Файл: Адаптация ребенка к школе ( Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования
1.3. Факторы, влияющие на адаптацию
Глава 2. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе
2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе
2.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе
Совершенно естественно, что число детей, обнаруживающих функциональную неготовность к школе, выше у 6-летних по сравнению с 7-летними.
Этим объясняется и большая длительность адаптации к учебной деятельности у 6-летних детей по сравнению с 7-летними. У младших наблюдается более высокое напряжение систем вегетативного обеспечения. Следовательно, необходимо облегчить детям 6-летнего возраста адаптацию к школе. Одним из средств для этого явилось бы несколько более позднее поступление в школу.
Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для психического развития, так как "именно в этот год быстро формируются многие важнейшие психологические новообразования: интенсивно развивается произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования; закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий [7]. Все это служит благоприятными предпосылками для успешного перехода к учебной деятельности, поэтому поступление в школу в возрасте 6-7 лет значительно облегчило бы адаптацию к школе.
Но и без этого далеко не все возможности облегчения детям адаптации к школе исчерпаны. Так, известно, что существенное условие, облегчающее растущему организму адаптацию к новым воздействиям, - это ступенчатость, постепенное увеличение интенсивности этих воздействий.
Адаптация детей к школе в значительной степени определяется и такими факторами, как содержание обучения и методика преподавания. Отбирая программный материал, следует в полной мере учитывать возрастные возможности детей. Практика экспериментального обучения показала, что при сохранении той же учебной программы, что и для 7-летних школьников, учение оказывалось достаточно утомительным для детей 6 лет, несмотря даже на облегченный режим учебных занятий.
В известной степени облегчает адаптацию к школе предварительное пребывание детей в детском саду. М.Н Ильина указывает, что на развитие и течение адаптационного процесса влияет характер воспитания в дошкольном возрасте. Быстрее адаптируются дети, посещавшие до школы детский сад, а у тех, кто воспитывался дома, чаще наблюдались двигательная расторможенность, нежелательные изменения в характере общения со сверстниками. "Незрелые" школьники, среди посещавших, детский сад встречаются вдвое реже, чем среди детей из домашних условий [11].
Наилучший эффект достигается, по-видимому, взаимопроникновением смежных ступеней социального существования детей. Переход из детского сада в школу должен быть облегчен как за счет создания элементов школы в последней группе детского сада, так и за счет сохранения элементов детского сада в 1-м классе школы [7].
Если ровное, доброжелательное поведение - это необходимое требование профессиональной этики во всех классах школы, то в 1-м классе оно приобретает ни с чем несравнимое значение, так как психика первоклассников особенно ранима. Его роль во много раз возрастает по отношению к детям из неблагоприятных микросоциальных условий (низкий образовательный уровень родителей, злоупотребление алкоголем, конфликты в семье), приводящих к социально-педагогической запущенности детей, задержке интеллектуального развития, формированию нежелательных личностных качеств и затрудняющих приспособление к школе.
В тех классах, где учитель по своим педагогическим установкам ближе всего к воспитателю детского сада, обычно самая высокая групповая сплоченность и самая благоприятная картина межличностных отношений среди учеников.
Среди факторов, влияющих на адаптацию детей к обучению в школе, следует отметить состояние здоровья.
У детей с хронической интоксикацией уровень работоспособности значительно ниже по сравнению со здоровыми, а функциональные сдвиги со стороны центральной нервной и сердечно-сосудистой системы, а также мышечной работоспособности более существенны.
Тщательный медицинский осмотр детей за год до поступления в школу позволяет выделить группу риска неготовности к школьному обучению по состоянию здоровья. Она включает детей:
- с отставанием в биологическом развитии;
- с функциональными отклонениями (невротические реакции, логоневрозы, гипертрофия миндалин), часто болеющих, длительно болеющих;
- с хроническими заболеваниями.
Углубленный медицинский осмотр позволяет не только своевременно выявить таких детей, но и провести соответствующее лечение и оздоровительные мероприятия. Таким образом, удается улучшить состояние здоровья детей, поступающих в школу и, следовательно, облегчить им приспособление к ней.
К показателям, наиболее полно характеризующим поведение первоклассников на общеобразовательных уроках, относится: уровень беспокойности (неусидчивости), быстрота нарастания утомления, реакция на низкие оценки, тревожность в стрессовых ситуациях (на контрольных работах, при необходимости быстро выполнить задание), уровень концентрации внимания, агрессивность, уровень подготовленности к занятиям (наличие учебников, тетрадей, карандашей).
На первом месте показатель быстроты нарастания - утомление. Невысока способность первоклассников поддерживать на уроке высокую концентрацию внимания длительное время. Тревожность в стрессовых ситуациях - очень распространенное явление. Если с ним не бороться, то в дальнейшем оно может привести к негативным явлениям, вплоть до полного отказа от усвоения нового материала. Несколько реже проявляется качество беспокойности (неусидчивости). Не так часто, но все же встречаются первоклассники с повышенной агрессией. Все замечания (как учителя, так и товарищей) они встречают "в штыки". Обычно это дети с повышенной возбудимостью, нередко с отклонениями в состоянии здоровья. Им необходим специальный комплекс профилактических мероприятий. Незначительный процент первоклассников страдает отсутствием правильно подготовиться к занятиям. Это связано, прежде всего, с отсутствием умения концентрировать внимание на своей деятельности. Отрицательная реакция на низкие оценки у первоклассников - явление не типичное, хотя бы потому, что оценки им не выставляются и значимость оценки для них на этом этапе школьной жизни невелика. Для них характерны несколько иные ценности - общение, познание нового, игра и развлечение.
