Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Понятие и виды ненадлежащей рекламы).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 2
Введение
В наши дни реклама имеет очень большое значение. Она в значительной степени определяет наш образ и стиль жизни, неизбежно оказывает влияние на наши взгляды, наше отношение к себе и окружающему миру. Центром рыночной экономики и основным рычагом торговли и производства является реклама. В начале 1990-х годов Российская Федерация переходит на путь формирования устойчивой рыночной экономики, способной интегрироваться в мировую экономическую систему, встретилась с огромным числом трудностей. Одним камнем преткновения стала проблема создания развитого рынка, основанного на независимости предпринимательской деятельности и честной конкуренции.
Непосредственно, с тех пор было сделано многое: предпринимательское право стало комплексной отраслью российского права.
В современных условиях государство способно обеспечить хозяйствующим субъектам свободу предпринимательской деятельности. Данный вид деятельности в Российской Федерации является существенным элементом рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество не могут существовать и развиваться. При этом вопрос о поддержании честной и добросовестной конкуренции по-прежнему не утратил своей остроты. Ограждение от нечестной конкуренции в сфере рекламы, устранение и отклонение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или причинить вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде, либо вред чести, достоинству и деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали - основные задачи, достижение которых преследует законодательство о рекламе. Поэтому оно является существенной частью российского права и находится в ведении антимонопольных органов.
На сегодняшний день рекламное дело развивается стремительно, т.к. нынешняя российская реклама – это индустрия, имеющая большое количество общественных и профессиональных организаций, и, соответственно, требует систематического обновления правового регулирования.
Избрание темы курсовой работы обусловлено актуальностью задачи повышения эффективности государственного воздействия на сферу рекламы, совершенствования механизма государственного регулирования рекламной деятельности, для повышения результативности обеспечения защиты прав и интересов государства, бизнеса, хозяйствующих субъектов и граждан в сфере оборота рекламной информации.
Цель данной работы состоит в правовом регулировании рекламной деятельности и изучения механизмов этой функции.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- Охарактеризовать институт рекламы в российском законодательстве;
- Провести классификацию рекламы по предъявляемым к ней требованиям;
- Исследовать понятие и виды ненадлежащей рекламы;
- Изучить меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
Объектом настоящего исследования являются правоотношения в сфере рекламы.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие рекламную деятельность на территории РФ.
Методологическую основу данного исследования составляют: анализ литературы и нормативно правовой документации, теоретический анализ и синтез, классификация, обобщение, индукция, дедукция, конкретизация и идеализация.
В процессе написания данной работы был проведен обзор нормативных правовых актов, в частности Гражданского кодекса РФ, ФЗ «О рекламе», иных федеральных законов и подзаконных актов, а также научной литературы, монографий, методических разработок, пособий и материалов периодических изданий, посвященных проблемам законодательного регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации.
Структура моей курсовой работы определена ее целью и задачами. Она включает в себя введение, четыре главы, разделенные на параграфы, заключение и библиографический список.
Введение раскрывает актуальность, цель исследования, а также раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе приводится общая характеристика института рекламы в российском законодательстве. Также в числе вопросов, рассматриваемых в указанной главе можно выделить общие требования к рекламе, которые установлены российским законодательством.
Вторая глава посвящена изучению специальных требований к рекламе. В частности рассматриваются требования к политической и социальной рекламе, рекламе для несовершеннолетних, рекламе отдельных категорий товаров и услуг, а также особенности правового регулирования рекламы в зависимости от способа ее распространения.
В третьей главе курсовой работы рассматривается ненадлежащая реклама: приводится определение данного понятия и исследует виды ненадлежащей рекламы.
Четвертая глава содержит в себе сведения об ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по изучаемой теме.
Глава 1. Характеристика института рекламы в российском законодательстве
Понятие реклама употребляется как в узком, так и широком значении этого слова. В узком смысле под рекламой понимается информация, обладающая некоторыми квалифицирующими признаками. Реклама в широком смысле - это не только реклама как таковая, но и довольно сложная по содержанию рекламная деятельность. Рекламная деятельность включает в себя субъекты, объекты, поведение, связанное с производством, размещением и распространением рекламы. Именно общественные отношения, возникающие в процессе рекламной деятельности (в процессе производства, размещения и распространения рекламы), регулируются правом.
Поэтому, в начале моего исследования при изучении института рекламы в современном российском законодательстве, необходимо существенно углубиться в историю развития законодательства о рекламе в Российской Федерации.
Импульс формирования рекламной деятельности пришелся на период «горбачевских» реформ. На период перестройки, единственным законом, координирующим рекламную деятельность, был закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Он устанавливал табу на недобросовестную рекламу.
