Файл: Основные функции в теории менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях формирования плановой рыночной экономики повышаются требования к управлению. Это связано с повышенной сложностью как производства, так и реализации. Если в производстве товаров принимают участие десятки, сотни и даже больше специализированных предприятий, то возникает необходимость рационального решения большого количества повседневных практических задач, связанных с обеспечением предприятия квалифицированной рабочей силой, сырьем, материалами, выгодными рынками сбыта товаров и услуг. Невозможно решить этот широкий круг проблем без специальных знаний. Существует особая, относительно отдельная сфера управления-менеджмент.

Менеджмент — это современная система управления предприятием, работающая в условиях рыночной экономики. Термин "Менеджмент" по сути является аналогом термина" менеджмент", его синонимом. Однако есть и разница. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление технологиями, биологическими процессами, государством. Управление — это более широкое понятие. Управление используется только в управлении социально-экономическими системами. Управление — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности по достижению поставленных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Управление рассматривается как процесс, поскольку работа по достижению целей через других — это не разовое действие, а серия непрерывных, взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых является процессом само по себе, имеют решающее значение для успеха организации. Они называются функциями управления.

Функции управления являются одной из важнейших характеристик процесса управления и несут в себе совокупность действий и решений, на которых базируется весь организационно-производственный процесс предприятия.

Целью данной работы является выявление основных функций управления и их места и роли в системе.

Для практической части работы объектом исследования является система управления ООО "Макдоналдс".

Целью данного исследования является обзор системы управления компанией "Макдоналдс". как процесс реализации взаимосвязанных функций, т. е. взаимосвязь функций управления с целями, задачами, структурой управления предприятия, а также определение рекомендаций по совершенствованию функций управления в организации.

В задачи входит раскрытие реализации на практике основных функций управления: планирование, организация, стимулирование, мотивация и контроль. экономика управление


1. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА И СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Функция в управлении — это особый вид управленческой деятельности, посредством которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

Процесс управления представляет собой совокупность и непрерывную последовательность взаимосвязанных действий работников Управления по реализации функций управления, осуществляемых по определенной технологии, направленной на достижение целей социально - экономической системы.

Функция управления отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказов, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могут выполнять одну функцию.

Каждая функция управления является сферой действия конкретного процесса управления, а система управления конкретным объектом или деятельностью — совокупностью функций, связанных с единым циклом управления.

Анри Файоль разработчик теории административного управления в начале 20 века выделил 5 начальных функций административного процесса: предвидение, организация, управление, координация, контроль.

Предвидеть-изучать будущее, устанавливать программу действий. Организовать-построить двойной организм предприятия (материальный и социальный). Приказать-привести в действие личный состав предприятия. Координировать-соединять, объединять, объединять все действия и усилия. Контролировать-наблюдать, чтобы все происходило по установленным правилам и отданным приказам.

Основные функции менеджмента по Файолю:

Рис 1

Все функции управления можно разделить на две функции: содержание процесса управления (основные функции) и направление воздействия на объекты управления (специфические или специфические функции).

В настоящее время различные концепции управления предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций управления.

При рассмотрении системы можно выделить три группы функций управления, которые являются наиболее распространенными для всех типов организаций и любых условий эксплуатации (рис. 1):


 общие функции менеджмента;

 социально-психологические функции менеджмента;

 технологические функции менеджмента.

Рис 2

Система функций менеджмента

Общие функции управления отражают содержание основных этапов процесса управления организацией на всех иерархических уровнях.

Успешное управление в любой организации должно включать следующие общие функции:

 формирование целей;

 планирование;

 организацию;

 контроль.

Часто они добавляют функции: мотивация, координация, управление.

Социально-психологические функции управления в основном связаны с характером производственных отношений в коллективе. Они содержат два вида функций: делегирование и мотивация.

Технологические функции управления определяют два основных вида деятельности, составляющих содержание технологии работы менеджера на любом уровне иерархии: решения и коммуникации.

Общие, социально-психологические и технологические функции дополняют друг друга, создают интегрированную систему управления, позволяющую четко определять методы и приемы управленческого воздействия на деятельность организации, специализировать органы управления и работу отдельных руководителей.

В целом область деятельности, называемая управлением компанией, можно разделить на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

  • Общее управление (установление нормативных требований и политики администрации, политика, инновации, планирование, организация, мотивация, координация, контроль, ответственность);
  • структура управления предприятием (его создание, объект деятельности, организационно-правовая форма, взаимоотношения с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
  • конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, человеческие ресурсы, финансы, основные средства).

Если определены структурные аспекты деятельности предприятия, то все функции управления подразделяются на общие и специфические.

Функция управления — это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управления и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и устойчивостью воздействия на объект со стороны субъекта управления.

Функция управления и задания объема работ по каждой функции является основой для формирования структуры системы управления и взаимодействия ее компонентов.


Общие функции распределяются по этапам (этапам) управления. В соответствии с ГОСТом 24525.0-80 к ним относятся:

  • прогнозирование и планирование;

 организация работы;

 мотивация;

 координация и регулирование;

 контроль, учет, анализ.

Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:

 перспективное и текущее экономическое социальное планирование;

 организация работ по стандартизации;

 учет и отчетность;

 экономический анализ;

 техническая подготовка производства;

 организация производства;

 управление технологическими процессами;

 оперативное управление производством;

 метрологическое обеспечение;

 технологический контроль и испытания;

 сбыт продукции;

 организация работы с кадрами;

 организация труда и заработной платы;

 материально-техническое снабжение;

 капитальное строительство;

 финансовая деятельность

управление — это отдельный управленческий процесс, направленный на разработку методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.

Рассмотрим же подробно функции в системе менеджмента.

Планирование

Планирование-основная функция управления — это вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, которые определяют будущее развитие компании. Согласно концепции немецкого профессора Д.Хана планирование — это ориентированный на будущее систематический процесс принятия решений. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития предприятия и каждого подразделения в отдельности на определенный период: определение экономических задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач. Планирование дает возможность заранее учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия, предприятия или иного структурного подразделения.

В зависимости от содержания целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов:

Формы планирования: - перспективные

среднесрочный

текущее (бюджетное, оперативное)

Тип плана:


  • В зависимости от содержания хозяйственной деятельности: производственные планы, планы продаж, логистика, финансовый план, рекламный план, план нот и др.
  • В зависимости от структуры предприятия: план работы предприятия, секции, филиала, отдела.

Планирование предполагает осознанный выбор целей, определение политики, разработку мер и мероприятий, выбор методов достижения целей.

• В зависимости от направленности и характера рассматриваемых задач различают три вида планирования: стратегическое или долгосрочное; среднесрочное и тактическое или текущее.

Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочное существование предприятия и охватывает период 10-20 лет. Он предусматривает разработку общих целей предприятия на перспективу, определяет программу развития, содержание и последовательность мероприятий по достижению поставленных целей с учетом средств и обеспечения необходимыми ресурсами. Стратегический план должен подкрепляться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в современном деловом мире, фирма должна постоянно собирать и анализировать огромное количество информации о отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

Как в условиях стихийного развития рынка выражение планов в количественных показателях невозможно, планы выражаются в качественных показателях в виде прогнозов и программ. На их основе осуществляется координация перспективных направлений развития фирмы с учетом потребностей и ресурсов.

Стратегическое планирование осуществляется в виде:

  • Долгосрочные планы: где показатели за предыдущий период, согласно принципу "будущее будет лучше прошлого" переводятся в программы действий, бюджеты, планы прибыли с отклонением фактических показателей от запланированных.
  • Стратегические планы: показатели развития предприятия на перспективу с учетом научного обоснования проблем, с которыми может столкнуться фирма. Здесь перспективы и цели связаны с разработкой стратегии.

Стратегические планы должны разрабатываться таким образом, чтобы они не только оставались согласованными в течение длительного периода времени, но и были достаточно гибкими, чтобы при необходимости их можно было изменять и переориентировать.

Некоторые организации, как и отдельные люди, могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая много усилий на формальное планирование. Кроме того, само по себе стратегическое планирование не гарантирует успеха.