Таким образом, можно выделить основные факторы, оказывающие влияние на адаптацию первоклассников к школе: недостаточный уровень функциональной готовности детского организма к школьному обучению, низкий уровень биологического развития, содержание обучения и методика преподавания, предварительное пребывание детей в детском саду, состояние здоровья.
Выводы по первой главе
Адаптация – это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.
Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 6-7 лет.
Готовность ребенка к систематическому обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.
Несформированность одного из компонентов школьной готовности является неблагоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе, в учебной и социально-психологической сфере.
Глава 2. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе
Базой исследования являлась средняя школа села Сереброполь Табунского района Алтайского края, 1 класс.
Цель исследования: выявление уровня адаптации первоклассников к школе и разработка педагогических условий успешной адаптации.
Задачи:
1. Подобрать методики и выявить уровень адаптации первоклассников к школе.
2. Проанализировать результаты диагностики уровня адаптации первоклассников к школе.
3. Разработать педагогические условия адаптации первоклассников к школе.
2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе
Цель: выявление уровня адаптации первоклассников к школе.
Задачи:
1. Подобрать методики выявления уровня адаптации первоклассников к школе.
2. Проанализировать результаты проведенных методик.
В процессе изучения процесса адаптации были использованы следующие методики:
1. Схема - характеристика класса.
2. Анкетирование родителей.
3. Методика «Краски».
4. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н.Г. Лускановой).
Диагностическая и коррекционно-развивающая направленность процесса обучения предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей детей, а также всесторонний качественный учет результатов их учебной деятельности, реального продвижения в развитии и усвоении знаний. Только на основе такого знания возможны понимание характера и причин учебных трудностей, реальная помощь в их преодолении.
Переход от дошкольного детства к систематическому школьному обучению практически ни у одного ребенка не совершается плавно.
Таким образом, анализируя реагирование детей на школьную нагрузку, можно пользоваться таким арсеналом методов как: анализ характера и результатов учебной деятельности детей, беседы с ними, и их родителями, анкетирование родителей, повседневное наблюдение за детьми в различных ситуациях их школьной жизни – на уроках, на переменах, на прогулках и экскурсиях, в свободном общении со взрослыми и сверстниками.
Особое внимание в наблюдениях за детьми уделяется тем сторонам поведения и деятельности, которые в наибольшей степени отражают характер их адаптации к школьной среде.
Фиксируемые в ходе наблюдений признаки неблагополучия, которые отличают отдельных школьников от других детей класса, рассматриваются педагогом с позиции адаптационных нарушений.
С целью систематизации материалов наблюдений учитель в конце каждой четверти в первом классе, по полугодиям составляет обобщенную характеристику класса. С такой же периодичностью учитель обращается к родителям за информацией о характере адаптации детей к школе. Вполне уместно в этом случае воспользоваться методом анкетирования (приложение 1, 2).
Анализ данных, содержащихся в схеме-характеристике класса, результатов анкетирования родителей позволяет оценить характер школьной адаптации у каждого из учеников, взять на заметку тех, кто получил наиболее низкие обобщенные оценки. К таким детям внимание педагога должно многократно увеличиться.
Чтобы подтянуть все неготовые функции организма ребенка до необходимого уровня, предстоит обеспечить их активное упражнение в доступной, посильной, интересной для детей деятельности – в той деятельности, которой они были почему-либо обделены в дошкольный период. Эту цель и преследуют коррекционные задания, построенные на неучебном материале.
Методика «Краски»
Цель: определение эмоционального отношения к школьному обучению.
Оборудование: набор красок или цветных карандашей (чем больше цветов, тем лучше); альбомные листы, на каждом из которых нарисовано 10 кружков, — в каждый кружок вписаны слова, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, одноклассники, урок, домашнее задание, тетрадь.
Инструкция: раздаются учащимся листы с просьбой их внимательно прочитать слова, написанные в кружках. Читайте по порядку слова, написанные в кружках, и каждый кружок покрасьте в какой-либо цвет. Необязательно красить кружки разными цветами. Выбирайте каждый раз тот цвет, который хочется.
Анализ результатов: если ребенок окрашивает большинство кружков в темные (фиолетовый, синий, лиловый, серый, черный) цвета, — это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.
Методика «Краски» позволила получить следующие результаты:
Даша К.
Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как «физкультура», «тетрадь». В целом положительное отношение к обучению.
Ксюша А.
В тёмные цвета окрасила слова «учитель», «класс», «физкультура». Боится учителя, тяжело привыкает к новой обстановке. В целом положительно воспринимает процесс обучения.
Наташа М.
Большинство кружков окрашены в тёмные тона («звонок», «класс», «урок», «тетрадь», «домашнее задание», «одноклассники»). Слово «учитель» закрашено красным цветом, что говорит об агрессии. В целом ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению.
Ляля В.
В тёмные цвета окрасила слова «звонок», «домашнее задание», «тетрадь», «урок», «книга». Слово «класс» закрашено красным цветом, что говорит об агрессии. Ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.
Стас К.
Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как «звонок», «тетрадь». В целом положительное отношение к обучению.
Максим Ф.
Большинство кружков окрашены в тёмные тона («звонок», «класс», «тетрадь», «домашнее задание»). В целом ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению.
Ваня З.
В тёмные цвета окрасил слова «звонок», «домашнее задание», «тетрадь», «книга». Ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.
Сережа Т.
Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как «домашнее задание», «тетрадь». В целом положительное отношение к обучению.