Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Понятие и причина возникновения стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Некоторые виды деятельности могут приводить и к профессиональным и к бытовым стрессам — например, вождение автомобиля. С одной стороны, многие профессиональные водители испытывают стрессы, связанные с их работой, такие стрессы испытывают и миллионы людей других профессий, которые используют автомобиль для перемещения на работу или по своим делам.

1.4 Признаки стресса

Механизм работы организма основан, прежде всего на выживании, что и обуславливает причину появление стресса. В любой стрессовой ситуации в организме человека вырабатывается адреналин, появление которого направлено на инстинкт самосохранения. Поэтому механизм включающий физические и поведенческие реакции, вполне нормален, стоит научиться распознавать тот момент, когда стресс выходит из-под контроля. Важно вовремя определить, так как признаки стресса могут не проявляться и быть не слишком опасными для здоровья. В то время как само отношение к ситуации вполне способно привести к серьезной депрессии.

В первую очередь реакцией являются не физиологические и другие признаки стресса, наблюдать за которым могут его родственники и близкие люди. И такое поведение может стать первым показателем ухудшения состояния. Тут приводиться пример, где проводят аналогию с вождением автомобиля, описывая основные психологические комбинации, представляющие собой ярко выраженные признаки:

1.Набор скорости. Это состояние очень легко определить по агрессивности человека, его взволнованности, нежелание усидеть на одном и том же месте даже короткое время, достаточно резких реакциях на любые окружающие его действия. Подобное поведение представляет собой своеобразный механизм защиты от окружающего мира, поэтому нередко сопровождается плохим настроением, излишней придирчивостью и нервозностью.

2.Торможение. Яркие симптомы в этом случае — пассивность, необщительность, излишняя молчаливость, замкнутость и полное отсутствие желаний, абсолютная пассивность. Пожалуй, такие симптомы также несколько более опасны, нежели поскольку человека, находящегося в такой своеобразной меланхолии или даже серьезной депрессии гораздо сложнее вернуть обратно к реальности — его мало интересует даже возможная помощь в решении проблемы, вызывающей весь этот негатив.

3.На скорости и торможение. В данной ситуации симптомы уже более комбинированные, вся реакция на стресс  представляет собой сложный и запутанный механизм, определить который, впрочем, очень легко. Человек долгое время остается невероятно напряженным, но очень скованным и необщительным, словно готовым взорваться в любой момент. Он выглядит словно парализованный пациент.


Признаки стрессового напряжения можно разделить на несколько категорий:

  • когнитивные;
  • эмоциональные;
  • поведенческие;
  • физические.

Все это симптомы просто механизм их протекания является весьма индивидуальной системой и может существенно отличаться.

Когнитивные симптомы являются наименее заметными и включают проблемы памяти, отсутствие способности сконцентрироваться на одном деле, тревожные мысли, постоянное беспокойство. Все они, нарушают весь механизм работы мозга и негативно влияют на качество любой проводимой работы.

Эмоциональные признаки стресса, среди которых выделяют капризность, нервозность, вспыльчивость и агрессивность, психологическую невозможность расслабиться и постоянное чувство загруженности, чувство одиночества, уныние, депрессию, в отдельных случаях истерики и резкие смены настроения, прежде всего могут определить именно близкие люди. Постоянные жалобы, обращая подавленность, отсутствие сил и вдохновения — это своеобразный механизм предупреждения окружающих о серьезном стрессе, который вполне может вылиться в еще более существенные психологические проблемы.

Симптомы могут быть и поведенческие. Они включают недоедание или, напротив, переедание, бессонницу или постоянную сонливость, изоляцию от общества, полное или частичное пренебрежение взятыми на себя обязанностями, сильное употребление алкоголя, сигарет или даже пристрастие к наркотикам, проявление нервных привычек. Эти признаки стрессового состояния, наиболее опасны как для самого человека, так и для общества, так как именно они могут стать причиной аморального поведения.

Физические симптомы проявляются в обычном нарушение здоровья ритм их протекания понятен, избавиться от них без избавления от стресса невозможно.

К этой группе можно отнести боли, чаще головные, диарею или запор, тошноту и головокружение, слабость, увеличение или уменьшение давления, учащенное сердцебиение, потерю сексуального влечения, частые простуды. Это является причиной ухудшений здоровья и развития большинства многих заболеваний.

Из этого нужно зделать вывод, понятие стресса рассматривалось в разное время и в разных направлениях по разному в зависимости от вида и рода деятельности человека. Признаками стресса могут выступать множество всевозможных факторов. И поэтому, как мне кажется нет одного определённого понятия стресса. Стресс в разное время и в разных аспектах определяется по разному.


Глава 2.Методика определение стресса. 3.Разнообразие и динамика стресса

В данной работе мы использовали методику определения организационного стресса (ШОС) Маклина, адаптированная Н. Е. Водопьяновой, измеряет восприимчивость к организационному стрессу, связанную с недостаточным умением общаться, принимать взвешенные решения. Принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил.

Высокий уровень организационного стресса связан с предрасположенностью к регрессивному поведению.

Испытуемым надо было ответить на 20 вопросов теста, с 5 возможными вариантами ответа:

Абсолютно возможно ( всегда)

Верно в большинстве случаев

Нечто среднее

Не совсем верно, скорее неверно

Абсолютно неверно( никогда)

Чем выше суммарный показатель, тем выше уровень стресса:

Менее 99 баллов – низкий уровень стресса;

100 – 125 баллов – средний уровень;

больше 125 – высокий уровень стресса.

Диагностика по индивидуальным различиям по отношению к реагированию на стрессовые ситуации нашла свое выражение в диагностике типов реагирования на стресс.

