Файл: Особенности развития европейской валютной системы (Основные тенденции развития европейской валютной системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особое место в валютной интеграции ЕС занимает образование экономического и валютного союза, основой которого является ЕВС. В 1992 году 12 стран Европейского союза подписали Маастрихтский договор, положения которого были предложены еще в 1989 году Ж. Делором. В соответствии с данным Договором, странам-кандидатам для вступления в Европейский союз необходимо было выполнить ряд критериев (темпы инфляции, состояние государственного бюджета и долга, размеры долгосрочных процентных ставок, колебания курсов национальных валют) [3].

Образование и развитие экономической и валютной интеграции происходило в несколько этапов.

- устранение барьеров по движению капиталов и проведению расчетов (1993);

- достижение государствами-участниками Маастрихтских критериев (1994-1998);

- переход к евро, как единой валюты ЕС (1999-2002).

ЕЦБ в свою очередь регулирует вопросы валютной и денежно-кредитной политики и обладает суверенитетом перед странами и другими институтами Европейского союза [4].

Несомненно, переход к единой валюте имеет ряд преимуществ. Снизились риски и расходы по конверсионным операциям, произошло объединение национальных рынков в правовых и организационных вопросах, что привело к увеличению оборота внешнеэкономических операций. Необходимо отметить, что в 2015 году вес евро в валютной корзине СДР составил 30,96%, что говорит о возрастающей роли в мировой валютной системе.

По данным приведенным выше, можно сделать вывод о том, что Зона Евро характеризуется наиболее высшей долей экспорта, чем импорта. Это объясняется тем, что при экспортных сделках валюту выбирает продавец. А импорт представлен товарами Азии и Америки в долларах США.

В условиях мирового кризиса принципы функционирования экономического и валютного союза требуют изменений и корректив. Из статистики за последние 5 лет можно наблюдать нестабильность и снижение показателей ВВП, так за период с 2016 по 2017 г. ВВП в Зоне Евро снизился на 1,7%, государственный долг стран Зоны Евро за последние пять лет в среднем увеличивается на 2-4%, показатель государственного долга к ВВП за последний год снизился с 92% до 90,7%. Исходя из данных, представленных ниже можно сказать, что экономические индикаторы стран Зоны Евро отклоняются от критериев Маастрихтского договора.

 

Рисунок 1 – Динамика показателя ВВП Зоны Евро, млрд долл[24]

В современных условиях кризиса евро, как вторая по значимости валюта мира, все более подвержена риску и становится менее устойчивой. Но, несмотря на это, она продолжает выполнять функцию резервной валюты многих европейских стран и функцию меры стоимости в большей части европейских и африканских стран [6].


Рисунок 2 – Государственный долг Зоны Евро, млн.евро

Опыт экономического и валютного союза в ЕС показал эффективный результат процесса интеграции в рамках валютной политики. В докладе о деятельности ЕС за 2016 год отмечается, что экономический и валютный союз приносит большую выгоду странам-участницам, характеризуется внутренней эффективностью и устойчивостью экономики, как Европейского союза, так и отдельно взятых стран-членов [7].

Рисунок 3 – Динамика показателя государственного долга к ВВП Зоны Евро, %

Прогнозы дальнейшего развития валютной интеграции ЕС неоднозначны. Велик риск распада Евро Зоны, вследствие отклонения от Маастрихтских критериев, но и имеются предпосылки для дальнейшего развития и углубления процессов интеграции [8].

Председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер в своих интервью отмечает, что в течение пяти лет будет продолжаться реформа экономического и валютного союза, с целью сохранения стабильности евро, как единой валюты ЕС, и унификации монетарной и валютной политики, а также политики в области труда между странами-участницами ЕС [7].

Остается актуальным развитие валютного сотрудничества между странами ЕС и странами постсоветского региона [9-11]. Многие из стран СНГ оказались под воздействием процессов европейской и евразийской интеграции, что также отражается и на вопросах валютного сотрудничества [12, 13].

Валютная интеграция ЕС в настоящее время является одним из главных достижений евроинтеграции, и, парадоксальным образом, одной из главных проблем для дальнейшего эффективного развития экономического сотрудничества в Европе на базе ЕС [14- 17].

