Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
Для эмпирического исследования этой темы был использован ряд методик: методика исследования самоотношения МИС (С. Г. Пантилеева), тест PARI - родительско-детские отношения (Е. С. Шеффер, Р. К. Белл, адаптированный Т.Н. Нещерт), тест-опросник родительского отношения УРО (А. Я. Варг, В. В. Столин), методика «Типичное семейное положение» (Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Юстицкис), опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним», диагностическая беседа с детьми и родителями [3, с. 13].
Также использовали метод экспертных оценок: информацию классных руководителей о поведении детей в школе и их социальный статус в классе.
1. Особенности родительского отношения были выявлены с помощью «Теста родительского отношения» (А. Я. Варга, В. В. Столин). В данный опросник входит 61 вопрос, что составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения.
2. Методика «Семейно-обусловленное состояние» (Типовое семейное состояние) (Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис). Назначение методики: Данная методика разработана и направлена на выявление психотравмирующих состояний взрослых и детей, проживающих в одной семье. Она позволяет также получить данные об обстоятельствах, определяющих изучаемые состояния.
3. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ САМООТНОШЕНИЯ
Методика МИС предназначена для изучения представлений учащегося о самом себе. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 – 17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год.
4.Методы получения экспертных оценок.
Основные задачи: Выбор целей, критериев, наилучших вариантов, описание модели, эвристические алгоритмы управления, эргономика, качество продукции, планирование, классификация, прогнозирование и т.п.
2.2. Анализ исследования
Уровневые характеристики выборки, состоявшей из 30 человек. Наибольшей дисперсией характеризуются данные, полученные по шкалам теста МИС, наименьшей дисперсией характеризуются шкалы ПАРИ. Таким образом, наибольший разброс наблюдается в данных по МИС, причем как для всей выборки, так и для групп, разделенных по признаку закрытости, что свидетельствует о высокой индивидуальности результатов данного опросника. Данные, полученные с помощью шкалы ПАРИ, являются более однородными как внутри выборки, так и внутри каждой группы, что в опроснике ВАРГи свидетельствует о наличии определенной модели поведения. Проверка по критерию Фишера при уровне значимости равном 0,05 показала, что дисперсии обеих групп различаются значимо.
С помощью методики МИС было обнаружено структуру самоотношения подростков, а также - особенности выражения отдельных его компонентов (закрытости, самоуверенности, саморуководства, отображающей самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения). Итак, по шкале «закрытость» в 53% исследуемых доминируют средние значения, что говорит об выборочном самоотношении. Также значительная часть испытуемых (39%) имеют низкие значения по следующей шкале, что указывает на внутреннюю честность, развитую рефлексию и глубокое понимание себя, самокритичность. По нашему мнению, это преимущественно обусловлено личностными характеристиками детей, ведь они тяготеют к глубокому самоанализу, самопознанию. Поэтому их представления о себе очень нестабильны, преимущественно носят ситуативный характер, часто меняются в зависимости от обстоятельств.
По шкале «самоуверенность» прослеживаем преобладание средних значений (41% испытуемых).
То есть в привычных для себя ситуациях подростки сохраняют работоспособность, уверенность в себе, ориентацию на успех своих начинаний. Но когда неожиданно возникают проблемы - нарастает тревога, беспокойство. Заметной тенденцией в этом аспекте является отражение неуважения к себе, наличие сомнений в своих возможностях в 32% исследуемых. Это может привести к избеганию контактов с людьми, глубокое погружение в собственные проблемы, внутреннюю напряженность.
По шкале «саморуководство» доминируют средние значения (47% испытуемых), что говорит о зависимости от степени адаптированности в ситуации. Однако достаточно высокая доля испытуемых (40%) считают себя основным источником их достижений и успехов. Здесь доминантным является представление о собственном Я, а не об внешние обстоятельства. Мы это объясняем тем, что для подростков характерно чувствовать сопротивление воздействию внешней среды, ведь они замечают и понимают свое особое отличие от других, которое стимулирует их больше доверять себе, помогает проявляться в собственном Я.
Среднее значение у большинства (56%) испытуемых по шкале «отражательное самоотношение» означает выборочное восприятие подростками отношения окружающих к себе. Это свидетельствует о дифференцированности представлений о себе у подростков. Они понимают, что определенные действия в различных ситуациях провоцируют положительное или отрицательное отношение к ним со стороны окружающих, что их отдельные качества в одних людей могут вызвать уважение, симпатию, а в других - раздражение и неприятие.
Об исключительной роли среды и ситуации для 51% подростков говорят низкие значения по шкале «самоценность». Однако для детей это вполне нормально, ведь их повышенная чувствительность к замечаниям и критике окружающих делает их ранимыми, склонными доверять своей индивидуальности.
Почти половина испытуемых (48%) склонна лишь частично принимать свои преимущества и недостатки.
Мы это объясняем наличием завышенных требований к себе у подростков, проявляется в отторжении тех составных частей образа себя, не дотягиваются до представлений о я-идеальное.
Низкие значения по шкале «самопривязанность» в большинстве подростков (60%) свидетельствует о высокой готовности к изменению Я-концепции, открытость новому опыту познания себя, поиск соответствия реального и идеального Я. Мы допускаем, что это обусловлено перфекционистскими наклонностями подростков, проявляются в постоянном стремлении самосовершенствоваться, разносторонне развиваться.
Шкала «внутренняя конфликтность» определяет наличие внутренних сомнений, несогласия с собой, тенденции к сосредоточению и рефлексии. Здесь были получены преимущественно высокие значения (48% испытуемых). Полученные данные свидетельствуют о преимуществе негативного фона самоотношения. Подростки, относящиеся к этой группе, находятся в состоянии постоянного контроля над своим Я, для них характерно стремление к глубокой оценке происходящего в их внутреннем мире. Здесь есть угроза возникновения внутреннего конфликта между Я-реальным и Я-идеальным, между уровнем притязаний и фактическим достижениями, что чревато развитием невротического типа.
