Файл: Адаптация ребенка к школе ( Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования
1.3. Факторы, влияющие на адаптацию
Глава 2. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе
2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе
2.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе
Рудик Р.
В тёмные тона окрасил кружки «класс», «тетрадь», «одноклассники». В целом обучение не вызывает сильных негативных отношений, за исключением некоторых понятий, которые вызывают небольшое напряжение.
Андрей П.
Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как «звонок», «тетрадь». В целом положительное отношение к обучению.
Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н.Г. Лускановой) использовался с целью выявления отношения детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.
Инструкция: «Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки ставиться не будут».
Оборудование: стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик.
Анализ и оценка рисунков.
1. Несоответствие теме указывает на:
а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры. Свидетельствует о мотивационной незрелости;
б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;
в) неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.
2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом следует учитывать сюжет рисунка, т. е. что именно изображено:
а) учебные ситуации — учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с записанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;
б) ситуации неучебного характера – школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т. п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с большей направленностью на внешние школьные атрибуты;
в) игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т. п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию.
В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными
Анализ результатов по методике проективного рисунка «Что мне нравится в школе»
Даша К.
Рисунок соответствует заданной теме, т.к. изображена типичная учебная ситуация – учитель с указкой у доски. Это свидетельствует о высокой школьной мотивации учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов.
Ксюша А.
Рисунок соответствует заданной теме, но изображена ситуация неучебного характера – доска и стол учителя. Это говорит о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.
Наташа М.
На рисунке изображён календарь природы. Поэтому рисунок соответствует заданной теме и имеет неучебный характер, что свидетельствует о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.
Ляля В.
Изобразила компьютер, который стоит в кабинете. Это игровая ситуация, рисунок соответствует теме. Это говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Стас К.
Рисунок соответствует заданной теме и носит игровой характер – мальчик на турниках. Свидетельствует о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Максим Ф.
На рисунке изображена доска – рисунок соответствует заданной теме и имеет неучебный характер, что свидетельствует о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.
Ваня З.
Изображена типичная игровая ситуация – качели. Это говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Сережа Т.
Изобразил себя на турниках – это игровая ситуация. Рисунок говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Рудик Р.
Рисунок соответствует заданной теме, но изображена ситуация неучебного характера – доска, стол, дверь. Это говорит о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.
Андрей П.
Рисунок соответствует заданной теме, т.к. изображена типичная учебная ситуация – учитель с указкой у доски, сидящие за партами ученики. Это свидетельствует о высокой школьной мотивации, учебной активности ребенка.
Результаты диагностики уровня адаптации первоклассников к школе представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Уровень адаптации первоклассников к школе (%)
по методике Н.Г. Лускановой
Количество учащихся |
% соотношение |
|
Высокий |
2 |
20 |
Средний |
4 |
40 |
Низкий |
4 |
40 |
Результаты диагностики уровня адаптации первоклассников к школе представим гистограммой (Рисунок 1).
Рис. 1. Уровень адаптации первоклассников к школе
В результате проведенного исследования у детей данного класса были выявлены все три уровня адаптации.
20% детей положительно относятся к школе, предъявляемые требования воспринимают адекватно; учебный материал усваивают легко; глубоко и полно овладевают программным материалом; прилежны, внимательно слушают указания, объяснения учителя; выполняют поручения без внешнего контроля.
40% детей так же положительно относятся к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимают учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; самостоятельно решают типовые задачи; бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем-то интересным; дружат со многими одноклассниками.
40% детей отрицательно относятся к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; к урокам готовятся нерегулярно; самостоятельная работа с учебником затруднена; пассивны; близких друзей в классе не имеют, знают по именам и фамилиям лишь часть одноклассников; объясняемый учителем материал усваивают фрагментарно.
Таким образом, методики позволили выявить уровень адаптации первоклассников к школе. Результаты методик показывают, что 20% детей положительно относятся к школе, 40% - так же положительно относятся к школе, но у них преобладает игровая мотивация, они предпочитают игровую деятельность, 40% детей испытывают негативные эмоции при восприятии понятий, связанных с обучением в школе. Из выше сказанного следует, что у 80% детей данного класса недостаточно высокий уровень адаптации к школе.
2.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе
Цель: разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе
Задачи:
1) составить программу, направленную на адаптацию первоклассников;
2) представить описание программы с учетом педагогических условий.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнутьчувство страха, нежелание идти в школу и т.д.
При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.
Деятельность педагогического коллектива школы по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованиюнаправлена на создание следующих педагогических условий:
- Организация режима школьной жизни первоклассников.
- Создание предметнопространственной среды.
- Организация оздоровительно-профилактической работы.
- Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.
- Организация внеучебной жизни первоклассников.
- Взаимодействие с участниками образовательного учреждения.
Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению «Здравствуй школа!» представлена в приложении 3.
Цель программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
- установление контакта с учащимися, с учителем;
- формирование адекватного поведения;
- овладение навыками учебной деятельности.
Организация режима школьной жизни первоклассников
1.Обучение весь год в 1-ю смену с 8.00 часов.
2.Пятидневный режим обучения.
3.«Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса.
4.Облегчённый день в середине учебной недели.
Создание предметнопространственной среды
- Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом.
- Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу.
- Учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.
Организация оздоровительно-профилактической работы
1.Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:
- медицинский осмотр детей, поступающих в школу;
- мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников;
- диагностика устной и письменной речи.
2.Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:
- проведение плановых и внеплановых прививок;
- витаминизация;
- профилактика простудных заболеваний;
- создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков.
3.Максимальное обеспечение двигательной активности детей:
- физкультминутки проводятся на каждом уроке;
- подвижные игры на переменах.
4.Организация рационального питания первоклассников предусматривает:
- выполнение требований СанПиНа к организации питания;
- соблюдение основных принципов рационального питания.
Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период
1.Особенности организации урока в 1-м классе
- домашние задания в первом классе не задаются.
2.Контроль и оценка результатов обучения
- в течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы непроводятся;
- итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее20-25 апреля;
- обучающиеся 1 класса на второй год не оставляются.
Организация внеучебной жизни первоклассников
Внеучебная деятельность в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности:
- спортивно-оздоровительное;
- научно-познавательное;
- проектная деятельность;
- духовно-нравственное;
- патриотическое.
Взаимодействие с родителями первоклассников
- изучение условий жизни ребёнка в семье;
- ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребёнка из школы;
- оборудование «Уголка для родителей» в школе;
- коллективные и индивидуальные консультации для родителей;
- родительские собрания;
- совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни первоклассников в школе.
Таким образом, данная программа составлена с учетом педагогических условий необходимых для успешной адаптации первоклассников к школе и поэтому может быть использована в работе педагогического коллектива общеобразовательной школы.