Файл: Особенности семейного воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Семья – среда утверждения общечеловеческих ценностей у ребенка: добра, истины, справедливости, красоты, любви, уважения к другим. В то же время — это центр индивидуальных ценностей в детях. Если для общества главной ценностью выступает человек, то в семье такой ценностью является собственный ребенок как духовная часть самих родителей, смысл их жизни и индивидуальное счастье. Таким образом, семья должна хранить, утверждать и одновременно формировать ценностно-смысловую сферу детской личности на основе принятия последней социально значимых норм, убеждений и идеалов, а также через человеческие взаимоотношения - то есть нравственное богатство семьи [4, c.72].

Основы семейного воспитания были сформированы корифеями педагогической науки мирового значения Я. Коменского, И. Песталоцци, Ф. Рабле, Ж. Руссо и другими. Теоретико-методологические основы отечественного воспитания были сформулированы классиками педагогики А. Макаренко, В. Сухомлинского, К. Ушинского и др. Значительный вклад в разработку концептуальных основ теории семейного воспитания на современном этапе сделали И. Зязюн, А. Вишневский, М. Стельмахович, П. Щербань.

Доскональное изучение трудов этих педагогов поможет в решении современных семейных проблем и задач родительской педагогики.

Цель исследования – изучить особенности семейного воспитания.

Объект исследования – стиль воспитания в семье.

Предмет исследования – особенности стиля воспитания в семье.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;
  2. Изучить основы семейного воспитания;
  3. Исследовать особенности стиля воспитания в семье.

Гипотеза: исследовать стиль воспитания в семье.

Методики исследования: методика исследования самоотношения МИС (С. Г. Пантилеева), тест PARI - родительско-детские отношения (Е. С. Шеффер, Р. К. Белл, адаптированный Т.Н. Нещерт), тест-опросник родительского отношения УРО (А. Я. Варг, В. В. Столин), методика «Типичное семейное положение» (Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Юстицкис), опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним», диагностическая беседа с детьми и родителями. Метод экспертных оценок.

База исследуемых: МБОУ «Красносельская ООШ», 30 человек.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


1. Теоретический анализ особенностей семейного воспитания

Классификация стилей воспитания

Существует множество определений понятия «семья». Все они отражают то состояние в теории социальной и социально-педагогической работы, когда предметом ее изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений. Рассмотрим некоторые известные определения понятие «семья» [9, c.82].

Семья - это «социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождения и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно в отношении детей и пожилых людей »[11, с. 67].

Как воспитательный институт нуклеарная семья состоит из трех основных подсистем: мужчина - женщина; родители - дети; ребенок - ребенок. Эти системы несколько автономные друг от друга, однако, взаимосвязаны в повседневной жизни [6, c.54].

Достаточно распространенной является классификация стилей воспитания Е.Г.Ейдемиллера, в которой выделены следующие стили:

- Гипопротекция (недостаточный уход за ребенком, контроль за ее поведением, недостаток или отсутствие заботы о физическом и духовном развитии ребенка, отсутствие интереса к делам ребенка);

- Доминирующая гиперпротекция (завышенная внимание и забота о ребенке, которая проявляется в чрезмерной опеке и контроле, большом количестве запретов и ограничений)

- Потворствующая гиперпротекция (центрация родителей на ребенке как «Кумире семьи», предохранения ребенка от всевозможных трудностей, чрезмерное обожания ребенка, потакание всем его желаниям, увлечения минимальными успехами)

- Эмоциональное отчуждение (ребенок является бременем для родителей, они часто проявляют недовольство по поводу его существования, игнорируют потребности ребенка. Причиной этого может быть то, что ребенок был нежеланным, либо не оправдались ожидания родителей о рождении ребенка определенного пола)

- Повышенная моральная ответственность (от ребенка требуют таких проявлений чувства долга, не соответствующих его возрасту, возлагают на ребенка ответственность за жизнь и благополучие близких (в основном детей или стариков), не соответствует реальным возможностям; ожидают от ребенка больших достижений в жизни и она боится не оправдать эти надежды родных) [15].