В условиях геополитической нестабильности опыт европейской валютной интеграции особенно актуален при введении азиатской валютной единицы в рамках ЕАЭС.

2.2. Перспективы единой европейской валюты.

Перспективы евро связаны с экономическим потенциалом стран зоны евро. Сегодня из 28 стран Евросоюза на единую валюту перешли 19 государств. Их совокупная доля ВВП по данным Организации экономического сотрудничества и развития, в 2016 г составляла 12,2%, в мировом экспорте товаров и услуг – 26,2%.

В 2018 году было заявлено, что Болгария и Румыния перейдут на евро к началу 2022 года. На начало 2019 года, Болгария, Румыния и Хорватия планируют начать переход на евро, тогда как Польша, Чехия и Венгрия отказались установить сроки перехода.[25]


D Великобритании gроведен Brexit, по результатам которого страна выходит из ЕС.

Важную роль в формировании стоимости европейской валюты сыграл и референдум в Италии, где жители страны не поддержали реформы, предложенные премьером Маттео Ренци. Такой результат привел к отставке премьера и углублению итальянского кризиса.

Эти два события серьезно повлияли на стоимости евро в 2018 году.

Европейский союз занимает ведущее положение в мировой экономике и выступает главной политической и экономической силой в Европе.

Экономический союз на площади 5 млн.кв.км. с численностью населения 550 млн. человек подвержен разнообразным воздействиям.

Проблемы Евросоюза и их влияние на экономику европейских стран

Одной из главных проблем Европы в последние годы стало увеличение количества мигрантов и беженцев с Африки и Ближнего Востока, что увеличило риски в области безопасности и возникновения угроз терроризма.

Проблема беженцев стала главной причиной Brexit в Великобритании несмотря на то, что финансовые потери от данного решения составят около 1250 фунтов для каждой семьи страны.

Экономика Италии пребывает в стадии сильнейшего экономического кризиса, безработица в стране достигла 18%, наплыв эмигрантов — все это в конечном итоге влияет на курс евро.

Проблема заключается в том, что страны, экономика которых ориентирована на предоставление туристических услуг и легкую промышленность, оказались в проигрыше, а те государства, чье основное направление производства ВВП — машиностроение и тяжелая промышленность, остались в выигрыше.

Германия при создании Евросоюза получила максимальную прибыль, так как рынки всех стран содружества были открыты для немецких товаров. В результате экономика Германии стремительно развивается, ее показатели роста самые внушительные:

1. Превышение экспорта над импортом на 235 млрд. евро;

2. Индекс деловой активности составляет значение 112,3;

3. Рост ВВП превышает 2% ежегодно;

4. Инфляция стабильно держится на уровне 2,2%.

ФРГ, получая самые высокие преференции на еврорынке, играет основную роль в формировании курса евро в 2019 году.

Серьезные проблемы для европейской валюты создает и непонимание между ЕС и США, начавшееся после прихода к власти Трампа, поддержавшего Brexit, а также возможность изменения американцами таможенных законов.

Главной особенностью, и как позже выяснилось — проблемой, является то, что за евро стоит не единое целостное государство с четко выраженными целями, а несколько стран, которые разительно отличаются по уровню экономического развития, политического веса, а также по культурным и правовым традициям. В подобной ситуации общая денежно-кредитная политика и единая валюта не способны устранить специфику каждого государство, и как следствие, возникает угроза столкновения интересов государств. [6] Например, слабая валюта наносит ущерб наиболее крупным и развитым участникам, а из-за сильного евро неизбежно снижение темпов экономического роста и возрастание социальной напряженности в менее развитых странах.


Таким образом, передача денежно-кредитной и валютной политик в руки Европейского Центрального Банка фактически лишает отдельные государства главных средств оперативного регулирования: способность менять ключевые ставки и влиять на обменный курс.

Согласно «Теории оптимальных валютных зон» канадского экономиста Роберта Манделла, для образования устойчивого валютного региона необходимо, чтобы граждане всех стран-сотрудников выигрывали от существования единой валюты, поскольку курс бы восстанавливал равновесие экономики при изменении рыночных условий на общей территории. [3] Более того, необходима высокая корреляция экономических циклов в отдельных странах с общим циклом, свойственным для общей валютной зоны. Так, можно заметить, что настоящее состояние еврозоны не является оптимальным в силу того, что сотрудничество оказывается не взаимным.

