Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Теоретические основы формирования организационной культуры).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования организационной культуры
1.1. Понятие организационной культуры и ее структура
1.2. Организационная культура: формирование, факторы влияния, типология
2. Анализ организационной культуры в ООО «Dolce Vita»
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Dolce Vita»
Рассмотрев типологию Ч. Хэнди, становится видно, что она основана по системе управления организацией. По мнению профессора, в одной организации можно встретить сразу все вышеперечисленные типы организационной культуры. Они могут возникнуть по мере смены стадий развития организации, допустим, на стадии зарождения проявляется культура власти, а на стадии развития может сформироваться культура задач.
Оду низ известных типологий организационной культуры по принципу отношения власти в организации выделил профессор Уортонской школы бизнеса Рассел Акофф [9, с. 37]. Выделяя типы организационной культуры, он взял две составляющие: степень привлечения сотрудников к выполнению поставленной цели и степень привлечения сотрудников для выбора средств достижения этих целей. В результате им было выделено четыре типа организационной культуры: консультативный, претензионный, корпоративный и предпринимательский.
Кратко рассмотрим каждый тип.
Отношения в форме «доктор-пациент» формируется в организационной культуре консультационного типа, который характерен для учебного и медицинского заведения, организаций сфер услуг. Этому типу организационной культуры свойственна низкая степень привлечения сотрудников для выбора средств достижения поставленных целей и высокая степень привлечения сотрудников к выполнению этих целей.
В претензионном типе организационной культуре можно заметить отношения автономии. Такой тип культуры свойственен творческим клубам и союзам. Здесь наблюдается высокая степень привлечения сотрудников для выбора средств достижения поставленных целей и низкая степень привлечения сотрудников к выполнению этих целей.
В корпорациях с централизованной структурой применим корпоративный тип, в котором свойственно автократическое отношение. В таких организациях можно наблюдать низкую степень как привлечения сотрудников к выполнению поставленных целей, так и выбора средств достижения этих целей.
Отличительной чертой последнего типа является то, что отношения выстраиваются по принципу демократии в такой организационной культуре. Те организации, которые управляются по целям или по результатам, а также организации со структурой «перевернутой пирамиды» формируют предпринимательский тип организационной культуры. Им свойственна высокая степень как привлечения сотрудников к выполнению поставленных целей, так и выбора средств достижения этих целей.
В научном мире классификацию, предложенную американским исследователем Уильямом Оучи, принято считать наиболее точной, независимо от этого, она является очень краткой. Эта типология организационной культуры выделяется по признаку регуляции взаимоотношений и взаимодействий. В его классификацию входят три типа организационной культуры:
- рыночная культура, которая ориентирована на прибыль и господство стоимостных отношений. Организация с такой организационной культурой ориентируется в первую очередь на рентабельность;
- бюрократическая культура основана на значительности правил, регламента и процедур, которые исходят от власти. Власть в таких организациях представлена через компетентность;
- клановая культура, в основе которой лежат внутренние ценности. Эта система ценностей не навязываются извне, а создаются самой организацией. Этот тип культуры является дополнительным к вышеперечисленным [7, с. 117].
В научной литературе можно встретить еще много различных типологий организационной культуры. Мы для примера привели выше наиболее распространенные, в дальнейшем свое внимание мы остановим на типологии по национальному признаку. Такие классификации в современной социологической и управленческой литературе получают все больше внимания.
2. Анализ организационной культуры в ООО «Dolce Vita»
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Dolce Vita»
Полное наименование предприятия – базы исследования: салон красоты ООО «Dolce Vita».
По виду деятельности предприятие относится к парикмахерским.
Основным видом деятельности является ОКВЭД 93.02 «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты».
В салоне работают парикмахерский зал, косметический и маникюрный кабинеты, солярий.
Салон красоты с момента своего открытия оказывает следующие услуги: все виды парикмахерских услуг, маникюр, педикюр, косметологические услуги.
Салон красоты оказывает полный спектр парикмахерских услуг и предлагает:
– Новейшие технологии в окрашивании, мелировании, тонировании, выравнивании цвета волос.
– Креативные и классические стрижки.
– Свадебные прически на длинных волосах, вечерние укладки.
– Лечение волос и кожи головы.
– Наращивание волос.
Средства для окрашивания, ухода и лечения волос L'oreal и Capous. С 2014 г. в салоне появилась новая услуга (продажа туристических путевок и авиабилетов).
Основные услуги – парикмахерские. Перечислим другие услуги, предоставляемые салоном красоты ООО «Dolce Vita»:
1) Косметология:
- Комплекс программ с использованием косметических линий Cristina, «Premium», Kosmoteros.
- Аппаратная косметология для лица и тела на итальянском профессиональном оборудовании.
- Пилинги
- Перманентный макияж
- Обертывания
2) Маникюр и педикюр:
- Классический и аппаратный маникюр и педикюр. Уход за кожей рук и ног осуществляется по европейским и традиционным технологиям с применением высококачественной продукции Creative.
- Наращивание ногтей из гелевых и акриловых материалов с помощью современных технологий.
В парикмахерском зале специалисты работают на продукции Loreal professionnel и Шварцкопф, в маникюрном CND, Kapous.
Schwarzkopfprofessional (Германия) – один из лидеров в области ухода за волосами, их укладки и окрашивания. Schwarzkopf – крупнейшая косметическая компания. Обширное портфолио этого бренда включает множество известных брендов и самых популярных продуктов по уходу, окрашиванию и укладке волос
Салон красоты ООО «Dolce Vita» позиционируется как предприятие с лучшими мастерами в городе, которые являются чемпионами и призерами международных, российских и городских конкурсов парикмахерского искусства; с самым широким спектром услуг, профессиональным оборудованием, эксклюзивными процедурами, атмосферой красоты и гармонии. Стилисты салона красоты ООО «Dolce Vita»помогут клиенту найти свой индивидуальный стиль, предложат новый образ или виртуозно повторят любимую прическу.
