Файл: Возникновение права(Понятие и признаки возникновения социальных норм общества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов. Правовые нормы всегда оформлялись в письменном виде.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя путями:

1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов – нормативных актов;

3) прецедентное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения других аналогичных проблем).

Проблема понимания причин возникновения права, как и прежде, в современной науке остается дискуссионной.

Причины и условия, которые породили право, в целом одинаковы с причинами, породившими и государство. Однако мононормы первобытного общества и нормы права гораздо более преемственны, чем между органы родового самоуправления и органы государства.

Проверенные многими поколениями, вековые, обычаи стали расцениваться как данные свыше и справедливые, а поэтому стали называться «правом». Наиболее важные из них далее были санкционированы государством как источники права (обычное право).

При первобытнообщинном строе власть носила сугубо общественный характер и была основана на личном авторитете старейшин, военных вождей, жрецов, которых избирали на общем собрании всех членов рода. Кроме того, власть основывалась на личных достоинствах и уважении каждого члена рода к опыту старших.

Вместе с тем, в силу практической необходимости и для регулирования общественных отношений между членами рода в первобытном обществе стали складываться относительно устойчивые правила поведения, обычаи, то есть исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате их многократного повторения вошли в привычку и стали жизненной потребностью людей.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности членов первобытного общества, и действовали они в комплексе с нормами, морали и религиозных обрядов и ритуалов.

Возникновение права – это не более чем, закономерность усложнения общественных взаимосвязей. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, в связи с чем появилась необходимость в новых регуляторах общественных отношений.

Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствовала государственная собственность, основным источником становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений – Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах. Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер.


В обществе, основанном на частной собственности, право развивалось более обширно, отличалось высокой степенью формализации и определенности законодательства, и прежде всего – гражданского, регулирующего более сложную систему имущественных отношений (например, частное римское право).

В разных странах процесс возникновения права при переходе от общины к государству имел свою специфику, поэтому выделяют пути образования права:

1) исторически первой формой права явилось обычное право, сложившееся стихийно и позднее получившее поддержку государства;

2) судебным или административным решениям придавалось общеобязательное значение, то есть они выступали образцами для разрешения аналогичных споров (прецедент);

3) издание правотворческими государственными органами нормативных правовых актов.

Названные три пути присущи любому обществу, но тот или иной путь преобладал в отдельных странах, у отдельных народов.

До настоящего времени специалисты (ученые, практики) не пришли к единой трактовке понятия «право».

По мере развития государства и права, а также усложнения отношений у людей меняется отношение к сущности права. Появилось много различных правовых идей, представлений и теорий о праве. В наиболее простом определении право понимается как система регуляции общественных отношений с целью установления соответствующего режима правопорядка.

При исследовании сущности права ученые отмечают следующие его черты: естественно-исторический характер происхождения права; его предназначение быть масштабом поведения свободных и равных субъектов; нормативность, общеобязательность и взаимозависимость содержащихся в нем прав и обязанностей; наличие гарантий реализации правовых предписаний со стороны государства; ведущая роль государства в формировании правовых предписаний; взаимосвязь и взаимозависимость между государством и правом.

Раскрыть проблему закономерностей возникновения права возможно при рассмотрении этого вопроса в контексте соотнесения данной категории с государством[4].

Советская теория государства и права всегда связывала происхождение права со становлением государства и понимала под правом орудие проведения классовой политической воли в форме законов. Западноевропейская позитивистская доктрина, определяя право в виде законов, охраняемых государством и от него исходящих, также основывалась на этатизме. Различия между двумя названными направлениями состоят в том, что они по-разному определяют причины возникновения государства - так, советская наука выделяет классово-экономический фактор, а позитивизм связывает государство с завоеваниями, насилием.


Выводы англо-американской науки принципиально отличаются от описанных выше. Во всех концепциях единым образом подчеркивается, что право (примитивное, архаическое, рудиментарное) существовало на очень ранних стадиях развития человечества, задолго до основания государства. Право появляется там и тогда, где и когда появляется суд. Существование судов вызвано частыми нарушениями социального равновесия. Следовательно, отход от коллективизма, осознание человеком собственных интересов, возникновение потребности в разрешении конфликтов, споров и есть причина возникновения права.

Таким образом, можно сформулировать следующие основные закономерности происхождения права:

1. Право выделилось (наряду с религией, моралью) из синкретической системы мононорм, существовавших на первом этапе развития первобытною общества. Процесс исторического генезиса права относительно самостоятелен, своим существованием право не обязано ни религии, ни морали, ни политике, но тесно связано с ними. Кроме того, здесь следует иметь в виду то обстоятельство, что на первых этапах право имело сакральный характер и в значительной степени рассматривалось через религиозные убеждения;

2. Право объективно возникает на этапе становления раннеклассового общества, когда становится необходимым регулировать производительный труд общинников- земледельцев и ремесленников, то есть при переходе к производящей экономике.