В качестве наглядного примера можно привести четко выраженные разногласия в 2010 году по вопросу повышения процентных ставок и курсе евро между Германией, которую устраивал сложившийся паритет евро-доллара, и Францией, которая ратовала за укрепление евро.

За последние несколько лет функционирования еврозоны обозначилась острая проблема: если государство не может справиться с дефицитом бюджета и государственный долг растет с каждым днем, то правительство может провести девальвацию валюты, в частности, для того, чтобы облегчить экспорт собственной продукции за рубеж.

При условии отсутствия евро в 2009 году Италия могла бы девальвировать национальную валюту на 40 %, Греция, Португалия, Испания — на 30 %. Польша могла бы девальвировать злотый стала бы единственной страной Старого Света, добившейся в период кризиса экономического роста. [1, с. 172] Однако у стран Европы такая возможность на данный момент отсутствует, вследствие этого, как нам известно, инвесторы распродали евро, что привело к такому масштабному кризису, что аналитики предсказывали выход наиболее проблемных стран, таких как Греция или Ирландия, из еврозоны.

Дело в том, что курс евро создавал впечатление, что греческие или итальянские бонды так же хороши, как французские и немецкие — что является неверным. Подобная иллюзия и привела к падению стоимости кредитов абсолютно во всех странах Союза.

По причине отсутствия возможности у каждого государства распоряжаться собственной денежно-кредитной политикой, экономические проблемы решаются на наднациональном уровне. Например, созданием стабилизационного фонда для помощи проблемным странам, что, в свою очередь, замедляет экономический рост более развитых государств. Так, вклад обязался сделать каждый член еврозоны, однако крупнейшим кредиторами стали Германия и Франция. Некоторые сочти это как победу политической стабильности над экономической, поскольку выход Греции из еврозоны означал бы крах всей системы ЕС. [15]


По сути, согласно подобному методу решения проблем, долги стран-заемщиков буду оплачивать рядовые граждане Германии и Франции, что уже вызывает высокую социальную и политическую напряженность в данных странах.

Кроме того, пока идея фонда только разрабатывалась, решение экономических проблем на общем уровне уже сказывалось отрицательно на странах, которым якобы оказывалась финансовая помощь, поскольку, выполняя требования, они вынуждены были проводить крайне консервативную финансовую политику: сокращать государственные расходы и увеличивать налоги, что привело к невообразимому росту социальной напряженности внутри стран. [21]

В современной конфигурации еврозона статистически является эффективной, однако при этом уже 7 лет никто не может преодолеть последствия кризиса 2008 года: экономический рост Союза является крайне вялым и неравномерным, а разрыв между сильным севером и погрязшим в долгах югом неустанно растет. [4] В итоге в различных странах растут рейтинги у евроскептиков или, что хуже, у крайне правых партий. [5] На сегодняшний день аналитики с 80 % вероятностью говорят о том, что еврозона в нынешнем варианте не сможет выжить

. В 2012 году возникло предположение, что наилучшим вариантом развития событий станет раскол еврозоны на два блока: первый, наиболее сильный, сформируется из Германии, Бельгии, Голландии, Австрии, а второй — из Италии, Испании, Португалии и т. д.

Таким образом, в условиях непрекращающейся глобальной нестабильности отдельные страны еврозоны являются крайне слабыми финансово-экономическими звеньями. В силу общей высокой хозяйственной интегрированности и взаимозависимости стран-участниц, они тянут наиболее успешных страны назад, что оказывает негативное влияние на Союз в целом и сеет разногласия между государствами.

Перед нами раскрывается достаточно мрачная картина будущего еврозоны, поскольку единой валюте так и не удалось достигнуть двух главных целей: процветания, полной политической и экономической интеграции. Напротив, в нынешней обстановке страны стали смотреть друг на друга с недоверие. На данный момент можно выделить три основных варианта дальнейшего будущего Европейского валютного союза. [1, с. 421]

Первый — Германия взваливает на себя долговую нагрузку и финансирует проблемные страны. Однако, подобный вариант грозит серьезными социальными и политическими последствиями самой Германии.

Второй — распад на два блока в целях обеспечения более гибкой системы. Данный вариант представляется экономически крайне сложным, поскольку изменения затронут все страны еврозоны.