Файл: Теория и практика разделения властей (Принцип разделения властей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Цель настоящей работы обусловлена необходимостью решения, прежде всего, практических задач, возникающих в ходе развития российского общества.

Объектом исследования является анализ мировых политических систем и их видов, а так же режимов государственного правления.

Задачей исследования, является изучить и проанализировать актуальную информацию о разделении властей в современном мире.

Приходится констатировать, что действие этих норм нередко приводит к коллизиям и не устраняет пробелов в нормативно-правовом регулировании соответствующих общественных отношений. Реформирование системы органов государственной власти осуществляется на базе неразвитого федерального законодательства, в особенности тех нормативно-правовых положений, которые должны способствовать подлинной реализации принципа разделения властей. В результате в государственную и общественную жизнь привносятся элементы нестабильности, игнорируются и нарушаются права, свободы и законные интересы граждан. Одним из способов решения проблемы является формирование и взаимодействие органов государственной власти на основе принципа разделения властей.

За годы, прошедшие с момента принятия Конституции РФ, где в ст. 10 были закреплены принципы разделения властей, накоплен определенный практический опыт реализации конституционных положений, проявились их достоинства и недостатки, без учета которых невозможны дальнейшие преобразования. Российское государство на современной этапе характеризуется противоречивым состоянием проводимых преобразований, связанных с критической переоценкой своего прошлого и с выбором будущего, необходимостью поиска перспектив общественного развития. Решение проблемы коррекции содержания и форм многих правовых явлений выступает необходимым условием эволюции правовой системы, ее ориентации на общемировые стандарты.

Принцип разделения властей

1.1 Понятие принципа разделения властей

Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов. Содержание теории разделения властей состоит в следующем. Вся полнота власти не может находится в руках одного человека или одного органа. Если же такое происходит, неизбежны злоупотребления властью, нарушения прав человека и тому подобные негативные явления. Поэтому необходимо разделение всей государственной власти на несколько составляющих (на несколько ветвей), её распределение по различным органам с тем, чтобы ни один орган не обладал всей полнотой власти. В соответствии с классическим вариантом теории разделения властей выделяют три ветви власти.


Это одновременно политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти любого демократического государства. Они оставлены нам в наследие эпохой великих освободительных революций и войн XVII — XVIII веков в Европе и Северной Америке. Именно в этот период сложилось большинство либерально-демократических государств, которые и поныне относят принцип разделения властей к основам своего конституционного строя.

Рисунок 1 – Ветви власти

Законодательная власть - она необходима для издания законовв которых содержаться нормы права, призванные регулировать наиболее важные общественные отношения. Вся деятельность иных государственных органов должна носить сугубо подзаконный характер. Законодательная власть должна принадлежать коллегиальному выборному (формируемому непосредственно народом) органу. Собирательное название органа законодательной власти – парламент, а лиц, его составляющих – депутаты.

Исполнительная власть - она предназначена для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнения законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Собирательное название органов исполнительной власти – правительство. Главой исполнительной может быть монарх, президент или глава правительства – премьер-министр, в зависимости от формы правления. С учётом этого же обстоятельства происходит и формирование органов исполнительной власти. Монарх получает свою должность по наследству; президент избирается непосредственно народом, или коллегией выборщиков (США), или парламентом; члены правительства назначаются монархом, президентом, или избираются парламентом.

Судебная власть - она необходима для осуществления правосудия, для разрешения возникших споров. Судебная власть принадлежит специально созданным для этого органам – судам. И она должна принадлежать только судам, должна осуществляться только судьями, должна быть независимой.

Зачатки доктрины разделения властей усматриваются уже в трудах выдающихся мыслителей Древней Эллады и Древнего Рима. Среди них можно выделить Аристотеля (384 - 322 до н.э. ), Эпикура (ок. 341 - ок. 270 гг. до н.э .), Полибия (ок. 201 - ок. 120 гг. до н.э. ). Однако авторство принадлежит, бесспорно, двум мыслителям, ставшим в определенной степени провозвестниками революционных перемен в своих странах: англичанину Джону Локку (1632 – 1704 гг. ) и французу Шарлю Монтескье (1689 — 1755гг.).


Идея разграничения деятельности государственных органов в самом общем виде высказывалась, как уже было сказано, еще античными мыслителями - Платоном, Аристотелем, Полибием и др. Так, Платон писал о законодательстве, управлении и правосудии как о формах государственной деятельности, которые «направлены на один и тот же предмет, но вместе с тем и отличны друг от друга».

Аристотель уже выделял «три элемента» всякого политического устройства, считая, что от их организации зависит как благосостояние общества, так и саморазличие отдельных форм государственного строя. Определяя государство как сложное целое, состоящее из специфически различных неподобных частей, Аристотель выделял, во-первых, «законосовещательный» орган, во-вторых, административный или правительственный орган, в-третьих, судебные органы. По его мнению, основополагающим элементом в государстве должен быть «законосовещательный» орган. Поэтому Аристотель не исследовал взаимоотношения государственных органов между собой, проблемы их взаимодействия и контроля.

