Файл: Проблема личности в социальной психологии (Социально-психологический подход к пониманию личности).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 309
Скачиваний: 4
Символы. Одним из средств распространения, внедрения и закрепления официально санкционируемой системы ценностей является символика. Символы соединяют в себе рациональный смысл и рационально истолкованное значение той или иной социальной ценности с высоким эмоциональным уровнем и остротой ее восприятия и переживания.
Ценностные ориентации. Любая общественно-экономическая формация характеризуется определенной системой и даже иерархией ценностей, которые надо различать на ценности, санкционируемые и культивируемые официально. Другими словами с помощью разветвленной системы средств, которыми располагает государство, и ценности, которые функционируют на уровне обыденного сознания, независимо от того, культивируются или, наоборот, отвергаются они официально.
Самосознанием личности является самооценка человека, то есть его оценка своих возможностей и способностей, соотнесенная определенным образом с его реальным положением и совокупностью выполняемых им обязанностей, функций и ролей. Самосознание личности представлено:
- Родовым самосознанием или фактом осознания человеком своей принадлежности к человеческому роду
- Индивидуальным самосознанием или фактом осознания индивидом его индивидуально-неповторимых особенностей, черт характера и специфических жизненных интересов.
В конечном счете, можно говорить о четырех основных модификациях динамической структуры личности:
- вербального поведения;
- невербального поведения;
- внутреннего вербального состояния;
- невербального психического состояния.
Значимость психического настроя личности определяется, в первую очередь, многообразием его функций, а именно в качестве:
- аккумулятора всей текущей информации, воспринимаемой и перерабатываемой индивидом в единицу времени;
- регулятора и тонизатора активности человека;
- установки восприятия информации и деятельности;
- фактора ценностной ориентации личности.
Социальная структура личности постоянно изменяется, поскольку постоянно меняется ее социальное окружение. Личность получает новую информацию, новые знания, которые превращаются в убеждения, которые, в свою очередь, определяют характер поступков человека. Следовательно, и процесс социализации личности может быть понят как изменение социальной структуры личности в соответствии с требованиями общества.
1.3 Социально-психологические теории личности
Сегодня существует множество различных социально-психологических теорий личности, которые предоставляют нам возможность говорить о ней как о индивидуальности и одновременно как о социально-психологическом явлении. В социальной психологии нет общей теории личности; это связано, в первую очередь, с историей развития самой социальной психологии, где к середине прошлого века образовалось четыре основных подхода к объяснению социального поведения личности: необихевиористский, когнитивистский, психоаналитический и интеракционистский. Все, кроме четвертого соответствуют общепсихологическим течениям, а последний имеет социологическое происхождение. Все они характеризуются общими теоретическими принципами анализа и интерпретации социального поведения личности и содержит ряд конкретных социально-психологических теорий личности, так называемых «теорий среднего ранга».
На сегодняшний день, к самым известным социально-психологическим теориям личности, в частности относятся:
- психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др.);
- поведенческую школу (бихевиоризм);
- понимание личности с позиций гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс);
- изучение личности в контексте экзистенциальной психологии;
- трансакционный анализ личности (Э. Берн);
- акмеологический подход к пониманию личности (О. Бодальов, А. Деркач, Л. Орбан-Лембрик и др.);
- стратегию жизни личности К. Абульхановой-Славской;
- социально-психологические концепции личности.
Рассмотрим вкратце основные положения данных теорий.
- Психоанализ. Отец-основатель психоанализа Зигмунд Фрейд положил начало одного из глубочайших учений о человеческой индивидуальности. Психоанализ основан на двух доктринах:
- Доктрина психического детерминизма. Это означает, что любое психологическое явление имеет причину;
- Утверждение о том, что бессознательные процессы играют значительно более весомую роль в формировании мышления и поведения человека, нежели сознательные.
- Фрейд считал, что именно в бессознательном скрыты основные личностные детерминанты, что именно здесь основной источник психической энергии, побуждения, инстинкты.
Швейцарский ученый Карл Юнг рассматривал личность как сложное структурное явление, основанное на идее о сосуществовании индивидуального несознательного с коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное содержит в себе архетипы, определенные формы представлений, которые в процессе индивидуальной жизни наполняются личными образными и эмоциональными содержаниями. Еще одна известная идея Юнга о интроверсии и экстраверсии. Юнг предложил типологию характера, согласно наличия преимущественных функций (мышления, чувств, интуиции) и личностной направленности на внутренний или внешний мир.
Также Юнг ввел такие понятия, как интроверсия и экстраверсия, для определения двух противоположных типов личности. Экстраверты обращены на окружающий мир, а интроверты фиксированы на собственном внутреннем мире. Исходя из этого, Юнг выделил восемь типологических групп, основанных на четырех типах ориентации (мышление, эмоции, ощущения, интуиция) и двух личностных установках (интроверсия и экстраверсия).
Бихевиоризм. Основой бихевиоризма являются теоретические взгляды американских психологов Д. Уотсона и Б. Скиннера. Уотсон предложил программу построения новой психологии, в основу которой он вкладывал не сознание, а поведение. Он утверждал, что любое поведение человека можно описать стимулом и реакцией. Стимул - это изменение внешней среды, реакция - ответ организма на изменение внешней среды. Скиннер расширил теорию условных рефлексов. Он выделил разнообразие операционных реакций, которые можно ослабить или усилить при помощи наказания или поощрения. Отрицательное подкрепление стимулов часто вызывает непредсказуемые последствия, в то время, как положительное подкрепление вызывает изменения в поведении обычно в желаемом направлении. Положительное подкрепление стимула формирует поведение индивида и повышает самооценку человека.
