новом видении проблемы планирования личностного развития, системы становления и формирование индивида в социальной среде. В этом процессе необходимо учитывать индивидуальное своеобразие индивида, возможность выполнения им одной и той же деятельности психологически разными путями, рефлексию и внутренний механизм развития личности, отношение к индивиду как к высшей ценности, как к носителю национального мировоззрения, общественных интересов и настроений. Наверное, только при таком подходе мы сможем определить все факторы между понятиями «личность» и «социум», открыть все необходимые объективные и субъективные условия эффективности развития человека в обществе.
2.2 Социализация личности
Социально-психологическая социализация представляет собой процесс вступления индивида в общество, активного овладения им социального опыта, ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. Социализация предполагает вырабатывание социальные качества, знания, умения, надлежащие навыки, что позволяет ему дееспособным субъектом социальных отношений. Данный процесс протекает как в условиях стихийного влияния на личность различных жизненных обстоятельствах, так и в условиях непосредственного целенаправленного формирования личности (Приложение Б).
Исследуя вопросы становления и развития личности, нужно отметить, что человек как личность не сможет нормально жить вне социума, социальной среды не может. При его взаимодействии с социальной средой появляется множество различных социально психологических явлений, которые оказывают воздействие на формирование его личности. Социально-психологическая реальность, социально-психологические явления возникают как отражение различных форм общения. Но формирование социально-психологического типа происходит прежде всего при помощи собственного опыта общения в непосредственных социальных контактах, где индивид испытывает влияние микросреды, а через него - и макросреды, культуры, социальных норм и ценностей. Получается, что формирование человека как личности происходит в конкретных исторических и социально-экономических условиях.
Первичная социализация представляет собой адаптацию человека к ролевым функциям и социальным нормам, формирующимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях жизнедеятельности человека. Данный процесс реализуется через социальную идентификацию - т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. В качестве агентов социализации выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.
Вторичная социализация - интериоризация, которая представляет собой процесс интеграции социальных ролей во внутренний мир индивида. При этом в нем формируется система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Здесь речь идет о способности к оценке норм, жизненном опыте, тогда как в процессе первичной социализации они преимущественно только усваивались.
Большинство психологов выделяют следующие этапы социализации:
1. Первичная, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста). Ребенок адаптируется, приспосабливается к социальной среде.
2. Стадия индивидуализма (подростковый и ранний юношеский возраст). У подростка появляется желание выделить себя среди других, развивается критическое отношение к общественным нормам поведения.
3. Стадия интеграции (18-25 лет). Проявляется в желании найти свое место в обществе.
4. Трудовая стадия (с 18 до 55-60 лет). Данная стадия характеризуется тем, что человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду и общество через свою деятельность.
5. Послетрудовая стадия. Охватывает пожилой возраст, когда вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта, процесс передачи его новым поколениям.
В отечественной психологии особое внимание всегда отводилось этим более поздним психическим образованиям ввиду их определяющей (регулирующей) роли в поведении личности. Между тем они же в немалой степени подвержены влиянию со стороны деятельности и поведения личности: их изменения по разным причинам ведут также и к изменениям в самой личности. Однако в последние годы произошло некоторое отдаление от понимания того, что субъектность личности всегда имеет и оборотную сторону - ее объектность. Следует также отметить, что социализация - не только процесс усвоения социальных норм, ролей, установок путем включения в социальные связи, но и процесс их встраивания в целостную систему (структуру) личности, благодаря чему и происходит ее становление.
В отношении периода послешкольного обучения в вузе или ином учебном заведении имеются различные точки зрения. С одной стороны вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к трудовой стадии, но с другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно отлична от периода обучения в школе. Например, это проявляется во все более последовательном проведении принципа соединения обучения с трудом. Следовательно, данные периоды жизни индивида нельзя рассматривать по той же схеме. Как бы там ни было, но в научных трудах вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема является весьма важной как в теоретическом, так и в практическом плане: студенчество - одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне актуальны.
Невзирая на некоторые мнения о том, что процесс социализации обрывается с окончанием процесса образования личности, большая часть исследователей говорят о безусловном продолжении процесса социализации в период трудовой деятельности человека. Помимо этого, суждение о том, что индивид не только постигает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Мы не можем сегодня согласиться с утверждением, что труд как предпосылка мобилизации сущностных сил человека прерывает процесс приобретения социального опыта; мы также не принимаем то, что в период трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Несомненно, юность - важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.
Утилитарную же значимость рассматриваемого вопроса нельзя переоценить: введение трудовой стадии в орбиту проблем социализации заслуживает особого внимания в современных условиях в связи с принципом постоянного образования личности, включая все возрасты. Подобный подход ведет к возникновению новых возможностей для построения междисциплинарных исследований, в частности, в сотрудничестве с педагогикой, в отношении раздела, занимающегося проблемами трудового воспитания. На протяжении уже нескольких лет актуализуются исследования по акмеологии, науке о зрелом возрасте.
Послетрудовая стадия социализации сегодня является еще более непростой проблемой. Некоторым оправданием, разумеется, может служить тот факт, что проблема эта еще более новая, чем проблема получения социального опыта в период трудовой стадии. Постановка ее вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Рост продолжительности жизни - с одной стороны, обусловленная социальная политика государств - с другой влекут за собой то, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. В первую очередь увеличивается его удельный вес. В достаточной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.
Проблема послетрудовой стадии социализации сегодня присутствует и в социальной психологии. При этом ключевые точки зрения в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах "усвоения социального опыта" или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея "десоциализации", наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.