Файл: Процессный подход к менеджменту (ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Коммуникация.

Способность передавать абстрактные идеи является одной из важных отличительных особенностей человечества. Коммуникация - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Прочность и качество отношений между людьми в основном представляют собой функцию того, насколько четкими и честными являются их межличностные отношения. Поскольку организация представляет собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования.[10]

Очевидно, что если коммуникации между людьми не будут эффективными, люди не смогут договориться об общей цели, что составляет предпосылку существования организации как таковой. Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься здравые решения, но также и для того, чтобы они могли выполняться. Если руководство может донести обоснование своих решений до подчиненных, это значительно повышает шансы их успешного выполнения. До тех пор, пока работники не понимают, какое вознаграждение может предложить им организация за хорошо выполненную работу, они не могут быть достаточно мотивированы и хорошо работать на нее. Коммуникация также важна и в функции контроля. Руководители нуждаются в информации относительно того, что было выполнено, чтобы правильно оценить, были ли достигнуты цели организации.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «НАШСВЕТ»

2.1. Краткая характеристика предприятия

В настоящее время в силу усиления конкуренции со стороны как отечественных, так и зарубежных производителей появилась острая необходимость учитывать малейшие изменения в требованиях потребителей. Однако при функциональном подходе к организации производства трудно, а порой и невозможно заметить такие изменения. Вследствие этого многие предприятия вынуждены пересмотреть способы организации менеджмента в производстве и перейти на процессно-ориентированный подход, позволяющий быстро реагировать на любые изменения потребностей рынка.


Открытое акционерное общество «НАШСВЕТ» - одно из ведущих предприятий светотехнической отрасли промышленности на отечественном рынке.

В производственной деятельности предприятия можно выделить несколько направлений:

- выпуск взрывозащищенных светильников для общего, местного освещения и световой сигнализации. Продукция завода находит применение на нефтехимических, химических, газоперерабатывающих заводах;

- изготовление промышленных световых приборов специального назначения для освещения кабин, пультов, помещений локомотивов, при эксплуатации и ремонте автомобильной, автотракторной техники.

Особую важность имеют работы по изготовлению и поставкам осветительных и светосигнальных средств для гусеничной техники и автомобильного транспорта, электроустановочных изделий для морских судов, светильников для авиационной техники, в том числе бортовых навигационных огней.

Производство имеет полный технологический цикл. Современное техническое оснащение предприятия, наличие испытательной базы позволяет выпускать качественную продукцию.

Система управления качеством на предприятии сертифицирована по ГОСТ Р ИСО 9001 : 2001. В настоящий момент на ОАО «НАШСВЕТ» развернуты работы по построению системы управления бизнес-процессами (СУБП).

Эффективно работая и обеспечивая предприятия многих отраслей промышленности широкой гаммой световых приборов, завод осваивает производство новых изделий. В ближайшей перспективе развития предприятия – совершенствование и модернизация производимой продукции, расширение ассортимента взрывозащищенных светильников, в т.ч. с применением новых энергосберегающих источников света – компактных люминесцентных ламп и светодиодов.

Завод придерживается принципа полного удовлетворения потребностей заказчика.

В настоящее время предприятие имеет пять основных цехов, четыре вспомогательных цеха, производственные и вспомогательные участки, развитый складской комплекс площадью 5000 кв. м.

На предприятии имеются следующие виды производств и технологических процессов:

- штамповочное производство на базе многопозиционных пресс-автоматов, кривошипных прессов, пресса двойного действия;

- механообрабатывающее производство с применением токарных станков с ЧПУ, токарных автоматов, агрегатных и многошпиндельных станков, холодновысадочных и резьбонакаточных автоматов;

- гальваническое и окрасочное производство располагают стационарными ваннами для цинкования, никелирования порошковым напылением,вакуумной металлизацией, термодиффузионным цинкованием;


- переработка пластмасс на базе гидравлических прессов и термопластавтоматов;

- сборочное производство основано на базе специализированных сборочных участков, оснащенных нестандартным оборудованием;

- инструментальное производство и участок спецтехоборудования оснащены координатно-расточными станками, оптико-профилешлифовальными, электроэррозионными и др.

В настоящее время в ОАО «НАШСВЕТ» применяется традиционный подход к учету затрат, основанный на показателях объема. Такой подход имеет очень серьезные недостатки. Рассчитанная с их помощью стоимость бизнес-процессов и себестоимость продукции и услуг являются неточными и стратегически бесполезными в условиях производства комплексного ассортимента.

Также на предприятии преобладает котловой метод учета, когда затраты «собираются» на уровне всего предприятия или некоторых структурных подразделений не по факту их потребления. Такой подход не дает возможности точно оценить затраты каждой структурной единицы и конечных объектов затрат (продукции, услуг, клиентов, поставщиков), а также их вклад в формировании общего финансового результата. Следовательно, нельзя исключить из планов производства и продаж нерентабельные виды продукции и принять правильные управленческие решения относительно ассортимента выпускаемой продукции и ценообразования. Это было насущной проблемой ОАО «НАШСВЕТ», препятствующей принятию правильных управленческих решений.

Система организации производства на ОАО «НАШСВЕТ» сформирована в годы плановой экономики и больших изменений к началу внедрения проекта не претерпела. Главными ее недостатками являются: «котловой» метод учета всех затрат и отсутствие системы учета затрат по местам их возникновения.

