Файл: Органы местного самоуправления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Конституция Российской Федерации закрепляет местное самоуправление как важнейший элемент основ конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти.

Суть местного самоуправления - в праве населения (местного сообщества), признаваемом и закрепляемом государством, самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения.

Местное самоуправление позволяет демократизировать систему управления и решать местные вопросы с гораздо меньшей степенью бюрократизации и большей эффективностью по сравнению с централизованной системой управления. Оно позволяет лучше сочетать интересы и права человека и малых сообществ с региональными и государственными интересами.

Актуальность темы исследования определяется современным периодом становления и развития местного самоуправления. Практическое развитие местного самоуправления предусматривает постановку и решение вопросов совершенствования правовых, территориальных и организационных основ местного самоуправления. Проблемы организации и практической деятельности органов местного самоуправления рассмотрены с целью выработки предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование организационных и территориальных моделей местного самоуправления.

Объектом исследования, проведенного в настоящей работе, явились правоотношения, складывающиеся в процессе реализации населением права на местное самоуправление, правоотношения, складывающиеся у населения с органами местного самоуправления.

Предметом исследования являются вопросы местного самоуправления.

Цель курсовой работы – проанализировать органы местного самоуправления.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить историю местного самоуправления в России;

- рассмотреть местное самоуправление как микромодель гражданского общества;

- изучить структуру и полномочия органов местного самоуправления;

- исследовать принципы организации местного самоуправления;

охарактеризовать социальные полномочия органов местного самоуправления

- провести анализ проблем местного управления.

Работа выполнена с использованием нормативно-правовых актов, применяемых при реализации государственных функций, в т.ч. Конституции Российской Федерации, учебной литературы для юридических вузов. При всем объеме и разнообразии литературы по теории государства и права, я отдал предпочтение учебникам, написанным под руководством Бикташева А.А., Васильеа В.И., Джагарян Н.В., Кудрявцева В.И, . Кутафина O.E., Фадеева В.И., Михеевой Т.М. Пешина Н.Л.


Также при изучении выбранной темы использовалась справочная правовая система «Консультант Плюс» в основном для получения информации о действующем законодательстве и изучения новейших журнальных статей юристов-практиков в области научных исследований о функциях государства.

Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Основная часть

1 Теоретические основы местного самоуправления

1.1 История местного самоуправления в России

Самоуправленческие начала в организации местной жизни были присущи народам России с давних времен. Одной из первых форм территориального самоуправления Древней Руси были соседские общины-верви. Вервь объединяла несколько семей одного племени, входя в состав волости. Волость тяготела к определенному стольному городу. Г лавным способом самоуправления в названных территориальных общинах была вечевая демократия, которая выросла из племенных собраний. Ярким примером развития вечевой демократии может служить Великий Новгород.

В средневековой Руси примером самоуправления могут служить земские избы, которые существовали в городах и волостях. В их ведении находились сбор налогов, хозяйственные и судебные дела. Земская изба состояла из земского старосты, земского дьяка и целовальников, избиравшихся из зажиточных посадских людей и государственных (черносошных) крестьян на один-два года или на неопределенный срок. В выборах указанных лиц участвовало все тяглое население, посадские люди, крестьяне. В число избирателей не входили служилые люди, не находившиеся под властью земских изб.

В ХУШ в. Екатериной II также проводилось укрепление городского самоуправления. 21 апреля 1785 г. была подписана Грамота на права и выгоды городам Российской империи («Жалованная грамота городам»). В ней, в качестве особой юридической личности, было выделено «общество градское» как объединение городских обывателей независимо от их сословной принадлежности. Городское население делилось на шесть разрядов. Первый разряд включал домовладельцев; второй - купцов, разделенных на три гильдии; третий - лиц, записавшихся в цехи; четвертый - иногородних и иностранных гостей; пятый - именитых горожан («степенных» служащих, художников, ученых, крупных капиталистов, банкиров, хозяев кораблей, торговцев оптом); шестой - посадских людей, не вошедших в пять первых разрядов и занимавшихся промыслом, рукоделием или иною работою в городе.


Город имел свой герб и печать. Градское общество наделялось правом обладать движимым и недвижимым имуществом, собственной казной, наполнявшейся за счет самообложения горожан, доходов с недвижимого имущества, отчислений процентов от питейных заведений, иных доходов. В управлении городом определенные права получило собрание городских обывателей.

Собрание составлялось из депутатов от каждого из шести разрядов населения. Оно должно было собираться каждые три года в зимнее время по приказанию и дозволению генерал-губернатора или губернатора для производства выборов городских органов, выслушивания предложений генерал-губернатора или губернатора, принятия представлений губернатору о своих общественных нуждах и пользах, поверке обывательской книги. Собрание избирало из своего состава общую городскую думу как представительный орган города в составе городского главы и гласных от каждого из шести разрядов. Общая городская дума созывалась по мере необходимости и избирала из состава своих гласных шестигласную думу как орган текущего представительного правления (собиралась не реже одного раза в неделю). При Екатерине II получило развитие дворянское самоуправление. Дворянство активно использовалось центральной властью как опора в управлении на местах.

В эпоху Александра II, а именно 1 января 1864 г., были утверждены «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» и 16 июня 1870 г. - «Городовое положение». Данная реформа была направлена на укрепление самостоятельности местных обществ, их органов, соединение различных групп населения, сословий в решении общих дел и задач по месту жительства. Земское самоуправление рассматривалось как обособленное от государства публичное управление, лишь опекаемое и контролируемое в известных пределах государством.

