Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
Введение
Актуальность. В настоящий момент право является одним из наиболее важных общественных явлений. Но помимо важности, оно так же является очень сложным. В современном мире общество не может существовать без права, именно поэтому необходимо его изучение, систематизация, совершенствование. За все время изучения права было предложено огромное количество теорий его возникновения и еще больше определений данного понятия. Это обуславливается различными факторами, такими как: конкретные исторические промежутки, историко-правовая обстановка в государстве, личное мнение юристов или основателей учения и другие. Но на сегодняшний день все еще нет точного ответа на вопрос: «что же такое право?».
Объектом исследования является исторический процесс возникновения права. Предметом исследования выступает закономерность и необходимость возникновения права.
Целью курсовой работы является изучение и анализ причин происхождения и развития права, а так же рассмотрение различных теорий его возникновения. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- Исследовать общие закономерности возникновения и развития права как социального регулятора;
- Определить пути возникновения права;
- Изучить основные теории возникновения права.
В качестве методологической основы курсовой работы использовались следующие методы познания: анализ, синтез, аналогия, системный анализ процессов общественного развития, формально-логический метод, а также методы сравнения и обобщения.
Степень изученности темы. Право изучается не только юридическими науками, но и большинством общественных (история, философия, культурология и т.д.). Поиск единого, научного понимания права ведется тысячи лет, со времен возникновения государственности. Интенсивность развития общества и влияние иных исторических аспектов ведет к изменению представления людей о праве. Именно поэтому исчерпывающий ответ на данный вопрос, возможно, так и не будет найден.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников, включающего 17 наименований и приложения. Во введении обоснована актуальность темы курсовой работы, определены объект, предмет, цель, сформулированы задачи, методология, степень изученности темы, а также эмпирическая база исследования. В первой главе рассматриваются различные социальные регуляторы первобытного общества. Вторая глава посвящена причинам и путям формирования права. Третья глава рассказывает о некоторых основных теориях происхождения права. В заключении подведены общие итоги курсовой работы, изложены основные выводы.
Глава 1. Социальные регуляторы в первобытном обществе
1.1. Обычай: понятие и признаки
Право является элементом системы социального нормативного регулирования. Его зарождение началось еще в эпоху первобытного общества. Нормы, которые образуют право, признаются общеобязательными и юридическими, так как находятся в различных источниках, признаваемых государством.
Источники права – исходящие от государства или признаваемые им официально документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения[1].
Правовая идеология, религиозные тексты, высказывания юристов и другие источники признавались в различные исторические периоды. Но наиболее древним из них считается правовой или санкционированный обычай.
Обычай - исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате многократного повторения. Чаще всего формально не закреплены. Передаются из поколения в поколение.
Обычаи выражаются в различных обрядах, традициях, ритуалах, деловых обыкновениях и т.д. Обычаи когда-то были либо моральными, либо религиозными нормами, но со временем их истинное значение было забыто. Люди, следуя обычаям, уже не говорят, хорош или плох тот или иной вариант поведения, а поступают определенным образом в силу привычки[2].
Можно выделить несколько основных черт обычая:
- Длительность существования (закрепляет моральные, духовные ценности народа, складывающиеся в результате длительной общественной практики);
- Постоянность соблюдения (необходимость для сохранности, чаще всего только в сознании определенного народа);
- Локальность (у отдельных народов на небольших территориях);
- Религиозность (религиозные обряды, ритуалы и т.д.).
Совокупность большого количества обычаев представляет собой обычное право. Обычное право – система правовых норм, основывающихся на обычае, регулирующая общественные отношения в данном государстве, в определенной местности либо для данной этнической или социальной группы[3].
Для первобытного общества обычаи или так называемые нормы-обычаи были необходимы и играли главную роль в регулировании всех сфер жизни рода, племени. Они обеспечивали существование присваивающей экономики. В их число входили и брачно-семейные отношения, и религия, и мораль. Так же, в них закреплялось равенство всех членов общества, а труд разделялся лишь по половозрастному признаку. Обычаи содержались в сознании общества и не вocпринимались как прoтивoречащие личным интереcам. Авторитет старейшин, общественное мнение, табу (запрет) – все это обеспечивало добровольность выполнения, а смертные казни, изгнание из племени, пожизненное осуждение - обязательное соблюдение норм. Тот, кто нарушал общинную дисциплину, родовой порядок, мог быть изгнан из общины, «лишен мира», мог быть подвергнут «потоку и разграблению» или другому наказанию, которое и приводилось в исполнение, как правило, коллективно. Нормы обычного права не исключали и лишения жизни нарушителя членами своего рода, общины[4]. Существовали так же мононормы – определенные правила поведения, которые объединяли в себе механизмы действия моральных, религиозных и правовых норм.
В результате разложения первобытнообщинного строя в связи с «неолитической революцией» (переход от присваивающей к производящей экономике) появляется новый вид источника права – правовой обычай. Правовой обычай отличается от неправового тем, что правовому государство придало общеобязательное значение, гарантируя его соблюдение своей силой принуждения. Например, в п.1 ст. 19 Гражданского Кодекса РФ упоминается: «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая»[5].
В настоящее время обычай находит достаточно широкое применение при регулировании общественных отношений в государствах Азии, Африки, Океании. В развитых государствах обычай играет второстепенную роль по сравнению с другими источниками права – нормативным актом и судебной практикой. Обычай понимается прежде всего как норма, дополняющая закон в тех случаях, когда соответствующее предписание в законе вообще отсутствует или оно недостаточно полно[6].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что обычай является основным регулятором общественных отношений в дoгocударственном обществе, в уcловиях родового строя. Но и в дрeвних государcтвах при феoдализме он играл большую роль. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас правовые памятники, которые состояли главным образом из обычаев.
1.2. Мораль как регулятор общественных отношений
Регулятор общественных отношений – система определенных норм, регулирующих поведение людей в различных сферах общественной жизни. В настоящее время в юридической науке выделяют социальные и технические нормы. Обе группы делятся на многочисленные виды по разным основаниям. Главным отличием социальных и технических норм является предмет регулирования. Социальные регулируют отношения между людьми, поэтому мораль является одной из основных социальных норм.
Нормы морали (нравственности) – правила поведения людей, которые сложились в соответствии с моральными представлениями (о добре и зле, хорошем и плохом, чести и бесчестии и т.д.). Так же, следует различать личную (внутреннее убеждение отдельного человека о приемлемом поведении) и общественную (общепринятые правила поведения в определенном обществе) мораль.
В первобытном обществе мораль возникла в процессе его развития из-за необходимости регулирования общественных отношений внутри родовой общины, с помощью чего создавались условия выживаемости людей, зависящих, по большей части, от природных сил.
Важнейшими социальными регуляторами являются нормы права и морали, которые занимают особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции. Нормы морали и права распространяются на все институты общества, близки по содержанию, дополняют друг друга. Право и мораль являются фундаментальными историческими ценностями, показателями цивилизованности общества, его социального и культурного прогресса. Это важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества[7].
Моральное (нравственное) сознание носит ценностный характер. Именно поэтому «инструментом» морали, заставляющим человека придерживаться ее принципов, является совесть.
Главным образом, воздействие на регулирование общественных отношений и поведение индивида оказывают функции морали:
- регулятивная (является главной функцией) – регулирует как отношения в обществе в целом, так и определяет поведение отдельного индивида. Определение должного поведения не является мерой принуждения, не опирается на авторитет;
- ценностно-ориентирующая – формирование нравственных ценностей, определяющих повседневное поведение;
- познавательная – закрепление понятий добра и зла, честности, достоинства и тд., что позволяет иметь представление о принятых в обществе нормах поведения;
- оценочно-императивная – разделение всех социальных явлений на «хорошее» и «плохое», с помощью чего эти явления и оцениваются.
Существует так же ряд других немаловажных функций (воспитательная, коммуникативная, прогностическая и тд.). В совокупности, они определяют социальную роль морали.
Право исторически возникает с целью дополнения морали, оно усиливает моральную регуляцию общества формально-определенными и заранее известными санкциями. В гражданском обществе происходит не просто дополнение, но и взаимоподдержка права и морали. Правовая жизнь общества не может развиваться вне моральных категорий гуманизма и социальной справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства, свободы и ответственности[8].
Мораль регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни. По природе имеющаяся у каждого человека, она закрепляет общие правила, основанные с точки зрения «добра» и «зла».
1.3. Иные социальные регуляторы общественных отношений
В процессе развития первобытного общества возникают социальные регуляторы, которые необходимы для удовлетворения нравственных потребностей общества. Одним из первых социальных регуляторов стал табу. Зная о серьезных последствиях за нарушение определенных запретов, человек задумался бы, стоит ли ему совершать данные действия. Совершение проступков одним человеком давало повод задуматься для других, ведь в столь далекое от нас время порой жестокие и не всегда справедливые наказания могли оставить человека абсолютно одного и в период присваивающей экономики и общинного строя не все «преступники» способны были выжить. Другим регулятором являлся тотем (животное или растение, являющееся предметом культа и считающееся обычно родоначальником племени). Миф (представление людей о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего, о богах и героях) еще один социальный регулятор того времени. Особенностью этих и других социальных норм в догосударственный период выступало то, что все они входили в саму жизнедеятельность людей, обеспечивали единство рода или племени, выражали главную потребность в выживании.
Признаки (общие черты) социальных регуляторов первобытной эпохи:
1. Тесная взаимосвязь с природными факторами.
2. Общий, универсальный и неоднократный характер социальных регуляторов.
3. Все первобытные социальные нормы являлись мононормами, т.е. одновременно регулировали все стороны общественной жизни.
4. Социальные регуляторы первобытной эпохи были весьма эффективны, так как поддерживались авторитетом отдельных людей и механизмом коллективного принуждения[9].
В настоящее время ученые-юристы классифицируют все социальные нормы по двум основаниям: способы формирования и обеспечение социальных норм; содержание социальных норм (регулируемая сфера).
Содержание социальных норм различается по сферам общественной жизни. Такими являются, например: политические нормы (правила осуществления власти в государстве), экономические нормы (правила производства и распределения товаров), религиозные нормы, нормы культуры (регулирование творческой деятельности) и т.д.
Необходимо рассмотреть классификацию по способу формирования и обеспечения социальных норм подробнее. К ним относятся обычаи и нормы морали (нравственности), которые были рассмотрены выше. Корпоративные нормы (нормы организаций) – особые правила поведения внутри отдельной организации/объединения, которые распространяются только на ее членов.[10] Выражаются в различных уставах, положениях (см. Приложение 1).