В салоне красоты ≪Dolce Vita регулярно появляются новые услуги, такие как перманентный макияж, коррекция фигуры, биовостановление волос, новейшие методики массажа.
Управленческая структура предусматривает оптимальное распределение функциональных обязанностей. В салоне красоты действует линейный тип организационной структуры управления, что наглядно представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Схема организационной структуры управления салона красоты
Организационная структура салона красоты линейная, такая структура имеет ряд достоинств:
– четкие системы взаимосвязи между руководителями и подчиненными;
– быстрота реакции в ответ на прямые указания;
– личная ответственность руководителя за конечные результаты предприятия.
Линейный тип организационной структуры управления оптимален для данного предприятия, что обусловлено небольшими размерами предприятия и численностью персонала, нормы управляемости соблюдены.
Конкурентная стратегия салона красоты основывается на выявлении сильных и слабых сторон конкурентов; на заботе о качестве предлагаемых услуг; на политике предоставления накопительных скидок; на предоставлении максимального количества сопутствующих услуг; на максимальном удовлетворении запросов покупателей с различными доходами и т.д.
В таблице 2 представлены финансово-экономические показатели деятельности салона красоты.
Таблица 2
Основные финансово-экономические показатели деятельности салона красоты, руб.
Показатель |
2017 |
2018 |
выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
17570000 |
19772000 |
расходы |
12785000 |
14274000 |
прибыль от продаж |
4785000 |
5497000 |
прибыль до налогообложения |
1632000 |
2640000 |
Основные экономические показатели салона красоты показали, что 2018 год был для предприятия благоприятным, финансово успешным. Предприятие финансово устойчиво, основные финансово-экономические показатели имеют положительную динамику.
2.2. Анализ системы управления персоналом ООО «Dolce Vita»
Проведем анализ системы управления персоналом, для чего первым шагом перечислим локальные нормативно-правовые акты, разработанные на предприятии: штатное расписание, Правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, приказы, личные карточки по форме Т-2. Трудовые отношения в целом регулируются действующим трудовым законодательством (Трудовым кодексом РФ и другими подзаконными актами).
Работники подлежат социальному, медицинскому страхованию, социальному обеспечению в порядке и на условиях, установленных трудовым законодательством РФ.
Теперь проведем анализ системы по функциям управления персоналом. Все функции управления персоналом, учитывая размеры предприятия и численность персонала, выполняет директор салона красоты.
Оценка наличных ресурсов, оценка будущих потребностей, разработка программы удовлетворения будущих потребностей не осуществляются.
Определение потребности в персонале не проводится, значит, методы планирования численности персонала не используются.
Набор и отбор персонала осуществляется с применением только внешних источников привлечения персонала (сеть Интернет: сайт rabota66.ru, в некоторых случаях печатные средства: газет и журналы с тематикой поиска работы, объявления на входной группе салона красоты).
Требования к кандидатам на вакансии касаются только профессионального опыта.
Отбор персонала проводится с применением следующих методов: анализ поступивших резюме, телефонное интервью, собеседование директора с кандидатами на вакансию.
Отбор персонала салона красоты во многом зависит от характера должности, на которую подбирается кандидат, однако в общем виде может быть представлен следующей схемой этапов:
1) первичный отбор;
2) собеседование с руководителем;
3) испытание;
4) решение о найме.
Регламентирующих документов по набору и отбору персонала нет. Адаптация персонала проводится с использованием следующих мероприятий:
1) представление новичка членам коллектива;
2) ознакомление с рабочим местом, ознакомление с Правилами внутреннего трудового распорядка и должностной инструкцией;
3) подробное объяснение должностных обязанностей.
Сроки адаптации нового работника, вхождения его в новый коллектив, не отслеживаются, этот процесс не контролируется. Аттестация персонала не проводится.
Планирование деловой карьеры и формирование кадрового резерва не осуществляются, что объясняется структурой управления и небольшой численностью персонала.
Локальных регламентирующих документов по адаптации, аттестации, деловой оценке персонала, планированию деловой карьеры, обучению и повышению квалификации персонала в салоне красоты не разработано, что объясняется небольшими размерами предприятия и небольшой численностью персонала. График работы персонала 2 через 2.
Таким образом, в салоне красоты осуществляются не все функции управления персоналом.
Далее проанализируем основные кадровые показатели салона красоты, характеризующие систему управления персоналом. Данные представлены в таблице 3.
Таблица 3
Основные кадровые показатели салона красоты
Показатели |
2016 |
2017 |
2018 |
|||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
|
Численность работников (всего) |
16 |
100 |
16 |
100 |
16 |
100 |
из них: |
||||||
- административно-управленческий персонал |
1 |
6,3 |
1 |
6,3 |
1 |
6,3 |
- основных производственных рабочих |
13 |
81,3 |
13 |
81,3 |
13 |
81,3 |
- вспомогательный персонал |
2 |
12,5 |
2 |
12,5 |
2 |
12,5 |
Численность уволенных |
2 |
12,5 |
2 |
12,5 |
3 |
18,8 |
Численность принятых на постоянную работу |
2 |
12,5 |
2 |
12,5 |
3 |
18,8 |
Уровень текучести кадров |
12,5 |
12,5 |
18,8 |