Файл: Особенности семейного воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проведенное исследование показало, что при наличии принимающего, уважающего отношение со стороны родителей подростков формируется положительный тип самоотношения, что благоприятно сочетает в себе критический учет внешних оценок и собственного опыта.

Важно подчеркнуть, что адекватное осознание своих сил, «обратной связи» в виде родительского отношения и оценок (как положительных, так и отрицательных) больше присущи подросткам с благоприятным типом самоотношения, что соотносится с высоким самоуважением и симпатией.

Положительный образ Я делает подростка более доступным для воспитательного воздействия родителей, в том числе для их критических оценок, замечаний, которые в этом случае воспринимаются как унижение его личности и ограничения самостоятельности.

Наиболее неблагоприятными вариантами самоотношения являются те, которые характеризуются низкой симпатией и высоким самоуважением ( «сильный» и «плохой»), который формируется в эмоционально холодных семьях, с ориентацией на эмоциональное отторжение ребенка; низкой симпатией и низким самоуважением ( «плохой» и «слабый»), который формируется в семьях с эмоциональной дистанцией и чрезмерной требовательностью со стороны родителей. Эти варианты самоотношения характерные для подростков, переживающих фрустрацию эмоционально теплых отношений с родителями.

Подросток пытается определить свое место в семье путем достижения чувство общности и реализовать стремление к собственной важности и самоуважения. Для содействия формированию положительного самоотношения родителям важно соблюдать пропорции преобладание одобрение над критикой, поддерживать и развивать инициативу, самостоятельность подростков, подчеркивать веры в их силы и возможности, четко дозировать и обосновывать ограничения и требования к подростку. Замечания и предложения нужно давать в форме директив, а совместно их обсуждать в дискуссиях. Привлекать подростка в жизни семьи следует не только путем расширения круга его обязанностей, но и прав. Так мы решили 2 задачу.

Большое значение в формировании самоотношения имеет кризис подросткового возраста, характеризующееся сокрытием эмоций, чувств и переживаний, которые, накапливаясь, могут привести к нежелательным действиям и поступкам. Также стоит отметить необходимость частого общения подростков со взрослыми (особенно с родителями), нахождение общих интересов и организации совместной деятельности, проведения свободного времени, открытого общения на любую тематику.


Формирование самоотношения рассматривается как результат усвоения ребенком определенных параметров родительского отношения к ней. Тип самоотношения в значительной степени формируется в среде детско-родительских отношений, зависит от особенностей воспитательного процесса со стороны родителей.

Перспективу дальнейших исследований мы видим в установлении социально-психологической зависимости между особенностями внутрисемейных взаимоотношений и зарождения конфликтов "дети-родители" и разработке методов психологической коррекции улучшения семейных взаимоотношений.

Список литературы

  1. Антонов В.В. Социология семи/ В.В.Антонов, В. М.Медков. – М.: Академия, 1996. – 304 с.
  2. Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена/ К.Бейкер// Вопросы психологии. – 1991. – № 6.– С.155-164.
  3. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: [краткий курс лекцій]/ А.Я.Варга. – СПб.: Речь, 2001. – 144 с
  4. Галущинская Ю. О. Межпоколенные отношения детей и взрослых / Ю.О. Галущинская // Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на современных этапах : Сб. научн. ст. – Шадринск : ШГПИ, 2012. - С. 67-72.
  5. Дружинин В.Н. Психология семи/ В.Н.Дружинин. – М.:КСП, 1996. – 160 с.
  6. Ковалев С. В. Психология современной семи/ С.В.Ковальов. – М.: Просвещение, 1988 – 98 с.
  7. Косарева А.И. Влияние детско-родительских отношений на формирование самосознания школьника // Обновление содержания, форм и методов обучения и воспитания в учебных заведениях: Сб. наук. работ. Научные записки Ровенского государственного гуманитарного университета. - Ровно: РГГУ, 2004. - Вып. 30. - С. 94-98.
  8. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : Учебник для студентов средних и высших учебных заведений / Т. А. Куликова. – M. : Academia, 2013. – 227 с.
  9. Макаренко А. С. Книга для родителей. — М.: Педагогика, 2012 – 98 с.
  10. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства/ Р.В.Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 319 с.
  11. Осухова, Н. Г. Терапия кризисных состояний [Текст] : монография / Н.Г. Осухова. – М.: Академия, 2015. – 288 с.
  12. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Под ред. А. Фонарева. — М.: Прогресе, 2012.- С. 190-211.
  13. Ричардсон Р.У. Силы семейных уз: [пер. с англ.]/ Р.У.Ричардсон – СПб.: Изд-во «Акцидент», 1994. – 136с.
  14. Семья. Социально-психол. и этич. пробл.: [справочник]/ В.И. Зацепин (рук.авт.кол.), Л.М.Бучинская, И.Н.Гавриленко и др. – К.: Политиздат, 1989. – 255 с.
  15. Социология: Учебник для вузов / В. Н. Лавриенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашева; Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2012. – 349 с.
  16. Сухомлинский В. О. Мудрость родительской любви.-М.,1988
  17. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2012. – 511 с.
  18. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: [книга для педагогов и родителей]/ В.М.Целуйко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 272 с.
  19. Шерман Р. Структурированные техники семейной терапии [Электронный ресурс]: руководство/ Р.Шерман, Н.Фредман/ авторизированный перевод с английского к.пс.н. А.З.Шапиро – М.: Класс, 1997.. – Режим доступа: http://www.psichology.vuzlib.net/book_o146.html
  20. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи/ Э.Эйдемиллер, В.Юстицкис. – С.-Пб.: Питер, 2001. – 651 c.
  21. Энциклопедический социологический словарь / Общая редакция академика РАН Осипова Г. В. – М.: 2012. – с.75