Полученные данные по шкале «самообвинения» распределились среди исследуемых почти равномерно: 35% - высокие значения, 32% - средние и 33% - низкие значения, характеризующие выраженность негативных эмоций по отношению к своему Я. Мы считаем, что это связано с неустойчивостью представлений о себе у подростков, их подчиненности влияния ситуации и обстоятельств. Поэтому в зависимости от конкретной ситуации подростки склонны обвинять себя или окружающих (в частности часто это касается родителей) в возникновении различных неприятных ситуаций.
Итак, в результате анализа становится заметным, что самоотношение подростков является неустойчивым, с тенденцией к отрицательному. Такой факт настораживает, ведь таким образом создается препятствие в гармоничном психологическом развитии личности подростка. Поэтому мы решили более детально изучить и проанализировать эмпирические данные исследования тех подростков, испытывающих трудности в формировании самоотношения, и проследить, как это связано с типом отношений в их семьях.
Для определения особенностей социально-психологических установок родителей применительно к их детям было использовано тест-опросник родительского отношения УРО (А. Я. Варг, В.В. Столин). Эту методику мы использовали для исследования особенностей отношения отца к своему ребенку. В ходе исследования мы определили, что 55% мужчин имеют выраженное положительное отношение к своему ребенку, принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают ее индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы. 60% родителей проявляют интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают его способности, способствуют инициативности и самостоятельности, поддерживая позицию равенства с ребенком.
Почти половина родителей (45% испытуемых) не устанавливают психологическую дистанцию во взаимоотношениях с детьми, удовлетворяют их основные потребности. Однако, примечательно, что 50% родителей имеют авторитарное поведение, задавая строгие дисциплинарные рамки, требуя от ребенка беспрекословного их выполнения. 40% опрошенных родителей воспринимают интересы, увлечения, чувства своего ребенка как несерьезные, неустойчивы, иногда могут игнорировать их. В нашем исследовании мы воспринимаем это как настораживающий факт. Ведь подростки всеми усилиями стремятся, чтобы их воспринимали наравне, как взрослых, верили в них, чтобы уважали их интересы, стремления, убеждения, чтобы не смеялись над их творческими проявлениями, идеалов, а не преуменьшали значение их чувств. Не соблюдая этих важных для подростков принципов, невозможно построить с ним доверительные отношения. Более того, подростки, которые постоянно сталкиваются с непониманием и отторжением своих интересов и увлечений со стороны родителей, попадают в группу риска детей. Такие дети очень чувствительны к открытому проявлению антипатии и аффективной негативно окрашенной оценки родителей. Таким образом они стоят перед угрозой разрыва семейных связей.
Для определения отношения матерей к различным сторонам семейной жизни и родительско-детских отношений было использовано тест PARI (Е. С. Шеффер, Р. К. Белл, адаптированный Т.Н. Нещерт). все признаки внутрисемейных отношений были разделены на 3 группы:
- оптимальный эмоциональный контакт (35% испытуемых);
- чрезмерная эмоциональная дистанция с ребенком (20% испытуемых);
- чрезмерная концентрация на ребенке (45% испытуемых).
Заметим, что большинство матерей (45%) проявляют чрезмерную концентрацию на ребенке, что проявляется в чрезмерной заботе, построении зависимых отношений, стремлении ускорить развитие ребенка, чрезмерном вмешательстве в ее мир, угнетение сексуальности и агрессивности.
После того, как мы обработали данные опросников, предназначенных для родителей, интересными и противоречивыми оказались результаты исследования среди самих подростков.
Было обнаружено, что 39% детей считают своих родителей непоследовательными в воспитательном процессе. 18% исследуемых утверждают о положительном интересе к их личности со стороны родителей.
16% исследуемых описывают взаимоотношения с родителями как автономные, 12% исследуемых говорят о директивности со стороны родителей. 15% исследуемых родительское отношение к себе интерпретируют как враждебное (табл.2.1).
Стоит отметить, что данные частично отличаются, если рассматривать особенности воспитания со стороны папы и со стороны мамы (по мнению детей).
Таблица 2.1. Результаты исследования
Общий показатель |
Парни |
Девушки |
|||
Отец |
Мать |
Отец |
Мать |
||
непоследовательность |
39% |
41% |
59% |
52% |
48% |
положительный интерес |
18% |
45% |
55% |
58% |
42% |
автономность |
16% |
60% |
40% |
73% |
27% |
директивность |
12% |
52% |
48% |
42% |
58% |
враждебность |
15% |
39% |
61% |
87% |
13% |
Как видим, ребята по-разному оценивают воспитательный процесс родителей. Преимущественно имеют место асимметричные проявления в восприятии воспитательного воздействия родителей детьми. Для девушек доминантной фигурой преимущественно есть мама, а для мужчин - отец.
Нам удалось заметить, что бывают случаи, когда каждый из членов семьи по-разному видит и оценивает взаимоотношения в семье. Например, отец интерпретирует свое отношение к ребенку как положительное, мама демонстрирует чрезмерную концентрацию на ребенке, а сам подросток воспринимает их отношение соответственно как непоследовательное и директивное. Стоит отметить, что в семьях, где существенно отличается понимание особенностей взаимоотношений - прослеживается высокий уровень нервно-психического напряжения (по методике «Типичный семейное положение»). Психологический климат в семьях, где доминирующим является авторитаризм, характеризуется общим недовольством. Семейная тревожность свойственна в большинстве, наиболее заметна в семьях, для которых характерно высокий уровень притязаний, чрезмерная опека и стремление к контролю.