Полибий одним из первых считал необходимым разграничение власти между консулом, сенатом и народным собранием, которые должны, с одной стороны, оказывать друг другу взаимную поддержку и содействие, с другой - сдерживать власть другого. По мнению Полибия, Ликург отдавал предпочтение форме правления не простой и не единообразной, соединив в ней вместе «все преимущества наилучших форм правления, дабы ни одна из них не развивалась сверх меры и через то не извращалась в родственную ей обратную форму, дабы все они сдерживались в проявлении свойств взаимным противодействием или одна не тянула бы в свою сторону, не перевешивала бы прочих, дабы, таким образом, государство неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия».

Идея свободы как естественного состояния человека н необходимости обеспечения ее защиты послужила основой создания и разработки концепции разделения властей. Согласно Дж. Локку, закон природы это разум, который двигает человеком. Из него вытекают равенство и независимость людей, условия их жизни и поведения в обществе. В свою очередь, уровень и степень естественного состояния, т.е. свободы человека, становятся мерилом соответствия власти потребностям человека. Главная угроза свободе состоит в неразделенности власти, в ее сосредоточении в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению.

Принцип разделения властей впервые и наиболее последовательно воплощён в Конституции США 1787 года, где три власти не только разделены, но и контролируют одна другую через так называемую «систему сдержек и противовесов». Менее последовательно принцип разделения властей проведён в парламентарных государствах, так как в них парламенту принадлежит формальное верховенство над органами исполнительной власти.


Российские специалисты обоснованно отмечают в конституционной модели разделения властей российского государства ряд недостатков: дисбаланс полномочий Федерального Собрания и Президента; отсутствие надлежащей эффективно действующей системы «сдержек и противовесов» во взаимоотношениях различных властей, раздвоение исполнительной власти (Президент, Правительство) в сочетании с независимостью Правительства от Федерального Собрания; наличие органов, которые не вписываются в схему разделения властей на три группы (Президент РФ, Центральный банк РФ, Центральная Избирательная комиссия, Счётная палата, Прокуратура); отсутствие необходимой ясности в распределении полномочий между РФ в цело и её субъектами.

Политическая система общества

Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственные органы, политические партии, общественные и политические движения и союзы, общественные организации, органы и организации самоуправления и самодеятельности населения и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.

Признаки политической системы общества:

  1. Во-первых, это институциональная система (государство, партии, общественные организации, средства массовой информации и т.д.).
  2. Во-вторых, это нормативная система (политические, правовые, моральные, нормы; обычаи, традиции, символы).
  3. В-третьих, это коммуникативная система (формы взаимодействия власти, общества и индивида – пресс-конференции, встречи с населением, выступления по телевидению и т.д.).
  4. В-четвёртых, это культурная система (система ценностей, религия, ментальность – совокупность устойчивых представлений об обществе, характер и способ мышления).
  5. В-пятых, это функциональная система (средства и способы реализации власти – согласие, принуждение, насилие, авторитет и т.д.).
  6. В политическую систему входят не только те органы и организации, которые ставят своей целью участие в осуществлении политической власти и в политической жизни страны, но и те из них, которые служат для достижения культурных, религиозных, просветительских или других гуманистических целей. Главное условие: эти организации должны быть легальными.
  7. Именно в её рамках и с её помощью осуществляется государственная власть.
  8. Вся деятельность политической системы подчинена требованиям политических, правовых, идеологических, моральных и всех других социальных норм, историческим традициям и установкам политического режима.
  9. Категория «политическая система» позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, социальных и этнических групп, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.
  10. Политическая система в конечном счёте регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за неё.

Функции политической системы:

  1. Обеспечение политической власти определённой социальной группы или большинства членов общества.
  2. Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения.
  3. Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач.
  4. Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений.
  5. Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества.
  6. Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры.

Таким образом, политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет своё предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм.

    1. Структура политической системы

  1. Политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.
  2. Политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы.
  3. Правовые нормы и политические нормы и традиции, регулирующие политическую систему.
  4. Политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы.
  5. Политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Принципы политической системы:

  1. Народовластие (широкое участие населения в управлении делами государства).
  2. Верховенство права и закона.
  3. Идеологическое многообразие (плюрализм).
  4. Равенство всех субъектов перед законом.
  5. Политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции.
  6. Свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации.
    1. Типология политических систем

Общепризнанной в западной политической науке является типология политических систем Г. Алмонда. Он различал их по типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса. Г. Алмонд выделил четыре типа политических систем: англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная.