Файл: Теории происхождения государства (Теории происхождения государства и права, не связанные с материалистическим пониманием истории).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Теория государства и права, как следует из ее предмета, - наука политическая. Политика –  мастерство регулировать страной она по определению не может быть беспристрастной, так как является областью деятельности, связанной с отношениями между нациями, классами, и другими социальными группами, целью, которой является проблема покорение, удержания и использования государственной власти. По этой причине логично, то что различными учеными, представлялось, одни и те же признаваемые факты оцениваются и разъясняются по-разному. Таким образом в теоретическую проблему о происхождении государства и права записывается исключительно политический момент. То что формирует еще  одну трудность  в изучении теории государства и права, выходяей из множественности пунктов зрения различных исследований по вопросам происхождения государства и права. Таких точек зрения и мнений может быть великое множество, а истина только одна. Следовательно, в данном случае нужны, не просто ссылки на разнообразные точки зрения, а выделение тех из них, которые в силу своей акцентированности полнее и целом отвечают подлинному расположению вещей.

Поэтому объектом исследования в данной работе станут - основные теории происхождения государства и права.

Предметом исследования – социально правовые положения и многообразие политических особенностей теорий происхождения государства и права.

Цель работы – изучение мнений сторонников и исследователей тех или иных теорий происхождения государства и права, применение характерных отличий и многообразий теорий, взглядов, позиций.

Задачи: достичь понимания исторической и практической мотивации теорий государства и права.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение теорий происхождения государства и права, их характерных особенностей не завершёно и не исчерпано. Возьмем, например процесс исчезновения одних государств и возникновение других продолжается и в настоящее время, и по сей день, равно как и смена политических режимов. К примеру, такие яркие события как объединение Германии, исчезновение таких стран как СССР, Югославии, Чехословакии, «революция роз» в Грузии, «оранжевая» революция на Украине и в Киргизии, пока не получили каких-либо оценок, характеристик с точки зрения возникновения государства и права, и дают нам новую пищу для размышлений.

Исследование процесса происхождения государства и права имеет не непосредственно не только познавательный и академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет более точно понять социальную сущность государства и права, их уникальность и черты. Так же позволяет проанализировать причины и условия возникновения и развития их. Дает возможность нам ярче определить все многообразные функции и основные направления их деятельности, более точнее установить их значимость и роль в жизни людей и политической системы. Современная реальность не зависит от прошлого и будущего и всего лишь новый, яркий период в истории. Непосредственно, чтобы понять современное государство и право нужно понимать, как оно становилось, какие основные этапы были в своем развитии, какие причины повлияли на его становление, развитие, изменение содержания и формы.


Исследование государства и права необходимо начинать с такого вопроса как происхождении государства – всегда ли в истории общества существовал этот социальный институт или же что он дал на определенном этапе развития для социума. Непосредственно только методологический подход, осуществляющий принцип историзма, позволяет узнать причины и формы становление государства и права, его характерные черты, отличие от других организованных форм жизни данного социума. Вот поэтому нужно изучить характеристику сторон первобытного социума, применять данные археологии и этнографии, антропологии истории социологических наук напрямую исследующих данный социум.

Теория государства и права изучает многообразие первопричин создания и формирования государства и права. Присутствие данного значения придается изменению организационно-производственной структуры социума. Существенно усложнившееся в промежуток распада первобытнообщинного  строя существование сообщества, угроза его ослабления, распада или даже гибели порождает потребность в особой, стоящей над ним, силе, а отсюда в государстве, обеспечивающем его жизнестойкость и целостность. По мере углубления социального расслоения населения механизм государства все более оказывался во власти верхов общества, возводивших его на службу в личных интересах.

В последующем потребность государства и права обуславливается всей многообразием причин самого различного, прежде всего, общенационального порядка. Государство и право обуславливается как конкретное представление гражданского социума, приобретая при этом тот или иной уровень сравнительной самодостаточности. Они приступают работать, во многом подчиняясь
собственной внутренней закономерностью формирования. Общие закономерности формиования государства и права в каждой отдельной стране проявляются по-разному. Теория государства и права, основываясь на научные результаты историко-юридических исследований, формирует, открывает наиболее значимые закономерности формирования и функционирования государства и права.

Глава 1. Теории происхождения государства и права, не связанные с материалистическим пониманием истории


Глава 1.1 Теологическая теория

Рассматриваемая теория не является научной, так как заранее основывается не на знаниях в их привычном понимании, а на веру в бога.  Её нельзя ни доказать, ни опровергнуть без решения вопроса о существовании бога.   Изначальные религиозно-мифические понятия о божественном происхождении государства и права характеризуются весьма обширным разнообразием. Оно вполне разъясняется особыми историческими критериям существования религий и ранних государственных образований, как Древнего Востока, так и Древнего Запада, Месопотамии или Африки. Только в дальнейшем данные взгляды были переработаны на основе разных направлений христианства в сравнительную цельную теологическую доктрину, выделились концепции иудаизма, мусульманства (ислама), буддизма и других. В теологической концепции учении богослова Фомы Аквинского (1225- 1274), которая  затем в позднее время, получила название  как  «томизм», механизм становление  государства  и  права рассматривался  как сотворение Богом мира. Религия, по учению Ф. Аквинского, должна основываться как необходимость появление и существование государства от Бога. Непосредственно государство должно защищать и оберегать религию. Освящение (монарх - помазанник божий) государственной власти божественным ритуалом присваивало этот власти и авторитет, и бесспорную обязательность неограниченной власти монарха. В  древней Греции ученик Сократа (469-399 до н.э.), потомок знаменитого законодателя Солона, - Аристокл, под прозвищем Платон (427-347 до н.э.), основал в пригороде Афин школу, где учил, что источником происхождения государства и права является божество. Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского - Аристотель (384-322 до н.э.) – также является сторонником божественного  происхождения  государства  и  права. Сократ, Платон и Аристотель выражали позицию, которая заключается в том, что вместе с законами, порожденными людьми, есть нескончаемые, неписанные законы, "вложенные в сердца людей самим божественным разумом". В базе этих законов лежит нескончаемый, незыблемый  божественный порядок, который господствует не только в человеческих ощущениях, но и "во всем строе  мироздания". Но вместе с ним на появление и развитие страны и права решающее воздействие оказали жажда средств и власти, жадность, честолюбие, высокомерие, беспощадность и иные отрицательные людские черты.


 Собственного рассвета теологическая теория достигнула во время средневековья. На этапе перехода народов к феодализму и в феодальный период на рубеже XII-XIII столетий в Западной Европе получила развитие теория «двух мечей». Главной смысл её состоял в том, чтоб утвердить верховенство церковной власти над светской властью (страной) и обосновать, что нет страны и права "не от бога".[1]

Глава 1.2 Патриархальная теория

Эта теория берет свое начало из глубин богословия. Уже в древнее время Платоном и Аристотелем была выдвинута мысль про то, что человеческое общество изначально было патриархальным. Аристотель говорил более конкретно, чем это. По Аристотелю, правительство является не лишь продуктом естественного развития, да и высшей формой людского общения. В XVII веке с тех же позиций обосновывалось существование абсолютизма в Англии в сочинениях английского социолога Р. Фильмера "Патриархия, или защита естественного права королей" (1642),  "Патриарх" (1680). Таким образом, происхождение государства и теория «божественного права царей» были получены от первоначального Патриархата.  Средневековые светские феодалы также прибегали к патриархальной теории происхождения страны и права для обоснования неограниченной власти монарха - отца собственных подданных и всей цивилизации. Позже эта теория получила свое отражение в высказываниях 1-го из теоретиков народничества в Российской Федерации, социолога Н.К. Михайловского (1842-1904), а в западных странах - британского историка права Г. Мэна и остальных. Муниципальная власть, как считают приверженцев патриархальной теории, есть ничто другое, как продолжение отцовской власти. Власть сударя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная концепция служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.

