Файл: Понятие и виды субъектов правоотношений (Понятие субъектов правоотношений, их свойства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальные общности – народ, нация, население региона, трудовой коллектив - признаются субъектом права в случаях, предусмотренных Конституцией РФ или законом.

Так, многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти, имеет право принимать Конституцию, избирать президента страны, осуществлять другие права. Население города, иного населенного пункта наделяется правом самостоятельно решать вопросы местного значения, владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, избирать органы местного самоуправления.

1.2 Граждане как субъекты правоотношений

Для того чтобы рассматривать граждан, как субъектов правоотношений, необходимо определить, сформулировать суть понятия субъекта правоотношений. Теория права формулирует нам понятие субъект правоотношений как - индивид или организация, которые на основании норм права могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и обязанностей[7].

Исходя из природы правоотношений, можно выделить две большие категории субъектов, а именно - индивиды (или физические лица) и организации. К физическим лицам, как к участникам правоотношений относятся граждане данного государства, а также находящиеся на его территории иностранцы и лица без гражданства.

В правовой теории и практике гражданские (личные) права понимаются как свобода принимать решения независимо от государства, Духовная и физическая свобода человека от контроля государства (в виде свободы совести, свободы слова и убеждений, физической безопасности личности) исторически сформировалась раньше других свобод. Обвинение в преступлении часто связано с наказанием в виде лишения свободы, права в этой сфере исторически оформились в 17 -18 веках. Среди них - право считаться невиновным до приговора независимого суда, право оспорить в суде заключение под стражу, недействительность доказательств, полученных под пыткой.

Субъекта административного правоотношения можно рассмотреть на основе квалификации административных правоотношений на виды. В зависимости от особенностей участников административных отношений выделяются наиболее типичные их виды:

а) между не соподчинёнными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (к примеру, вышестоящие и нижестоящие органы);


б) между субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, 2 министерства, администрация 2 областей);

в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;

г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);

д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями и предприятиями, и учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);

ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Во всех вышеперечисленных отношениях всегда участвует тот или иной исполнительный орган.

Для любого правоотношения характерно возникновение его вследствие определенных юридических фактов, исходя из того, что под юридическими фактами понимаются действия или события, вследствие которых происходит возникновение, изменение или прекращение правоотношений[8].

Административно-правовые отношения классифицируются по многим критериям.

Первоначально выделяются две группы административных правоотношений:

а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия (субъект-объект), в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности, их можно обозначить как властеотношения; иногда они именуются как основные;

б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственно управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением; характеризующиеся как неосновные правоотношения.

Первые из названных выражают сущность управления, вторые связаны с этой сущностью, но прямо ее не выражают. К первым можно отнести отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, между должностными лицами-руководителями и подчиненными им по службе работниками административно-управленческого аппарата, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности и т.п.


Вторая группа характеризуется тем, что такие отношения хотя и возникают непосредственно в сфере государственного управления, однако не преследуют целью непосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект. К примеру, отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере государственного управления, но не связанные между собою соподчиненностью[9]. Так два министерства могут вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или согласования взаимных управленческих вопросов и т.д.

Иногда выделяют субординационные и координационные административно-правовые отношения. Субординационными называют те отношения, которые построены на авторитарности (властности) юридических волеизъявлений субъекта управления. Координационными связями называют те, в которых названная авторитарность отсутствует.

Административно-правовые отношения возникают при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами.

Для того чтобы граждане могли быть участниками различных правоотношений, они должны обладать определенными качествами, для обозначения которых применяется термин” правосубъектность”, то есть установленная правовыми нормами способность быть участниками правоотношений. «Каждый человек, где бы он не находился, имеет право на признание его правосубъектности». Таким образом, правосубъектность неотделима от личности и носит всеобщий характер: ее признание в принципе не зависит от пола, возраста, профессии, места жительства и т.д. Государство должно гарантировать это качество - способность быть участником правоотношений за каждым человеком.

Конституция Российской Федерации в статье 19 “гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.” Этой же статьёй “запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.”

Существенно, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются не только Конституцией, но и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Это обстоятельство, с одной стороны, должно подтверждать вхождение нашей страны в сообщество цивилизованных государств, а с другой - стимулировать законодательство в сфере прав и свобод человека и гражданина, направленное, в частности, на предупреждение всех форм дискриминации, защиту семьи, детей, молодежи, на улучшение благосостояния народа. Таким образом, международные нормы связывают права человека и гражданина непосредственно с политическими свободами и экономическим развитием общества[10].


Кроме правосубъектности теория государства и права выделяет для субъектов правоотношений так же такую характеристику, как правовой статус. Правовой статус составляют закрепленные в законодательстве права и обязанности индивида. Правосубъектность и правовой статус - различные понятия. Главное в правосубъектности - не соответствующие права и обязанности, а принципиальная возможность их иметь и осуществлять, это своего рода «право на право». Говоря о соотношении правового статуса и правосубъектности, обычно указывают на определяющий характер первого и на зависимость, вторичность правосубъектности, ее определяемость правовым статусом лица.

Сделаем к вышесказанному выводы:

  • Субъект отрасли права должен быть законодательно закреплен в качестве участника правоотношений
  • Субъекту права присуща закрепленная нормами права правосубъектность, т.е. возможность иметь права и обязанности.
  • Субъект права характеризуется правовым статусом, закрепленными за ним правами и обязанностями.

1.3 Юридические лица как субъекты правоотношений

Юридическое лицо – это организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, которая может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде[11]. Такая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.

Различают распорядительный и добровольный способ образования юридического лица. Основным моментом в создании юридического лица является государственная регистрация, которая осуществляется в соответствии с ФЗ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Для государственной регистрации юридического лица должны быть представлены документы: заявление, решение о создании юридического лица, учредительные документы (устав, учредительный договор), документ об уплате государственной пошлины. Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 рабочих дней. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.


Виды:

В зависимости от формы собственности:

  • государственные;
  • частные (негосударственные).

В данной классификации можно учесть прямую аналогию с принятым зарубежным делением: юридические лица публичного права; юридические лица частного права.

В зависимости от целей деятельности:

  • Коммерческие;
  • Некоммерческие.

По составу учредителей:

- Юридические лица, учредителями которых являются только юридические лица (союзы и ассоциации);

- Только государственные (унитарные предприятия);

- Любые субъекты гражданского права (все остальные юридические лица).

По характеру прав участников выделяют организации:

- на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные предприятия, а также учреждения);

- в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы);

- в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения, религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц).

В зависимости от объема вещных прав организации выделяют юридические лица, обладающие правом:

- оперативного управления на имущество (учреждения, казённые предприятия);

- хозяйственного ведения (государственные и муниципальные предприятия, кроме казённых);

- собственности на имущество (все другие юридические лица).

Глава 2. Правосубъектность и правовой статус

2.1. Понятие правоспособности

Гражданской правоспособностью называется общая правовая способность - юридическая возможность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, то есть выступать в качестве субъекта гражданских правоотношений. Таким образом, может быть достаточно одной правоспособности, чтобы выступить стороной в правоотношении[12]. Так, общая гражданская правоспособность индивида возникает в момент его рождения, и участником гражданско-правового отношения (например, правоотношения наследования) может быть младенец.

Содержание правоспособности граждан (физических лиц) законодатель определяет в ст. 18 ГК как совокупность прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин в соответствии с гражданским законодательством: