Файл: Роль мотивации в поведении организации (Теоретические аспекты мотивации и иерархии потребностей).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты мотивации и иерархии потребностей
1.1. Понятие и сущность мотивации
1.2. Теории мотивации и иерархия потребностей
1.3.Методы мотивации и стимулирования персонала
2. Анализ исследования системы мотивации персонала в гостиничном комплексе «Аврора»
2.1. Краткая характеристика деятельности гостиничного комплекса «Аврора»
2.2 Анализ количественного и качественного состава персонала гостиничного комплекса «Аврора»
2.3 Анализ мотивации персонала гостиничного комплекса «Аврора»
3.Проблемы мотивации персонала и направления их совершенствования в гостиничном комплексе «Аврора»
3.1. Проблемы мотивации персонала гостиничного комплекса «Аврора»
3.2. Пути преодоления проблем мотивации персонала гостиничного комплекса «Аврора»
Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что вопросами исследования мотивации и иерархии потребностей в современных организациях занимается множество людей. По данной тематике написано множество научно-практического материала, однако несмотря на это, имеется множество спорных вопросов, нуждающихся в более детальном рассмотрении. Работа поможет дать ответы на спорные вопросы и предложить альтернативные пути решения проблем.
Проблемы мотивации работников предприятий любых форм собственности всегда были и остаются наиболее актуальными. От четко разработанных систем мотивации зависит не только социальная и творческая активность работников управленческого труда, но и конечные результаты деятельности предприятий.
Эффективность той или иной мотивационной системы в практической деятельности во многом зависит от органов управления сверху вниз. Хотя за последние годы сделаны определенные предпосылки к повышению роли самих предприятий к разработке собственных систем мотивации, которые на конкретном отрезке времени позволяют претворять в жизнь стоящие перед предприятиями цели и задачи в условиях рыночных отношений. Очевидно, именно этими обстоятельствами можно объяснить появление за последние годы значительного количества фундаментальных и прикладного характера публикаций, посвященных данной проблеме.
В условиях формирования рыночных отношений повышение эффективности управления за счет совершенствования системы мотивации персонала становится наиболее актуальным для организации. Мотивация является основополагающим фактором побуждения работников к высокопроизводительному труду. В свою очередь функционирование систем мотивации, их разработка преимущественно зависят от работников аппарата управления, от их квалификации, деловых качеств и других качественных характеристик.
Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одними из ключевых факторов успеха функционирования организации. Человек не машина, его нельзя "включить", когда требуется его работа, и "выключить", когда необходимость в его труде отпадает.
Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Цель курсовой работы – изучить текущие состояние и перспективы развития мотивации персонала гостиничного комплекса «Аврора»
Задачи:
1.Изучть понятие и сущность мотивации ;
2.Исследовать теории мотивации и иерархию потребностей;
3.Рассмотреть методы мотивации и стимулирования персонала;
4.Исследовать систему мотивации и стимулирования персонала в гостиничном комплексе «Аврора»
5.Выявить проблемы мотивации персонала и предложить направления их совершенствования в гостиничном комплексе «Аврора»
Научную основу работы составили периодические издания и литература, а также труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам исследования мотивации и иерархии потребностей, такие как Савенок Е.С, Степанова С.Н., Мальцева Е.С., Родермель Т.А. и т.д.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1.Теоретические аспекты мотивации и иерархии потребностей
1.1. Понятие и сущность мотивации
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил.[1]
Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов.
В условиях рыночной экономики и формирования новых механизмов хозяйствования встает необходимость работать по-новому, считаться с законами и требованиями рынка. Поэтому возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности организации. Главной задачей в данных условиях является поиск эффективных способов управления трудом, которые обеспечивают активизацию человеческого фактора.
Руководство любой организации приходится заботиться о том, чтобы у каждого работника была своя цель, разделенная с общей целью предприятия, а также принимать управленческие решения, связанные с активацией деятельности ее сотрудников. В этих условиях решающим причинным фактором результативности деятельности людей является мотивация.
Управление социальной системой и человеком, в отличие от управления техническими системами, содержит в себе как необходимый элемент согласование целей объекта и субъекта управления. Результатом его будет трудовое поведение объекта управления.[2]
В современной теории управления существует несколько подходов и определений понятия «мотивация».
Кабушкин Н.И. считает, что «мотивация – это процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения личностных целей организации» .
По мнению, Полукарова В.Л. «мотивация – это особый вид управленческой деятельности, имеющий целью активизировать людей, работающих в организации, и побуждающий их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах».
Согласно Короткову Э.М., «мотивация – это метод управления, опирающийся на мотивы деятельности человека»
Можно сущность мотивации раскрыть, как стремление работника удовлетворить свои потребности, то есть получить определенные блага, посредством трудовой деятельности .
В структуру мотивации труда входят:
1.потребность, которую хочет удовлетворить работник;
2.благо, способное удовлетворить эту потребность; трудовое действие, необходимое для получения блага;
3.цена – издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия.
Мотивация призвана выполнять ряд функций, которые схематично представлены на рисунке 1.
Функции мотивации
Рис 1. Функции мотивации
Эффективность управления во многом зависит от того, насколько успешно осуществляется мотивирование. В зависимости от того, какие при этом преследуются цели, какие задачи оно решает, выделяют различные типы мотивирования. [3]
Эволюция развития систем мотивации имеет достаточно длительный период, который можно разделить на восемь этапов.
На первом этапе, начиная с учения Тейлора, система мотивации изучает реакцию человека на обязательные условия труда и его результаты, соизмеряя с ними размеры оплаты
На втором этапе человек труда познается как существо социальное, групповое, способное нормально существовать только в условиях социального коллектива.
Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действия определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей и другое, что может быть предложено в компенсацию за его действия. [4]
На третьем этапе система мотивации в управлении ставится в зависимость от методов и способов управления. Размеры оплаты и результативность труда являются производными и от стиля управления, применяемого руководителем.
На четвертом этапе система мотивации изучает воздействие положительных и отрицательных факторов на результативность труда и величину его оплаты.
На пятом этапе формируется и осуществляется новая философия мотивации, суть которой сводится к развитию само мотивации как явлению, вытекающему из иерархии потребностей человека.
На шестом этапе апробируется новая концепция мотивации, которая указывает работнику пути достижения своих целей, исходя из иерархии потребностей и психологической теории мотивации.
На седьмом этапе система мотивации ориентируется на достижение групповых целей и задач на основе делегирования полномочий малым коллективам.
На восьмом этапе в основу системы мотивации закладываются факторы социальной карьеры и пути удовлетворения личных потребностей.
Таким образом, мотивация является решающим фактором результативности деятельности персонала в достижении организацией поставленных целей.
1.2. Теории мотивации и иерархия потребностей
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют людей действовать определенным образом. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. Содержательные теории основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации, и практически не рассматривают сам процесс мотивации.[5]
Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу, теория ERG, разработанная Альдерфером, теория приобретенных потребностей МакКлелланда и теория двух факторов Герцберга.
Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу.
Сущность этой теории сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп. Маслоу утверждал, что поведение человека зависит от того, какой из пяти основных видов потребностей является на данный момент доминирующим.
Абрахам Маслоу - один из крупнейших ученых в области мотивации и психологии. Его теория психологии управления включает в себя следующие основные идеи и предпосылки:
1.люди постоянно ощущают какие-то потребности;
2.люди испытывают определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы;
3.группы потребностей иерархически расположены по отношению друг к другу;
4.неудовлетворенные потребности побуждают человека к действиям. Удовлетворенные потребности не мотивируют людей;
5.если одна потребность удовлетворяется, то ее место занимает другая;
6.обычно человек ощущает одновременно несколько потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии;
7.потребности, находящиеся ближе к основанию "пирамиды", требуют первостепенного удовлетворения;[6]
8.потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как удовлетворяются потребности более низкого уровня;
9.потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.
В соответствии с теорией Маслоу, существует пять групп потребностей (рисунок 2)
Рис 2. Иерархия потребностей (пирамида Маслоу)
Теория потребностей Маслоу - одна из наиболее известных теорий мотивации. Она показывает, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как предоставить человеку возможности удовлетворять свои потребности.
Теория ERG Клейтона Альдерфера.
Так же, как и Маслоу, Альдерфер исходит в своей теории из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако в отличие от теории иерархии потребностей, он считает, что таких групп потребностей существует три: потребность существовать, потребность общаться с другими и потребность своего роста и развития. Клейтон Альдерфер утверждал, что эти три потребности аналогичны потребностям, выделенным Маслоу.[7]