В начале 90-х годов законодательство Российской Федерации не полностью регулировало отношения, связанные с производством, размещением и распространением рекламы (по большей части в рамках административного и гражданского права) и показало недостаточность норм о недобросовестной конкуренции. Правовое регулирование рекламной деятельности началось с указа Президента РФ от 10 июня 1994 года № 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы»[1]. Общего комплекса нормативных актов было явно недостаточно для формирования единого устройства регулирования складывающегося рынка рекламных услуг, и для защиты от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести им вред, в июле 1995 года был принят федеральный закон «О рекламе»[2]. Данный закон с одной стороны способствовал развитию рыночных отношений, защите от недобросовестной конкуренции в области рекламы, от ограничения конкуренции на рынке товаров, а также защите прав потребителей товаров, работ и услуг; с другой урегулировал особые правоотношения субъектов рекламной деятельности с целью обеспечения согласованности их интересов с интересами государства, общества и отдельных потребителей.
Данный закон также был призван закрыть пробелы в уже существовавших правовых актах (в первую очередь в законе о конкуренции), а также упорядочить те сферы рекламной деятельности, которые не могут быть урегулированы непосредственно в конкурентном законе и требуют специального решения в рамках рекламного законодательства.
Непосредственно, за время действия закона «О рекламе» 1995 года довольно прочно устоялась практика его применения. Но этот закон в недостаточной степени ограждал потребителей от агрессивной и недобросовестной рекламы, поэтому возникла потребность обновления рекламного права, поскольку оно позволяет рекламным отношениям развиваться только до определенной высоты.
Таким образом, с 1 июля 2006 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе». И участники рекламной деятельности, и научная общественность ожидали его утверждения. В Пояснительной записке к законопроекту было обещано, что принятие нового закона «О рекламе» «позволит существенно повысить эффективность правового регулирования рекламной деятельности, поскольку он учитывает специфику и особенности современного состояния рекламного рынка, обеспечивает эффективный баланс интересов потребителей рекламы, субъектов рекламной деятельности и государства и содержит действенные механизмы противодействия ненадлежащей рекламе».
Одно из основных мест в системе правового регулирования конкуренции и монополии и в целом рыночных отношений берет на себя закон «О рекламе». Целью Закона является развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.[3]
Непосредственно в системе правового регулирования конкуренции и монополии Закон, во-первых, упорядочивает осуществление рекламного дела в России, устанавливает дискурсивный аппарат регулирования отношений в сфере рекламы, в том числе определяет положение субъектов регулирования рекламного законодательства, в частности профессиональных участников рекламного рынка, определяет порядок проверки за соблюдением рекламного законодательства, в том числе полномочия антимонопольного органа по контролю рекламной деятельности в целом. Во-вторых, - является специальным, уточняющим законом в области противодействия недобросовестной конкуренции и защиты прав потребителей. Он детализирует требования к рекламе в целях предупреждения, пресечения и применения мер ответственности за использование конкурентами средств рекламы для недобросовестной конкурентной борьбы на рынке соответствующих рекламируемых товаров, работ или услуг.
Помимо Закона о рекламе важнейшими нормативными актами, регулирующими отношения в сфере рекламы в настоящее время, являются: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ). Гражданский кодекс Российской Федерации; Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе». Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом цен, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе».
На мой взгляд, нельзя забывать о таком важном акте как Российский рекламный кодекс Рекламного Совета России, принятый в 2000 году и представляющий собой новую редакцию Свода обычаев и правил делового оборота рекламы на территории России 1997 года. Данный документ содержит правила саморегулирования рекламной сферы, что соответствует ст. 32 Закона о рекламе. Несмотря на то, что нормы кодекса являются рекомендательными, на его положения опираются все субъекты рекламной деятельности при установлении случаев ненадлежащей рекламы.
Итак, мной были рассмотрены основные нормативно-правовые акты, регулирующие рекламную деятельность в Российской Федерации. Далее считаю необходимым разобрать, какой смысл российское законодательство вкладывает в понятие «реклама» и какие основные требования к ней предъявляет.
Как правило, под рекламой подразумевают совокупность информации о товарах, услугах, работах, организациях.
Своим происхождением слово «реклама» от латинского слова, которое означает «громко кричать».
В статье 3 действующего закона о рекламе приведено следующее определение понятия: «реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке[4]».
Для определения какого-либо понятия, необходимо опираться на выявление его значимых признаков. В связи с тем, что реклама – понятие многогранное, можно выделить, экономические и юридические признаки рекламы.
Экономические признаки:
- платный характер рекламы;
- неличный характер рекламы;
- информационное содержание рекламы;
- раскрытие в рекламе ее заказчика;
- особый характер информационного воздействия (побуждающий, убеждающий).