Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (Сущность принципа разделения властей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Суды субъектов федерации:

  • Конституционные суды субъектов

В их компетенцию входит рассмотрение соответствия законов субъекта и других его нормативных правовых актов конституции проекта РФ.

  • Мировые суды.[14]

Занимаются рассмотрением административных, уголовных и гражданских дел, в качестве суда первой инстанции.

Во всей российской судебной системе мировые судьи считаются самыми низкими инстанциями. Мировой судья осуществляет свои полномочия единолично. Занимается он рассмотрением незначительных гражданских дел. Вот на какие его полномочия указывает закон: уголовные дела о преступлениях, наказание за которые не может превышать три года; дела о выдаче приказов судебного типа; дела о расторжении брака, но при условии, что у супругов отсутствуют дети; дела о разделе имущества, сумма которого не превышает 50 тыс. рублей; дела по некоторым имущественным спорам, стоимость предмета которых все так же не превышает 50 тыс. рублей; дела об установлении или лишении отцовства, или материнства.

Взаимоотношение судебной и законодательной власти строится на нормах Конституции и федерального законодательства в последующем направлении:

Законодательная власть принимает нормативные и не нормативные правовые акты, по которым функционирует судебная власть поскольку определены полномочия, компетенция и структура. Законодательная власть не вправе лишить полномочий судебной власти.

Конституционный, Верховный, Высший суды РФ имеют право законодательной инициативы с целью совершенствования действующего законодательства о судебной системе, так как действующее законодательство отстает от реально сложившихся общественных отношений и не учитывает новых субъективных и объективных факторов, влияющих на процесс осуществления деятельности в различных областях, а в отдельных случаях приводит к коллизии правовых норм, либо создает условия для неисполнения или ненадлежащего исполнения закона, что само по себе является отрицательным результатом. Поэтому судебная власть взаимодействует с законодательной властью и способна способствовать принятию законов, действительно необходимых для его нормального функционирования, для выполнений тех задач, которые возложены на нее.

Конституционный суд РФ разрешает споры о компетенции между органами государственной власти и субъектов, между субъектами государственной власти, между высшими государственными органами субъектов федерации.


Конституционный суд по запросам палат федерального собрания, органа в законодательной власти субъектов федерации осуществляет толкование Конституции РФ.

При формировании судебного корпуса участвуют законодательные органы согласно статье 102 и 128 Конституции РФ.[15]

Взаимоотношение судебной власти с исполнительной властью РФ строятся в виде нормоконтроля и конституционного контроля за актами органов исполнительной власти со стороны судов общей юрисдикции, Конституционного Суда РФ, а также по запросам Правительства РФ и органов субъектов федерации осуществляется проверка нормативных актов исполнительной власти.

Взаимоотношение судебной и исполнительной власти строится на нормах Конституции и федерального законодательства в последующих направлениях:

Конституционный суд РФ разрешает споры о компетенции между органами государственной власти и субъектов, между субъектами государственной власти, между высшими государственными органами субъектов федерации.

Конституционный суд по запросам Правительства осуществляет толкование Конституции РФ.

Беспрепятственная возможность обращаться в суд за защитой от любых действий и бездействий органов исполнительной власти и суду право приостанавливать действие органов исполнительной власти до принятия решения.[16]

2.2. Конституционные принципы деятельности судебной системы

Конституция РФ в ст. 123 закрепила принципы, которые связаны с судебной властью и ее реализацией во всех направлениях, в сфере отправления правосудия.

Правосудие является видом государственной деятельности, которая направлена на сферу рассмотрения и разрешения различных социальных конфликтов, которые возникают при нарушении различных сфер права.

Принципы осуществления судебной власти следующие:

  • правосудие осуществляется от имени государства;
  • судопроизводство производится в гражданской, уголовной, иной сфере, при этом имеет специальную, установленную действующим законодательством форму.

Принципы правосудия вытекают из конституционных норм, а также из иных норм, в том числе норм международного права. Никакие иные органы не могут выполнять функции суда, рассматривая дела различного вида судопроизводства.


Принцип осуществления правосудия только судом выступает в качестве главной гарантии соблюдения законности, при этом охраняются права и законные интересы граждан и организаций. Его выражение можно найти в ч. 2 и 3 ст. 118 Конституции РФ. При этом рамки осуществления правосудия устанавливаются и иными нормами действующего законодательства.

Принцип открытого разбирательства выступает в качестве важнейшего принципа судопроизводства. При этом разбирательство по делам производится в открытой форме, кроме тех случаев, которые предусмотрены нормами действующего законодательства.[17]

Конституция РФ предусматривает установление слушания дела, которое предусмотрено в закрытом заседании.

В качестве целей деятельности суда устанавливается охрана прав и свобод, различного рода сведений, составляющих какую-либо тайну. При этом разбирательство в суде должно быть открытым, закрыть его можно только по мотивированному постановлению суда, например, если в ходе судебного заседания будут оглашаться какие-либо сведения, представляющие собой охраняемую законом тайну. Также закрытое судебное заседание проводится по половым преступлениям, если разглашаются интимные сведения одной из участвующих сторон.

При этом на судебные заседания может допускаться публика, представители СМИ, кроме закрытых судебных заседаний. Слушание по делу ведется с соблюдением всех правил, предусмотренных действующим законодательством, в том числе публично провозглашается приговор или решение суда.

Конституция РФ особо указывает на правила производства при осуществлении заочного разбирательства по уголовным делам, в тех случаях, которые предусмотрены действующим процессуальным законодательством. Явка подсудимого в любом случае в суд обязательна, без него не может быть постановлен приговор, здесь не допускается заочное участие. Однако действующее законодательство предусматривает возможность рассмотрения некоторых категорий дел без участия подсудимого, например, если он находится за границей, тем самым уклоняясь от явки в суд. Данное допустимо только в самых исключительных случаях и только по категории дел, за которые не назначаются наказания в виде лишения свободы, подсудимый также сам может ходатайствовать о производстве по уголовному делу в его отсутствие, но, тем не менее, суд может признать явку подсудимого обязательной.

Конституция РФ устанавливает принципы, которые действуют в ходе разбирательства по делу, то есть в рамках судебного процесса действуют принципы состязательности и равноправия сторон. Реализация данных принципов является важным условием отправления правосудия, гарантом соблюдения норм действующего законодательства, что способствует формированию правового государства.[18]


Вывод: Система судебных органов является совокупностью всех судов, действующих в Российской Федерации, согласно требованиям Конституции РФ, объединенная едиными принципами организации и деятельности судов и построенная с учетом особенностей построения государства, с учетом административного, территориального и федеративного устройства. Судебные органы, как составляющие единой системы, руководствуются общим материальным и процессуальным законодательством и обладают соответствующей компетенцией.

Несмотря на то, что судебные учреждения в основном преследуют единую цель, а именно, реализацию правосудия, их можно подразделить на три независимых системы: систему общих судов, в том числе, включая, также, военные суды в форме подсистемы; арбитражные суды; конституционную юстицию, в лице Конституционного Суда РФ на федеральном уровне.

Действующее федеральное законодательство, регламентирующее деятельность судебной власти, подразделяет судебные органы по территориальному признаку их действия.

По данному критерию судебные органы подразделяются на: федеральные суды, суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специальные суды; суды субъектов Федерации — конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

Заключение

В настоящее время основой организации функционирования государственной власти в качестве независимой ветви государственной власти закреплены в РФ на самом высоком — конституционном уровне, что свидетельствует о признании ее значения и потенциала, уникальной роли государства и общества. Конституцией принятой 12 декабря 1993года в статье 10 провозглашено «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Одной из главных целей демократизации современного общества была провозглашена идея создания правового государства, в котором судебная власть, должна стать одним из важнейших элементов структуры государственной власти наряду с законодательной и исполнительной. Без судебной власти правовое государство не может выполнять функции охраны правопорядка, защиты прав и свобода граждан, поэтому признание государством ценности судебной власти, принятие идеи о самостоятельности последней означает, что государство признает необходимость самоограничения власти.


В данном положении устанавливается два основных постулата в системе разделения властей:

  • Равновеликость всех ветвей власти, то есть отсутствие главной и второстепенной ветвей власти;
  • Обособленность одной ветви от другой и отсутствие связей подчиненности между ними в процессе осуществления собственных полномочий.

Принцип разделения властей имеет два аспекта:

  • Во-первых, эта распределение между органами государства. Ни одну из органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме, поэтому в условиях действия этого принципа ни одна из ветвей власти не способна занять авторитарно-абсолютное положение и опрокинуть право и конституцию;
  • Во-вторых, разделение властей не абсолютно. Оно в тоже время предполагает единство властей на основе общих политико-правовых принципов и целей гуманного общества. Единство и разделение властей конкретизируется в различных исторических ситуациях и положениях, но при этом обязательное условие: не должно быть сосредоточения властей в руках одного лица или органа, иначе станет невозможным взаимоконтроль властей.

Система разделения властей обеспечивает:

  • Самостоятельность и независимость судебной власти по отношению к другим основным властям — законодательной и исполнительной. Самостоятельность органов судебной власти — организационное обеспечение и гарантия самостоятельности судебной власти;
  • Взаимодействие и согласованное функционирование государственной власти, воплощённой ы различных ее отраслях, их взаимный баланс, служащих главной основой устойчивости, стабильности и динамизма социально, экономической, политической, государственно-правовой системы общества;
  • Функционирования системы «сдержек и противовесов властей» выступают как сами власти по отношению к друг другу, так и специальные предназначения для этого правовые средства и процедуры.

Место суда в системе разделения властей занимает первое место и основным аргументом является: способность судебной власти выносить свои решения, которые другим властям могут и не нравится, так согласно статьи 125 Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» конституционный суд признает не конституционными акты законодательные и исполнительные ветвей власти. Суды общей юрисдикции проверяют законность акты законодательной и исполнительности властей. Характер принятых судами решений и соответственно решения спора о праве или правового конфликта является окончательным. Однако у каждой ветви власти есть своя компетенция, своя сфера деятельности, свой круг вопросов и задач, осуществляемых самостоятельно. При этом сам конституционный суд разъяснил, что «принцип разделения властей» предполагает не только распределения властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимные уравновешивание ветвей, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие. Судебная власть является разновидность государственной властью и составляет единое целое с законодательной и исполнительной властью. Между ними происходят постоянное взаимодействие, но их цель является единой, а именно построение правового государства Российской Федерации.