Не менее тяжелый для ребенка непоследовательный, смешанный стиль воспитания, несогласованность и противоречивость требований родителей к ребенку.

Это лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира, порождает у него повышенную тревожность.

Для позитивной социализации ребенка в семье необходимо соблюдение следующих основных условий:

- Отношение к ребенку как к равному;

- Уважение к ребенку - признание его личности;

- Согласие с ребенком, а не принуждение подчиняться воле родителей;

- Оптимистическая вера в возможности ребенка, в его лучшие качества;

- Справедливость и мера в поощрениях и наказаниях;

- Создание соответствующего поля возможностей для развития ребенка;

- Помощь ребенку в удовлетворении его потребностей в познании, самовыражении;

- Признание права ребенка на собственный выбор;

- Создание доброжелательной атмосферы в семье.

Проблема взаимоотношений родителей и детей разных возрастов исследуется Т.Алексеенко, О.Гуляр, О.Докукиною, К.Журбою, Е.Зарединовою, Д. Иванов, Т.Кравченко, Л.Повалий, В.Постовим, И.Сиданич.

В работах психологов (О.Бодальов, О.Киричук, Костюк, Леонтьев, Н.Лисина, В.Мьясищев, В.Петровский, С.Рубинштейн) проанализированы содержательно-динамические и специфические характеристики межличностных отношений; выяснено своеобразие межличностных отношений людей (Б. Ананьев, Г.Балл, О.Ершов, М.Обозов) исследована роль возрастных и индивидуальных проявлений личности во взаимоотношениях (Д.Эльконина, О.Кононко). Зарубежные психологи Д.Боулби, Д.Добсон, Р.Кемпбелл, П.Куттер, К. Левин, А. Маслоу, А.Миллер, К. Роджерс, Б.Спок, К.Фопель, Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни посвятили труды проблемам формирования внутреннего мира человека и достижения взаимопонимания с окружающей средой, особенностям общения и взаимодействия.

Анализ научных источников показывает, что на формирование и развитие личности ребенка влияют, в частности, такие психолого-педагогические факторы: общий микроклимат семейной жизни, его тональность, общая направленность, хорошие семейные взаимоотношения. При гармоничных отношениях все проблемы решаются без унижения человеческого достоинства взрослых и детей. Взаимопонимание и уважение поддерживают авторитет родных и определяют статус ребенка. Тон семейной жизни - это следствие действия многих факторов: нравственного уровня родителей, характера взаимоотношений между членами семьи, бытовой культуры, организованности семейного коллектива, его традиций и тому подобное [5].


Под гармоничными взаимоотношениями родителей и детей мы понимаем отношения, основанные на согласовании основных компонентов отношений (доверительное равноправное отношение, личностно ориентированный стиль общения, учет индивидуальных потребностей родителей и детей) [5].

В психолого-педагогической литературе выделено существенные характеристики гармоничных родительски-детских взаимоотношений: удовлетворение базовых потребностей ребенка, в частности таких как потребность в безопасности и принятии этих потребностей, возникающих в процессе родительски-детского взаимодействия (принятие и признание индивидуальности ребенка и сохранения своего "Я" как автономной реальности) достаточный уровень рефлексии родителей относительно индивидуальных особенностей ребенка, понимание их психолого-педагогической природы; сознательная организация конструктивного стиля взаимодействия с ребенком, адекватного его индивидуальным особенностям.

Гармоничные взаимоотношения родителей и детей формируются в процессе межличностных отношений, которые мы рассматриваем как активное взаимодействие субъекта и социальной окружающей среды. К нарушениям взаимоотношений родителей и детей отнесены:

1) низкая сплоченность между членами семьи по вопросам воспитания и связанная с этим эмоциональное напряжение и непоследовательность в воспитательном подходе родителей к детям;

2) неадекватно выраженная степень опеки и ограниченности по определенным областям жизнедеятельности детей;

3) стимуляция возможностей детей с помощью угроз и моральных осуждений.

В большинстве психолого-педагогических исследований родительско-детские отношения изучаются в подсистеме "мать - ребенок", а нарушения в ней трактуются как основные причины нарушений личностного развития ребенка (Адлер, Дж.Боулби, Д.Винникот, К. Хорни). Поэтому для успешного преодоления возможных отклонений в развитии ребенка необходимы эмоционально близкие отношения с матерью уже на этапе новорожденного ребенка. Начиная с младенческого возраста, между ребенком и взрослым происходит общение, в котором они выступают как субъекты.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что важными факторами возникновения нарушений в развитии детей являются: межличностные конфликты в семье; неверие родителей в возможности и силы ребенка; неадекватные возрасту или противоречивые требования со стороны родителей; отсутствие информации о том, когда и почему родители довольны или недовольны поведением ребенка [9].


В исследованиях Т.Архиреевой, В.Безлюдной, О.Марич, М.Сапоровской, А.Спиваковской, О.Шапатиной показано, что особое значение для возникновения и развития нарушений в личностном развитии ребенка имеет не столько реальная семейная ситуация, сколько субъективное восприятие и переживания ребенком того, что происходит в семье. Можно сделать вывод, что причины нарушений развития личности ребенка имеют значение лишь тогда, когда они переживаются им.

Выявлено, что значительное количество конфликтов родителей с подростками в семье обусловлена комплексом условий (особенности возраста и личности ребенка, внутрисемейные отношения и социокультурная среда), что составляет в целом социальную ситуацию развития ребенка.

Причины родительски-детских конфликтов в семье могут быть как объективными (возрастная динамика, отражающая становление ведущих потребностей у детей), так и субъективными (индивидуально-психологические особенности родителей, особенности семейного воспитания и т.д.) [3].

Проведенный анализ моделей коррекции родительски-детских отношений в контексте проблемы воспитания родителей (индивидуальная модель А.Адлера, модель эффективных типов взаимодействия Р.Дрейкурса, модель группового психологического консультирования Х.Джайнотта, гуманистическая модель работы с родителями Т.Гордона, учебно-теоретическая модель Я.Хямяляйнен, модель, основанная на транзакционном анализе Э.Берна, модель христианского воспитания родителей Р.Кемпбелла, модель родительского воспитания Ю.Азарова) свидетельствует, что они ориентированы на различную практику воспитания в семье и создают различные установки у родителей. Каждая из них направлена на своеобразную передачу родителям знаний и опыта их взаимоотношений с ребенком, необходимых для осуществления воспитательной функции. По нашему заключению их целесообразно применять для формирования у родителей осознанного отношения к формированию гармоничных взаимоотношений с детьми [7, c. 70].

Взаимоотношения, тактику воспитания детей в семье можно отнести к одному из следующих типов:

- диктат. Такие взаимоотношения основаны на жесткой регламентации поведения ребенка, строгом контроле за ней, использовании наказаний, угроз и тому подобное. Как правило, в таких семьях дети живут в страхе, постоянно лицемерят, лгут, следствием чего становятся различные отклонения в поведении;

- опека. Прибегая к такой тактике, родители пытаются оградить ребенка от жизненных реалий, испытаний, пытаются все решать за нее, удовлетворять его потребности и прихоти. При таких условиях ребенок лишен возможности формировать в себе необходимые для дальнейшей жизни психологические, волевые качества, объективно оценивать себя, свои возможности и других людей, целенаправленно работать над собой. Все это деформирует его внутренний мир, систему ценностей, резко занижает или завышает ее требования к окружению, побуждает к девиантным формам удовлетворения своих потребностей;