Для здоровья и роста нашему организму естественным образом присущи определенные позитивные силы и энергия. Центральным понятием для гуманистической психологии является самоактуализация. Основоположник гуманистической психологии американский психолог Карл Роджерс считал, что в каждом человеке присутствует стремление становиться компетентным и способным до такой степени, насколько это возможно для него биологически. Важнейшую роль в становлении и развитии личности играет представление индивида о самом себе - его «Я-концепция». К. Роджерс полагал, что индивид склонен поступать в соответствии с тем, что он сам о себе думает, тем более что он не может знать точно каков он «на самом деле». Не может быть какого-либо объективного образа самого себя, применяемый как некий эталон. Тем не менее, существует актуальный жизненный опыт, нередко противоречащий уже сформировавшейся «Я-концепции». К. Роджерсу назвал данное противоречие между представлением о себе и актуальным опытом - неконгруэнтностью. Такое противоречие может быть разрешено или посредством смены поведения, ведущего к изменению актуального опыта, или же посредством модификации представления человека о себе самом - его «Я-концепции».
Другим выдающимся основоположником гуманистической психологии был видный американский психолог А. Маслоу, который много потрудился над проблемами роста и развития личности. Маслоу считал, что сущность индивида исходно позитивна и направлена в сторону постоянного развития. Маслоу полагал, что психоанализ Фрейда преподносит нам болезненную часть психики, которую надо дополнить ее здоровой частью. Именно ему должны быть благодарны исследователи психологии личности за переориентацию внимания с исследования неврозов на изучение психологии здоровья, за конструктивную критику психоанализа, за убежденность в необходимости роста и развития. Поэтому его представление о само актуализации личности стало догмой для большого числа специалистов-психологов на десятилетия вперед.
Представители экзистенциального направления в психологии подвергают серьезной критике Фрейда и других сторонников психоанализа за то, что у них человек зависим от влечений, а представителей бихевиоризма -- за зависимость от окружающей среды и несвободу. В рамках экзистенциального направления, напротив, личность обладает свободой выбора, а каждая ситуация открывает для человека возможность найти свое наилучшее применение, и это является для человека смыслом. При этом экзистенционализм особое внимание уделяет рассмотрению проблемы связи человека с миром. С позиции последователей данной теории попытка понять человека отдельно от его мира является ошибкой. Не может существовать человека без мира, точно так же не существует и мира без человека.
Трансакционный анализ личности, основоположником которого является американский психолог Э. Берн, является методом групповой психотерапии, который базируется на своеобразном представлении о структуре человеческой психики. Берн пришел к заключению, что в каждом человеке можно найти три типа состояний собственного «Я»: родитель, взрослый, ребенок. При этом трансакцей называется единица общения, которая может быть трансакционным стимулом (обращение к другому человеку) или трансакционной реакцией (ответом на это обращение). Э. Берн считает, что «незрелых личностей» нет, а есть люди, в которых «ребенок» совершенно не кстати и неумело берет на себя функцию управления всей личностью, в то время как у них есть и хорошо структурированный «взрослый», которого нужно только обнаружить и привести в действие.
Э. Берн утверждает, что все три аспекта личности очень важны для функционирования и выживания, каждый из них заслуживает одинакового уважения, ведь каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной. Автор трансакционного анализа утверждает, что большинство людей в течении своей жизни в основном только играют и слишком мало времени отводят настоящей жизни, шире человеческим отношениям, которые и приносят чрезвычайное удовольствие.
Психологи выделяют следующие характеристики зрелой личности: развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей, к психологической близости с другим человеком, к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к наибольшей самореализации.
С позиции акмеологии показательной характеристикой зрелости является признание в группе социально-психологических свойств и качеств индивида. И если эта оценка достаточно высока, то социально-групповое признание не только компенсирует, но и оправдывает в глазах личности даже неудачи в сфере межличностных отношений. Отсутствие такого признания - одна из причин психологического дискомфорта человека, его неудовлетворенности своей деятельностью. В случае, если у человека нет признания ни на групповом, ни на личностном уровне, то эта ситуация порождает психологический кризис личности. При таких обстоятельствах можно говорить о том, что индивид как профессионал не состоялся. Неоспоримым является тот факт, что для общества и для самой личности чрезвычайно важно продолжить акме - наиболее активный творческий период жизни человека.
2. Становление и социализация личности
2.1 Становление и развитие личности в социуме
Научное понимание к специфике взаимосвязи «социального» и «индивидуального» в развитии индивида определяет личность как целостный субстрат наделенный определенными семейно-бытовыми, национальными, профессиональными, психологическими и другими признаками, возникающими в в ходе взаимоотношений индивида с его социальным окружением. Сам же термин «социальное» вбирает в себя специфику общественных отношений, условия жизнедеятельности индивида в обществе, особенности системы воспитания, характер производства и социальных институтов, распространение информации. Все эти факторы, вместе с тем и определяют, и сами определяются социальной активностью и творческой самодеятельностью человека, который в своем жизненном развитии воспроизводит достижения истории человеческой культуры и цивилизации. Находясь в среде себе подобных, в различных политических, экономических, социально-психологических условиях; он использует культурное наследие, говорит на родном языке, который является социально сформированным инструментом мышления, посредством которого он постигает общечеловеческий опыт и общается. Все это происходит при непосредственном участии данных ему от природы слуха, зрения, вкуса, обоняния, мышления, чувства, желаний и прочего.