Как и отец в семье, так и монарх, в стране не выбирается. Типично, что нет ни одного исторически надежного свидетельства такого метода 

появления страны и права. Наоборот, считается установленным, что патриархальная семья как исторически закономерное явление появляется в процессе разложения первобытнообщинного строя, вместе со страной.[2]  

                             


Глава 1.3 Договорная и естественно-правовая теории

Эта теория очень различна аспектами, обладает, противоречием на различных исторических этапах становления.  Она впитала противоречивые взгляды крупнейших мыслителей всех времен, иногда стоявших на диаметрально противоположных политико-правовых и философских позициях. Ряд мыслителей выделяет договорную - как концепцию происхождения страны, а теорию естественного права разглядывает с позиций происхождения права. Изучаемая концепция как договорная, которая была основана на естественных правах человека, размещается приблизительно на последующих общих принципах:

1)  Становление государства предшествует естественное состояние общества.

2) Правительство появилось и основано на публичном договоре, которые устали от борьбы с природой и вместе людей. Правительство и право представляются продуктом разума и воли (людей и Бога). Решив выйти из "естественного" (догосударственного) состояния, общество слилось в правительство на определенных критериях, и они добровольно дают государству часть собственных прирожденных (естественных) прав и свобод.

А правительство обеспечивает охрану личной принадлежности и личной безопасности, которые заключили контракт.

3) В итоге сотворения страны в обществе образуются две системы права: естественного и положительного (либо позитивного). Первое естественное право (на жизнь, свободу, социальное равенство, собственность и другое), воплощающее внутри себя бесспорный разум и нескончаемую справедливость, словом то, что присуще человеку от рождения и заложено в самой его сути. Вторая позитивное  благоприобретенное  право,  исходит  от  государства (законы, одобряемые  им  обычаи, прецеденты). Первичным является право естественное – вечное и постоянное для всех времён и народов. Подчинёнными ему выступают нормы (правила поведения), которые устанавливаются и изменяемые (отменяемые) страной.        Положительное право это имеющееся, которое действует на этот момент право. Естественное право, исходящее от «всеобщего разума», стало как пожелания и советы того, каким должно быть в эталоне реальное, другими словами положительное право.         Верхушки собственного развития договорная и естественно-правовая теории добиваются когда становятся теоретической основой идеологии антифеодальных буржуазных революций 17-18 столетий. В это время и формируется школа естественного права, которая оказала  огромное  воздействие  на развитие буржуазного государственного права и международного права: Г. Гроций и Б. Спиноза  в Голландии; Т. Гоббс и Д. Локк  в Англии;   во Франции - Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро, Ш. Монтескье;   в  России - П.И. Пестель, а также А.Н. Радищев (1749-1802). Последний считал, что правительство появляется как следствие неразговорчивого контракта членов общества с целью коллективной защиты от произвола сильных.                                                                                                                                   Предполагается, что первым осуществил попытку приспособить теорию естественного права к интересам буржуазии Г. Гроций (1583-1645). Теоретической основой и идейным обоснованием буржуазного революционного движения во Франции послужили мысли Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Изучая правительство как продукт Публичного контракта, он думал, что каждый человек передает в общее богатство свою личность и все свои силы. В итоге появляется коллективное целое, которое ранее называлось "гражданскою общиною", позже - "республикою либо политическим организмом...". В  Декларации прав человека и гражданина (1789), программном документе Великой Французской революции (1789-1794), записано: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. В принятой, по проекту Т. Джефферсона (1743-1826), Декларации независимости США (1776) говорится: "Мы считаем самоочевидными истины, что все люди созданы равными и наделены неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью". С конца 19 в. и вплоть по сей день наблюдается период так называемого возрожденного естественного права. Однако некоторые создатели считают, что наибольшее распространение передовые теории естественного права имели посреди прошедшего столетия. С принятием Европейской конвенции о защите гражданских прав и главных свобод 1950 г., Интернационального соглашения о гражданских и политических правах 1966 г. воздействие естественно-законодательных учений пошло на убыль. Политики и юристы, аргументируя свои позиции по гражданским правам, предпочитают ссылаться на международные пакты как на нормативные документы. В почти всех государствах понижается интерес к теориям естественных прав личности.