Становление права идет путем полностью не осознаваемого, стихийного, медленно протекающего процесса образования определенных правил, регламентирующих процесс производства, распределения и обмена результатами труда. Стихийность и бессознательность закрепления определенных форм поведения приводит к существованию нескольких систем правовых обычаев внутри одного племени или союза племен.

3. Право появляется на том этапе общественного развития, когда люди, уже разделенные между собой по социальному признаку, по-разному стали оценивать справедливость или несправедливость норм. Отсюда в масштабах всего общества возникла необходимость духовно или под угрозой принуждения навязать господствующую систему норм. Появляются признаки социальности, общеобязательности.

4. Эти правила впоследствии получают закрепление в письменных источниках. Появляется признак формальной определенности.

5. Развивается самостоятельная система государственных органов, контролирующих и обеспечивающих их исполнение, а позднее и создающих новые нормы. Появляются признаки институциональности, обеспеченности государством.


Вывод по первой главе. Таким образом, процесс происхождения права носит достаточно сложный характер и детерминирован всем ходов общественного развития. Возникнув одновременно с государством, оно постоянно находится в тесной взаимосвязи с ним.

Глава 2. Анализ основных теорий возникновения права

2.1 Первые теории возникновения права

До настоящего времени продолжаются споры относительно того, на основе чего возникло право в жизни общества. На сегодняшний момент сложилось несколько основных теорий, объясняющих феномен происхождения права.

Самое первое объяснение происхождению права дала теологическая теория происхождения права (Фома Аквинский, Ж. Маритен).

В соответствие с ней право рассматривается как вечное явление, созданное Богом. Представители этой теории считают, что существует высший божественный закон, который должен лежать в основе позитивного права, создаваемого государством.

Сильная сторона данной теории заключается в том, что в ее основе лежат, христианская мораль, христианские заповеди: "Не убий", "Не укради".

В качестве основного недостатка следует отметить тот факт, что существование Бога не поддается научному доказательству, поэтому всегда найдутся сомневающиеся в данной теории[5].

Следующей исторически сложившейся школой объяснения происхождения права является естественно-правовая школа (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, В.С.Соловьев, П.И.Новгородцев и др.).

Согласно данной теории существует две системы права — естественное и позитивное:

- естественное право существует объективно, независимо от государства (например право на жизнь, на свободу, на достоинство и др.) — поэтому оно не нуждается в государственном закреплении и регулировании. Оно исходит от природы (Высшего Разума, Бога) и, следовательно, воплощает в себе высшую справедливость;

- позитивное (писаное) право, рассматриваемое как совокупность норм, создаваемых государством. Оно не должно противоречить естественному праву.

Согласно естественноправовому подходу (юснатурализм) право по своей природе, смыслу, сущности и понятию является естественным и принадлежит человеку от рождения. Представители данной теории (например, Кант, Гегель) утверждают, что существуют высшие, не зависимые от государства нормы и принципы, олицетворяющие разум, справедливость, объективный порядок.


Естественное право – это право, переданное человечеству извне и имеющее приоритетное значение по отношению к человеческим установлениям. Оно является первичным по отношению к нормам позитивного права. Представители этого направления в теории права считают, что в нём наиболее полно нашли воплощение объективные свойства и ценности «настоящего права». Оно наделяется соответствующей абсолютной ценностью и предназначено выступать в качестве образца и критерия качества действующего позитивного права.

В содержательную характеристику естественного права наряду с объективными свойствами права включаются и различные моральные характеристики. В результате такого смешения естественное право представляет собой симбиоз различных социальных норм, образующих ценностно – содержательный и нравственно – правовой комплекс. Совокупность подобных свойств и содержательных характеристик естественного права в обобщённом виде трактуется как выражение всеобщей и абсолютной справедливости права вообще. Нормы позитивного права и сама практическая деятельность государства должны соответствовать основным положениям естественного права.

В современных условиях нормы естественного права наиболее полно отражены в нормах международного права. Чем демократичнее и стабильнее общественно - политический строй государства, тем ближе его позитивное право к положениям естественного права. Однако равенства между ними никогда не будет.

Идеи и основные положения естественного права в определенной степени отражены в конституционном и текущем законодательстве большинства современных государств.

Решая практические задачи в различных сферах общественной жизни государство с учётом многообразных факторов (не всегда положительных) формирует соответствующий складывающейся обстановке правовой режим. Как правило, его положения носят ограничительный характер по отношению к определению линии поведения субъектов права.

Признание естественных неотъемлемых прав человека — величайшее достижение юридической науки XVIII в. В то же время в этой теории не учитываются экономические причины происхождения права.

Историческая теория происхождения права (Савиньи, Г.Гуго) рассматривает происхождение права как стихийный исторический процесс. Право с данной точки зрения складывается в ходе жизни и деятельности общества, является продуктом развития нации. Право развивается подобно растению, языку, на котором говорят народы. Среди источников права важнейшую роль сторонники исторической школы отдавали обычаям, закрепившимся в нормах права с течением времени, а не законам.