Файл: Понятие и виды субъектов правоотношений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как уже отмечалось, регулирование правоотношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Часто бывают ситуации, когда длительное время информация о гражданине в месте его постоянного жительства отсутствуют, и попытки найти такого гражданина не приносят должного результата. В результате таких ситуаций возникает неопределенность в субъекте правоотношений.

Закон предусматривает специальные правила для регулирования таких ситуаций, которые образуют так называемый институт безвестного отсутствия. С помощью этих правил заинтересованные лица могут обратиться в государственные органы и добиться устранения неопределенности в правоотношениях, стороной которых является пропавшее без вести лицо, либо свести к минимуму негативные последствия такой неопределенности .

2.3 Юридические лица как субъекты правоотношений

Наряду с гражданами субъектами права являются также юридические лица - особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке, установленном законом. Конструкция юридического лица - это основная правовая форма коллективного участия лиц в гражданском обороте, которая является необходимым в связи с тем, что жизнь общества невозможна без объединения людей в группы, союзы, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения целей.

Юридические лица выполняют следующие функции:

- оформление коллективных интересов: организует и упорядочивает внутренние отношения между участниками юридического лица, преобразуя их волю в волю всей организации в целом, позволяя таким образом ей выступать в гражданском обороте от собственного имени - имени юридического лица;

- функция объединения капиталов: является оптимальной формой долговременной централизации капиталов, что необходимо для ведения крупномасштабной предпринимательской деятельности;

- ограничение предпринимательского риска: конструкция юридического лица позволяет ограничить имущественный риск участников в пределах суммы вклада в капитал предприятия;

- функция управления капиталом: институт юридического лица создает основу для более гибкого использования капитала, принадлежащего одному лицу в различных сферах предпринимательской деятельности.

Юридическое лицо имеет ряд идентифицирующих его свойств, чтобы организация могла признаваться субъектом права.


Эти свойства таковы:

1) Организационное единство юридического лица. Это свойство проявляется в определенной иерархии, соподчиненности органов управления, составляющих структуру организации, а также в четкой регламентации отношений между его членами. Организационное единство юридического лица закрепляется в его уставе и / или учредительном договоре (учредительных документах) и регулируется нормативными актами о правовом положении конкретного вида юридических лиц;

2) имущественная обособленность юридического лица. Имущественная обособленность юридического лица представляет собой объединение многих инструментов в единый имущественный комплекс и создает материальную основу для его деятельности. В то же время степень обособления имущества от различных видов юридических лиц может существенно различаться. Например, хозяйственные товарищества и общества, кооперативы имеют право собственности на свое имущество, в то время как унитарные предприятия имеют только право хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако в обоих случаях наличие полномочий владения, пользования и распоряжения имуществом дает обоим такую степень обособленности, которая достаточна для признания этого субъекта в качестве юридического лица.

3) самостоятельная гражданско-правовая ответственность юридического лица. Данное свойство регламентировано статьей 56 Гражданского кодекса и подразумевает, что собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых. Следует отметить, что необходимым условием такой ответственности является наличие отдельного имущества юридического лица, которое при необходимости может быть объектом требований кредиторов.

4) выступление юридического лица в гражданском обороте от своего имени означает возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. И это окончательный признак юридического лица и, в то же время, цель, для которой оно создано.

Учитывая все вышесказанное, можно охарактеризовать юридическое лицо как организацию, признанную государством субъектом права, обладающую обособленным имуществом, самостоятельно отвечающую по своим обязательствам и действующую в гражданском обороте от своего имени.

В отличие от таких субъектов правоотношений, как граждане, юридическое лицо обладает не универсальной правоспособностью, а специальной, предполагающей наличие у юридического лица только таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо указаны в его учредительных документах. Это касается всех юридических лиц, за одним исключением: новый Гражданский кодекс 1994 года наделил частные коммерческие организации общей правоспособностью.


Правоспособность юридического лица возникает в момент государственной регистрации такой организации, и прекращается в момент его исключения из Единого государственного реестра юридических лиц (в соответствии со статьями 49, 51, 63 Гражданского кодекса). Правоспособность юридического лица определяется не только ее общим или специальным характером. Например, осуществление определенных видов деятельности требует специальных разрешений (лицензий) от государства. Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц.

Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходимо не только наличие правоспособности, но и дееспособности. В отличие от граждан, у юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают и прекращаются одновременно. Правосубъектность тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта права. В случае с юридическими лицами, индивидуализирующими, его признаками является его местонахождение и наименование.

Юридические лица, в зависимости от характера участия государственных органов в их регистрации, могут быть образованы несколькими способами:

- Рaзрешительный порядок обрaзования юридического лица подразумевает, что создание организации рaзрешено тем или иным компетентным органом;

- Нормативно- явочный порядок создания юридического лица не требует согласия каких- либо третьих лиц, включая государственные органы. Регистрационный орган лишь проверяет соответствие закону учредительных документов организации и соблюдение порядка ее образования.

- Распорядительный (явочный) порядок характерен тем, что юридическое лицо возникает, не требуя специальной государственной регистрации, на основе одного лишь распоряжения учредителя. Впрочем статья 51 действующего в настоящий момент Гражданского Кодекса не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц.

Правовой основой деятельности любого юридического лица, наравне с законодательством, являются его учредительные документы. Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц. например, общества с ограниченной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и Устава. Правовая основа делового партнерства (полного и добросовестного) - учредительный договор. Для других юридических лиц, устав является единственным учредительным документом. Каждое юридическое лицо должно быть зарегистрировано в соответствии с законом.


Исходя из организационных, функциональных и иных качеств и различий юридических лиц можно классифицировать по различным критериям. В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, можно различать государственные и частные (негосударственные) юридические лица.

К числу государственных относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения.

В зависимости от цели деятельности юридические лица разделяются на коммерческие и некоммерческие. К коммерческим организациям относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такой организации. Некоммерческие, хотя и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ).

По составу учредителей также следует классифицировать юридические лица. В связи с этим, можно выделить юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица. Такие организации называются союзами и ассоциациями. Унитарные предприятия учреждаются государством. Все остальные юридические лица могут быть учреждены любыми субъектами правоотношений.

Различный характер прав участников в отношении юридического лица позволяет классифицировать: организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения); организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы); организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц). В зависимости от объема вещных прав (права самого юридического лица на используемое им имущество) можно различать: юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество (учреждения и казенные предприятия); юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия); юридические лица, обладающие правом собственности на имущество (все остальные юридические лица).

Хозяйственные общества можно ещё классифицировать по тому, что более важно для их участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества, личное участие) или объединение капиталов (общества, имущественное участие). Кроме того, может выступать в качестве классификатора уже указанный ранее порядок образования юридических лиц: образуемые в разрешительном или нормативно- явочном порядке.


По составу учредительных документов разграничиваются договорные юридические лица - хозяйственные товарищества, договорно-уставные - общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные юридические лица.

Все юридические лица можно разделить на четыре основные категории: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия и, некоммерческие организации. Кроме того, можно упомянуть и филиалы и представительства юридических лиц.

2.4. Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты правоотношений.

Государство, как и другие субъекты права, может участвовать в правовых отношениях. Однако правоспособность государства обладает рядом особенностей, связанных с тем, что оно является носителем власти и главным субъектом публичного права.

Государство осуществляет власть и обладает суверенитетом. Суверенитет государства отличает его от остальных субъектов права. Вот основные из свойств государства, выделяющий его в особый субъект правоотношений:

  • государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты права;
  • государство может принимать административные акты, из которых возникают правовые отношения независимо от воли другой стороны;
  • государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на началах равенства правовые отношения;
  • государство пользуется иммунитетом.

Вышеперечисленные свойства выражают далеко не все особенности государства как участника правоотношений, но даже то, что названо, позволяет говорить об особом положении государства в праве.

Касаемо правоспособности государства нельзя не отметить то, что правоспособность государства не может быть равна правоспособности различных физических и юридических лиц, в чем- то она шире, в чем- то уже. Объем правоспособности государства определяется прежде всего тем, что государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а для наиболее эффективного отправления публичной власти. Поэтому государство, вступая в гражданский оборот должно следовать своему предназначению, и правоспособность государства можно назвать целевой.