Органы земств по Положению 1864 г. - уездные и губернские земские собрания (представительные и распорядительные органы), избирались на три года, а также уездные и губернские земские управы (коллегиальные исполнительные органы), избираемые из своего состава уездными, губернскими собраниями на тот же срок их полномочий. Органы городского самоуправления по Положению 1870 г. - городские избирательные собрания, городские думы (представительные и распорядительные органы), избирались на четыре года, а также городские

управы (коллегиальные исполнительные органы), избираемые городскими думами на тот же срок их полномочий.

Земские и городские учреждения образовывались как органы всесословные, однако формировались они с учетом сословного деления населения. Для производства выборов уездных земских собраний избиратели уезда делились на три группы (курии): уездных землевладельцев, горожан (собственников недвижимого имущества) и крестьян. Выборы гласных осуществлялись куриями на их съездах раздельно. Губернские собрания избирались уездными собраниями путем тайного голосования, т.е. в рамках многостепенных выборов.


Г убернские, уездные земские органы нацеливались на заведование делами, относящимися к хозяйственным пользам и нуждам соответствующих губерний, уездов. Земства ведали своими имуществами, капиталами, денежными сборами, благотворительными заведениями; устройством и содержанием принадлежащих им зданий, сооружений, путей сообщения; обеспечением народного продовольствия; прекращением нищенства; управлением взаимным земским страхованием имущества; попечением о развитии местной торговли и промышленности. Они участвовали в попечении о народном образовании, здравоохранении; содействовали предупреждению падежей скота; охране хлебных посевов. Аналогичные вопросы, как в части местных дел, так и государственных задач решали органы городского самоуправления с учетом своеобразия городских поселений. Так, на них возлагалось обеспечение благоустройства городов согласно утвержденным планам, содержание городских коммуникаций, обеспечение воинского постоя.

Позднее данные законодательные акты были изменены Александром III в «Положении о губернских и уездных земских учреждениях» от 12 июня 1890 г. и «Городовом положении» от 11 июня 1892 г. Предпринятые изменения обычно именуют периодом контрреформ. В самом общем виде они были сведены к усилению государственного контроля над земствами, закреплению их положения как особого звена государственных учреждений, расширению представительства в них дворян. Так, в процессе проведения контрреформ в России постепенно формировались черты государственной теории местного самоуправления [2, с. 395].

После событий октября 1917 г. организация местной власти осуществлялась в форме Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов вместо земских органов. Советы изначально возникли как организационные ячейки стачеч-

ного движения (в период революции 1905 г.), став в 1917 г., наряду с военнореволюционными комитетами, органами вооруженного восстания.

Устройство местной власти в советский период при многочисленности его реформ отличал ряд постоянных признаков.

Во-первых, то, что местные органы сочетали в себе принятие решений и их исполнение. Именно это свойство отражает характеристика Советов как «работающих корпораций». За повседневное исполнение решений Советов отвечали формируемые ими исполкомы. Исполкомы являлись внутренними органами советов.

Во-вторых, советские органы действовали в рамках принятого тогда административно-территориального деления.

В-третьих, местные Советы связывались между собой и с высшими органами власти на началах централизма, подчинения нижестоящих органов вышестоящим по всем вопросам их компетенции, обязательности решений вышестоящих органов для органов нижестоящих.


В-четвертых, власть Советов, в условиях сложившейся в стране однопартийной политической системы, превратилась в прикрытие власти партийной. Они стали рассматриваться орудиями социалистического строительства.

Таким образом, местные советы оказались встроенными в жесткую властную вертикаль, что дает возможность оценить советскую систему местной власти как крайнее проявление государственной теории самоуправления.

Необходимо подчеркнуть, что внешние границы Московского региона и его внутреннее административное деление претерпевали неоднократные изменения в разные годы. Основными причинами реформирования системы управления было бурное экономическое и политическое развитие региона, главным образом за счет усиления его промышленных функций и как следствие - неконтролируемого роста численности населения. После возвращения в 1918 г. Москве столичного статуса политические факторы стали играть не меньшую роль, чем надэко-номические, в том числе и в вопросах административного деления самой Москвы.

Известно, например, что в марте 1917 г. по предложению большевиков Моссовет разделил город на 8 районов, которые территориально совпадали с границами районных большевистских организаций, в 1923 г. в Москве было уже

23 района, в сентябре 1957 г. их число сократилось до 20, а в августе 1960 г. - 17 районов.

Москва долгое время являлась составной частью Московской губернии и только в 1931 г., когда Моссовет фактически разделился на две части, одна из которых занималась городом, другая - областью, столица стала самостоятельной административно-хозяйственной единицей. В 1967 г. число районов в Москве вновь возросло до 29, что фактически означало приведение их в соответствие с изменением территории Москвы в 1961 г., а впоследствии появились участки города, расположенные на территории Московской области - за пределами ее основной юридической границы (город Зеленоград, пос. Внуково, Восточный, аэропорт Шереметьево и др.).

Последнее реформирование административного деления Москвы в 1991 г. привело к образованию 10 административных округов, радиальная конфигурация которых во многом обусловлена существующим рисунком административно-территориального деления области. Также были образованы 125 муниципальных районов.

Со временем из официального языка, применительно к местной власти, исчез сам термин «самоуправление». Как самоуправленческое начинает рассматриваться государство в целом, объявленное государством трудящихся. Категория же местного самоуправления стала рассматриваться как элемент буржуазной демократии, чуждой демократии социалистической.