Вопросы:

При возникновении проблем я незамедлительно начинаю активно действовать.

После окончания рабочего дня я продолжаю думать о незавершенных или предстоящих рабочих делах.

Я работаю с интересными и достойными людьми, уважаю их чувства и мнения.

Я хорошо знаю свои собственные слабости и сильные качества, помогающие мне в работе.

В нашей организации работает довольно много людей, с которыми у меня теплые и доверительные отношения.

Мне нравится много работать, я получаю удовольствие от своей работы.

На работе мне часто неинтересно, я работаю только из-за денег.

Мне интересно встречаться, разговаривать и работать с людьми различных мировоззрений, отличающихся от моих точек зрения.

Часто в моей работе я берусь за большее, чем могу успеть сделать в реальное время.

В выходные дни я активно отдыхаю.

Я могу работать продуктивно только с теми, кто близок мне по духу (культуре, интересам, менталитету), или с теми, кто похож на меня.


Я работаю прежде всего для того, чтобы заработать себе на жизнь, а не потому, что я получаю удовольствие от своей работы.

В моей работе я всегда действую рационально, четко определяю приоритеты (первостепенные задачи).

На работе я часто вступаю в спор с людьми, которые думают иначе, чем я.

Я испытываю беспокойство по поводу сохранения своей работы.

В моей жизни кроме работы я успеваю заняться многими другими интересными для меня делами в различных областях (развлечения, хобби, творчество).

Я расстраиваюсь, когда дело не получается так, как я хочу.

Часто я не знаю, как настоять на своем в спорных вопросах.

Я легко (без особого напряжения) нахожу выход из проблемных (трудных) рабочих ситуаций, мешающих мне достичь поставленных целей (задач).

Я часто не согласен с моим непосредственным начальником или вышестоящими руководителями.

В нашем тесте участвовало 10 человек возрастом от 25 до 37 лет менеджеры некоторых сетевых магазинов.

Согласно проведённому тесту мы выяснили, что 8 из 10 человек набрали от 90 до 105 балов и только два человека более 110 балов. Верхние позиции теста не задеты из этого следует что любой из этих людей переодически находится в стрессовой ситуации. Но не доходя до критического состояния .

2.1 Стресс и его виды

Стресс – биологическая реакция человеческого организма на раздражители. Человек когда чувствует угрозу жизни, по максимому напрягает внимание и чувства. В это время мозг посылает импульсы с целью выработки ими адреналина гормонов. Из за этого их действия усиливает потоотделение, учащается дыхание и сердцебиение. По окончанию действия данных гормонов, человек ощущает себя душевно разбитым.

К видам стресса относятся:

  • ментальный;
  • эмоциональный;
  • физический;
  • острый;
  • хронический;
  • гиперстресс;
  • экологический;
  • гипостресс;
  • гормональный;
  • эустресс.

Причинами стресса выступают внешние и внутренние факторы. К последним принято относить то, что является результатом вашего воображения, а жизненные перемены - это внутренние воздействия.

Так, список главных внешних воздействий составляют:

  • семья, дети;
  • работа;
  • проблемы материального характера;
  • чрезмерная занятость, загруженность делами;
  • затруднения в отношениях.

Внутренние факторы:

  • ожидания, не подкрепленные реальностью (нереалистичные);
  • пессимистичный настрой;
  • стремление все делать досконально;
  • негативный настрой своего внутреннего «я»;
  • отсутствие требуемой обстоятельствами настойчивости;;
  • неумение принять неопределенность.

2.2 Классификация видов стресса

1.Ментальный стресс.

Первейшим симптомом стрессового влияния на жизнь

мужчины является умственное напряжение. Поэтому от него зависит когнитивное мышление. Именно мозг в ответе за признание стресса, как нечто негативного или положительного. Системы организма реагируют на него определенным образом, как разум примет решение о соответствующем восприятии на действие стрессовой ситуации. К нарушениям в рациональном и логическом мышлении приводит психическое напряжение.

Личность находящаяся в состоянии ментального стресса, не способна

концентрироваться, объективно воспринимать происходящее,

принимать верные решения.

2.Психологический.

Существует два виды психологического с

тресса: информационный и эмоциональный. Второй выглядит как результат психического давления. Признаки эмоционального класса зависят от интенсивности давления. Так когда сознание находится в неопределенности, мужчина испытывает раздражение, вспыльчивость. В этом случае случае это проявляется через нервозность и чувство одиночества. В этот период ему сложно держать под контролем свои мысли. Информационный выглядит как перенасыщенность информацией, которая является абсолютно ненужной в случае разрешения данной проблемы. То есть такой стресс появляется, когда информации больше, чем необходимо и при этом она имеет наименьшую смысловую нагрузку.

3.Физический.

Он относится к физической реакции на природу возникновения самого стресса. Но при этом не затрагиваются функции сердечно-сосудистой системы и нервной.

4.Острый стресс.

Показывает себя как мгновенный (может быть положительным, называемым «эустресс», выражается не длительным чувством беспокойства), так и эпизодический, при котором мгновения напряжения возникают столь часто, что выходят из-под контроля личности, превращаясь в образ жизни.

5.Экологический.

Его появлению способствуют внешние воздействия. К ним могут относиться: ядовитые вещества в экологии, токсины, погодные условия, резкие температурные перепады.

6.Хронический. Этот стресс не имеет завершения. Он кажется бесконечным (может выражаться в боязни потерять должность). К сожалению, такой вид стресса способен довести человека к моральному истощению.

7.Гормональный.

Причина: гормональные сдвиги организма. Наиболее часто встречается в период полового созревания.