В январе 2018 г. на заводе ОАО «НАШСВЕТ» стартовал проект по разработке и внедрению процессной системы управления предприятием. Проект включает четыре этапа:

1) классификация и моделирование бизнес-процесов (БП);

2) оценка эффективности БП;

3) разработка рациональных моделей БП;

4) разработка и внедрение сбалансированной системы показателей.

Главная цель проекта – внедрить на заводе реально работающую систему управления бизнес-процессами.

Для реализации этой цели перед проектной командой были поставлены следующие задачи:

получить устойчивые конкурентные преимущества в виде эффективной системы управления, обеспечивающей достижение стратегических целей;

обеспечить рост авторитета ведущего предприятия отрасли;


повысить стоимость и инвестиционную привлекательность предприятия;

создать информационную прозрачность бизнес-деятельности и регламентировать деятельность персонала;

проанализировать, оценить, оптимизировать БП и организационную структуру;

перевести СМК на новую технологическую платформу и подготовиться к получению сертификата соответствия СМК требованиям стандарта ИСО 9001:2000;

сформулировать требования к информационной системе автоматизации БП.

В рамках данного проекта должны были решиться задачи повышения экономической эффективности производства и продажи продукции, снижения себестоимости, определения «узких мест», рациональной загрузки персонала, увеличения прибыльности за счет развития новых механизмов.

Специфика ОАО «НАШСВЕТ», которую необходимо было учесть при разработке модельных соглашений и моделировании БП, заключалась в следующем:

- наличие большого числа уникальных типов изделий и их модификаций (более 70 типов);

- значительный разброс комплектующих изделий деталей, которые полностью производятся или дорабатываются цехами ОАО «НАШСВЕТ» (40-100 деталей на каждое изделие);

- большое число операций в производственном цикле на определенных станках в цехах (30-40 операций);

- большое число единиц основного производственного оборудования (100-150 единиц в каждом цехе).

Далее будет рассмотрена процедура внедрения процессного подхода к управлению и организации производства на предприятии.

2.2. Совершенствование организации производства на основе внедрения процессного подхода

Проектирование и внедрение процессной системы управления на ОАО «НАШСВЕТ» ведется на основе обобщенного алгоритма, представленного на рисунке 1.

Рисунок 1. Обобщенный алгоритм построения процессной системы управления предприятием

Первый этап проекта включал следующие основные работы:

выделение, классификация и описание БП ОАО «НАШСВЕТ»;

проведение комплексного обследования и разработка IDEF0-моделей БП;

формирование проектной команды и организация проектного офиса;

поставка лицензий на программный продукт для моделирования БП – “IDEF0.EM Tool”;

обучение сотрудников завода технологии моделирования БП в соответствии с требованиями стандарта IDEF0.

Результаты работ по классификации оформляются в виде документа, который называется Классификатор бизнес-процессов предприятия. В Классификатор ОАО «НАШСВЕТ» было включено 22 БП: один БП верхнего уровня, два основных БП, один неосновной БП, 17 обеспечивающих БП, один БП управления. Следует отметить, что именно деятельность по выделению БП способствует формированию процессного мышления у сотрудников.


Далее были проведены комплексное обследование и обучение проектной команды завода технологии моделирования БП в соответствии с требованиями стандарта IDEF0. Данный стандарт является инструментом, который хорошо «прижился» в зарубежных компаниях и рекомендован еще Госстандартом России отечественным предприятиям для описания БП.

В основе построения процессной системы управления лежит понятие комплексной модели, которая разрабатывается на этапе 2 обобщенного алгоритма после проведения комплексного обследования.

Комплексная модель предприятия является корпоративной базой знаний о технологиях ведения бизнес-деятельности и, как правило, состоит из следующих элементов:

- модели верхнего уровня;

- моделей БП;

- организационной структуры.

Перед тем, как приступить к созданию комплексной модели, необходимо ответить на следующие вопросы:

- какие БП существуют на нашем предприятии;

- как правильно выделить БП;

- сколько их, кто их владельцы;

- оптимален ли их состав;

- как БП взаимосвязаны;

- как распределяются ресурсы?

Также необходимо разработать модельные соглашения, построить деревья функций и информационные матрицы. Построение деревьев функций – это традиционный этап моделирования, а информационные матрицы разрабатываются исходя из специфических особенностей объекта моделирования.

Самая большая трудность, с которой столкнулись аналитики при моделировании БП, - это сложный основной БП «Осуществлять производство светотехнической продукции». Наличие большого числа объектов и связей между ними потребовало дополнительных усилий по структуризации и обобщению информации, а также обеспечению наглядности и адекватности модели.

На рисунке 2 приведена комплексная модель БП предприятия.

Рисунок 2. Комплексная модель бизнес процесса предприятия

Условные обозначения: ABC (Activity Based Costing) – система управленческого учета, основанная на действиях; ABB (Activity Based Budgeting) – система адаптивного бюджетирования; KPI (Key Performance Indicator) – ключевые показатели деятельности; BSC (Balanced ScoreCard) – сбалансированная система показателей; TPS (Total Performance Scorecard) – универсальная система показателей.

По оценке западных и российских консалтинговых компаний стоимость проектов по реализации инициатив, представленных на рис. 2, на основе комплексной модели снижает стоимость работ в среднем на 30%.

Создание информационной прозрачности для персонала позволит каждому сотруднику увидеть картину в целом, а также свое место, роль, ответственность и личный вклад в БП. Такое положение дел ускоряет внутренние и внешние коммуникации, процессы обучения и самообучения, снижает риски принятия несвоевременных и ошибочных решений.